eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Об особенностях и перспективах СМД-педагогики

Грязнова Ю.Б.

  1. Тысячелетия образование и педагогика служили тем, кто не готов пока к жизни. Неготовые к жизни – дети, готовые и живущие полноценной жизнью – взрослые. И почётная позиция педагога (учителя) - помогающего перейти от детства во взрослое состояние. Но переход к середине ХХ века полураспада жизни знаний через границу человеческой трудовой жизни (сегодня время полураспада знаний оценивается по аналогии с устареванием электронной техники – 3 года) отменил всё это. а) Появилась концепция непрерывного образования, когда в образование приходится «заходить» регулярно, чтобы как минимум не отстать от изменяющейся жизни, а ещё лучше – опередить остальных. В пределе задача же ставится так: выстроить жизнь так, чтобы её устройство было образовательным. б) Реально исчезло разделение взрослых и детей. Не только в ситуации пользования домашним компьютером или другим девайсом, но и в других ситуациях дети часто оказываются более готовыми к адекватным действиям, чем их родители. Таким образом, главная задача современного образования и педагогики – открыть педагогическую «Касталию» (65 лет прошло с написания «Игры в бисер») и осознать, что «педагог» это столь же временное звание, как и «чемпион мира».
  2. С точки зрения образования и педагогики схема МД-ти иначе ставит вопрос о содержании, чем схема ВДиТК. В рамках схемы МД не ставится вопрос о том – чему учить. А если и ставится, то в терминах некоторых способностей: способность к мышлению, коммуникации, навигации, воле, действию, воображению. То есть примерно в терминах самой же схемы МД. Вообще, есть предположение, что схема МД-ти – схема, как раз схватывающая возможность соорганизации деятельности и образования, возможность непрерывного образования. И в этом её значение.
  3. Зато в СМД-педагогике обязательно а) иметь выход к реальной деятельности; б) организовать выход к актуальным исследовательско-аналитическим разработкам; в) организовать коммуникационно-образовательную среду (игровым или ещё каким-либо способом; иногда вполне годятся и старые проверенные тренинги и просто учебные курсы, если нужно). Различные фокусировки и переходы позволяют создавать разные типы образования и, соответственно формировать разные МД-е формы и способности. Тот (или даже, скорее, - те), кто может организовать такую образовательно-педагогическую единицу и являются в данное время и в данном месте педагогами.
  4. Каковы перспективы такой педагогики? При нынешних тенденциях реформ образования в России (с тестами, механическим применением рейтингов или столь же механическим разделением на бакалавров и магистров), перспектив для неё в рамках официальной системы образования нет. Есть надежда на места, неподчинённые системе образования: внешкольные формы образования и корпоративное образование.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17