eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А. Зинченко. «Тезис по теме «технология проблематизации»

Вопрос и Тезис:

Для чего нужна, и  где  употребляется технология проблематизации?

Каковы назначение и функции технологии проблематизации?

Ее нужно освоить под  руководством тренера, чтобы научиться работать задачно!

То есть - находить на практике выход из любой сложной ситуации.

В подтверждение тезиса привожу фрагменты собственной практики технологизации:

1. Результаты  И-29 «Проблемная и задачная  организация ситуаций и систем профессинально-производственной и учебной мыследеятельности»  (Залучье, Тверская область, 02.09.83 - 14.09.83). Работа на игре, на противопоставлении четырех сферно-фокусных схем  (Ю.Громыко) показала, что:

  • задачный подход в подготовке (передача знаний в ходе решения задач) приводит к проблемным ситуациям в практической деятельности;
  • проблемный подход в подготовке – искусственное создание проблемных ситуаций – позволяет в практике технологично ставить и решать проблемы.
    • Проблема в сфере подготовки – где взять преподов, которые готовы и могут проблематизировать собственные знания и опыт?   Как на место классно-урочной системы ввести проблемные формы организации?
  1. Разворачивание схем, полученных на  И-29 в ретроспективу – «большую» и «малую» истории технологии проблематизации (принцип  А.А.Зиновьева).

«Малая история»: дипломная работа  Г.П. Щедровицкого «О некоторых моментах в развитии понятий»;  анализ работ Г.Галилея, разработки категории «система», материалы И-16 «Процессы проблематизации в ОДИ» (Москва, НИИОПП, 05.07.82 - 09.07.82) - понятийно-фокусная схема проблематизации по Г.П.:  

«Большая история»: «История» Геродота, диалоги Платона - вопрошание, «Об ученом незнании» Н.Кузанского - схема с «пустыми» местами,  «Логика и рост научных знаний» К.Поппера – понятие проблема, критика сайентизма П.Файерабенда, «Искусство решения проблем» Р.Акоффа, технологизация проектирования и стратегирования, ААR и прочее…

  1. Технологическая  проработка проблематизации позволяет говорить о смене действительности (подхода), в которой организуется проблематизация в условиях коллективной мыследеятельности.

Г.П.Щедровицкий

Проблемы и проблематизация в контексте программирования процессов решения задач. Доклад на симпозиуме «Логика научного поиска». 30.11.1977:

Очень сложный вопрос о взаимоотношениях и связях между проблематизацией и программированием, с одной стороны, и проектированием систем деятельности и мышления, с другой стороны: ведь если условием проблематизации и программирования являются структурно-функциональные представления деятельности и мышления, то почему нельзя, вместо проблематизации и программирования, осуществлять структурно-функциональное проектирование и таким образом делать все, что нужно, и решать все оргуправленческие задачи в отношении деятельности и мышления?

И параллельно всей этой работе решатель задач может проставлять плюсы и минусы у соответствующих блоков схемы способа и таким образом формировать свое рефлексивное знание о том, чего он не знает и что знает плохо. И он может делать выводы примерно такого рода: я плохо представляю себе цели этой работы, ибо имею слишком смутное представление о ее необходимых и возможных продуктах; у меня нет необходимого для получения этих продуктов исходного материала; у меня явно неадекватные моим целям средства и методы деятельности и мышления, и т.п.

Так или примерно так формируются знания о том, чего не имеет или не знает решатель задач, и благодаря им проблематизация приобретает уже позитивную (или квазипозитивную) форму.

  1. Наша собственная разработка (не защищена копирайтом, поэтому пользуйтесь, если сможете) – технология ПАС – проектно-аналитическая сессия. В ходе работ на ПАС происходит постановка участникам техник проблематизации в контексте решения проектно- аналитических задач.

 Делай так: решай задачу! Уперся – сделай эпохэ, зайди с другой стороны. Снова не получилось – проанализируй  способ - как ты работаешь, организуй повышение собственной квалификации – конструируй новый  способ и проектируй под него обеспечение работ.

      (Движение к объективации – прямо противоположные высказывания по поводу одного и того же объекта (ситуации). Полагание схемы (операционной системы), которая снимает конфликт, например, функционализируя участников).

Случай с «великолепной четверкой» (Н.Герасименко, и другие…).


  1. Эксплуатация технологий постановки и решения проблем на Западе – «думающие танки» и прочие защищенные авторским правом разработки.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17