eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А.Е. Волков: "Опыт схематизации. Свои и Другие"

Тезисы доклада

Обсуждать, в смысле выносить в пространство критики и отношения, имеет смысл то, что делаешь (здесь это (деяние, проживание) трактуется мной в относительно узком смысле как проекты и\или программы развития), в противном случае обоснование и осмысленность будет определяться искусством исторических интерпретаций, или, что еще хуже, эрудицией автора. 

Иметь дело с людьми – одна из наиболее «досадных» необходимостей управления. Они, как правило, не следуют замыслам автора, так как справедливо предполагают насилие над их образами будущего или сложившимися и закрепившимися, в силу массовости повторения, моделями социального поведения. Они «Другие», для всякого одержимого своим замыслом (проектом, программой, планом).

«Свои» - это готовые или демонстрирующие готовность понимать замысел. Они, обычно, несут «установку» (интенцию, отношение) на понимание. Готовы на изменение своих моделей, и следовательно, в пределе, на отказ от «собственных» проектов и программ, во имя сохранение принадлежности к «своим». Здесь отношение первично и приоритетно.

Коммуникация возможна и необходима в ситуации реализации замысла, то есть  выхода его за пределы «одного сознания». Если нет возможности указать на развернутую практику, пусть даже не актуальную, а потенциальную, то захватить сознание других (суть вовлечь) не представляется реалистичным, разве что гипнозом и эмпатией, но это ближе к кинематографу и другим технологиям «иллюзионизма». В этом смысле, коммуникация нужна только, если есть столкновение с Другими и нет выбора избежать этого взаимодействия.

Под схемой здесь понимается знаковая (для ясности, графическая) форма, которая указывает (предписывает) действие. Столкновение людей может быть переведено в конкуренцию проектов (замыслов), если есть возможность (способность и культура) перевести в артикулированную форму (графического изображения) схемы.

Практика схематизации была «прихвачена» (заимствована, скопирована) мною из ОДИ и затем из работ, в рамках образовательной программы, проводимых командой ТАУ (тольяттинская академия управления). Но, до появления собственной практики участия в «больших» проектах, оставалась такой же экзотикой, как прыжки с 4000 т. метров (skydiving) или восхождения на восьмитысячники (high altitude climbing). Экзотикой, в смысле избыточности и непрактичности для организации собственной жизни и деятельности.

Например, разработка и продвижение международной позиции страны (в рамках председательства РФ в Большой Восьмерке) указала на резкую дефициентность текстовой коммуникации в ситуации кроскультурной и мультилингвистической работы. Переход к графической схематизации в создании рабочих понятий, в международных коллективах экспертов, оказался единственным средством, позволившим достичь общего осмысленного поля, а потом и  социального и  политического результата. Разработка программы модернизации в сфере образования и проектирование новой бизнес-школы, при которых возникала необходимость введения общих понятий,  указали на мощность и эффективность инструмента схематизации.

Возникла необходимость различать в  такого рода коммуникативных практиках схемы план-карты и схемы, которые выполняют функцию введения рабочих понятий. Первые могут вводиться (выкладываться) топически, то есть сразу, симультантно и могут выполнять функцию задания поля и рамок (во всяком случае могут так употребляться). Вторые – схемы-понятия, как правило, могут быть введены логически (по мере разворачивания соответствующего дискурса), и то при условии «интеллектуального доверия». Проникающие в практику госуправления и международной кооперации такие странные образования как «дорожная карта», например, указывают на то, что в ряде случаев, начинает «естественно» складываться практика и «культура» соответствующей схематизации.

По всей видимости, систематической практикой работы со схемами и на схемах может стать управленческое образование, которое переживает мучительный кризис (по крайней мере, последние 10-15 лет) расставания с научной парадигмой в смысле содержания обучения.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17