eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Создание в рамках образовательного процесса действительности мышления и деятельности как необходимое условие осуществления обучения мышлению и деятельности.

Богин В.Г.

Сегодня уже очевидно, что обучать детей надо не предметным умениям, а мышлению и деятельности. Но мышление (М) и деятельность (Д) не явлены в «физическом» пространстве и поэтому не явлены нашему восприятию, не видны «невооруженным» глазом.  Невооруженным глазом видны только слова и физические движения. М и Д явлены только в соответствующих действительностях (под действительностями  я понимаю пространства, заданные схемами (моделями), в частности, схемой МД,  акта действия, конфигуратора, рефлексивного выхода и т.п.), и для того чтобы  увидеть М и Д, необходимо в этих соответствующих действительностях находиться. Сегодняшний «средний» учитель, не оснащенный способами проникнуть в эти действительности, не может обучать детей М и Д, поскольку они для него не объективированы, и не могут быть предметом его практической работы – ведь человек не может работать с тем, чего у него нет (точнее было бы сказать «чего ДЛЯ него нет»), человек может работать только с тем , «что для него есть». Для сегодняшнего «среднего» учителя есть только слова  ( каким-то образом структурированные в текстуальные или метатекстуальные (чаще всего ассоциативные) образования), и некоторые наборы алгоритмов работы с этими словами, и поэтому он способен обучать учеников словам и алгоритмам работы с ними.

****

Поэтому первичная задача и необходимое условие создания образовательного процесса, в котором дет будут обучаться М и Д – это «затащить» учителя в действительность М и Д.

****

Кстати, пресловутая для педагогики проблема неумения «применять знания на практике» - это проблема отсутствия полноценных, не «дефектных» знаний, то есть знаний, изначально «привязанных» к действительности М и Д и связано это в первую очередь с отсутствием в обучении действительности М и Д.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17