eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Знания как предмет управления с точки зрения методологии: интеллектуальный, институциональный и инструментальный контексты

Малиновский П.В.

  1. Место ММК и методологического движения в «эпистемологическом повороте». На рубеже 70-80-х гг. институционально оформляется комплекс когнитивных наук, изучающих когнитивное поведение; инженерия знаний, связанная с обслуживанием экспертных систем; практики искусственного интеллекта моделируют системы технического и социального управления; складывается дисциплинарное поле рефлексивных практик работы с различными типами практик (социология знаний, археология знаний, управления рисками, описания духовных практик различных традиций, этнометодология и т.п.)
    Введенное в ММК представление о системах воспроизводства деятельности, циклах обращения знаний в деятельности задает новую предметную область для управления – явные и неявные знания, положенные как различные циклы обращения. Два противоположных «маятниковых» тренда совмещаются: 1) оестествление – разъестествление; 2) оискусствление – разыскуствление.  Опосредующий контур, который замыкает (ограничивает) рефлексивную возгонку – контур воспроизводства опыта как необходимое условие воспроизводства деятельности.
  2. Циклы обращения знаний как предмет управления (оискусствление процессов воспроизведения опыта = предметизация + дисциплинарная организация). СМД-подход позволяет задать общий мыследеятельностный контур для всех процессов обращения знаний, включая мета-знания, задающий инструментальную и институциональную инфраструктуру управления знаниями. С т.зрения СМД-подхода – процессы обращение знаний различного типа – явных и неявных – в деятельности (=в системах воспроизводства деятельности) – это первый категориальный слой представления предмета управления знаниями, от самых абстрактных и универсальных систем знаний до воплощенных в распределенных человеческих способностей.
    Цикл обращения знаний: генерация/производство знаний – накопление и сохранение знаний – распространение знаний – применение знаний - - генерация знаний - …
    Практики управления знаниями – появление все новых слоев метазнания – гиперинтеллектуализация = оискусствление против разъестествления = феерия знаний – ОДИ практики
    Заканчиваем типологией: типа практик управления знаниями (машинерия знаний как оестествление знаниевых конструктов; мистерия знаний как одновременное разъестествление, выход в сверхъестественное, и разыскусствление практик знания; инженерия знаний скогерированные процессы оестествления и оискусствления извлекаемой экспертной информации).
  3. Институциональные механизмы воспроизведения знаний и применения знаний в системах управления. От прагматики к синтагматике управления знаниями, или знаниевые формы управления. Специализация сфер деятельности по фазам циклов обращения знаний. Институты управления сферами деятельности. В которые встраиваются дисциплинарные машины воспроизводства опыта, и научные и технические дисциплины – механизмы регулирования обращением знаний. Знания применяются в качестве инструмента управления (знаниевая форма управления);
  4. Мировое сообщество оказалось не способно управлять глобальной ситуацией (переход от G-8 к G-20).
    Нет достоверных знаний, чтобы найти правильное решение в сложившейся ситуации (обилие информации не заменяет знаний!).
    Чтобы справиться с глобальным кризисом (или научиться управлять хаотическими переходами), необходимо овладеть техниками управления знаниями + эффективно использовать знания в практике глобального управления.
    Традиционные дисциплинарные механизмы (самоуправляющиеся сообщества используют знаниевые управленческие формы=когнитивные институты и процедуры легитимации)
    Глобальная профессиональная революция и переход к новым формам самоорганизации сообществ, производящих знания.  
  5.  Слой организованностей материала опыта (факты) в эпистемологическом оформлении дает таксономию единиц знания:
    • тематики
    • схематики
    • проблематики,
    • систематики
    • аксиоматики
    • догматики
    • синтагматики
    • парадигматики

    Переход к новой Эпистеме. Компетенции как фрактальные единицы – инструменты управления знаниями

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17