eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Стандартизация, задание форматов и регламентов как современная методологическая практика управления

Кудряшов С.А.

Об авторе

Выпускник первого выпуска (1998 г.) Тольяттинской академии управления. Эксперт в области систем внутреннего контроля. Основная специализация: аудит и консалтинг в области информационных систем, бизнес-процессов, корпоративного управления.

Цели и задачи доклада

Рефлексия опыта работы в области разработки, внедрения, оценки и аудита стандартов и регламентов организации деятельности. Определение границ, выделение основных понятий, методологий и инструментов, анализ тенденций в развитии области, выделение и анализ проблем, выявление направлений развития. В рамки данного доклада не входит обсуждение технических стандартов и стандартов продукции.

Тезис 1. Понятия стандартизации в управленческой деятельности размыто

В современной российской практике управления понятия стандартизации размыто и требуют прояснения. Мы сталкиваемся с такими основными определениями стандартизации:

  • Стандартизация как способ тиражирования лучших образцов деятельности.
  • Стандартизация как форма внешнего контроля за деятельностью
  • Стандартизация как способ технологизации и рационализации деятельности
  • Стандартизация как признак широкого признания (окультуривания) деятельности
  • Стандартизация как фактор развития деятельности

Тезис 2. Стандартизация и регламентация деятельности находятся в рамке организационной деятельности и связаны со процессами развития, функционирования и воспроизводства

Следует различать стандартизацию и регламентацию. Регламентация – это процесс выстраивания деятельности в соответствии с определенной нормой, функцию, которой может выполнять стандарт. А стандартизация - это процесс формирования и формализации норм деятельности.

Я рассматриваю стандартизацию и регламентацию как два инструмента применяемых из позиции организатора деятельности для выстраивания процессов воспроизводства, функционирования и развития.

Кроме этого, следует выделять процесс контроля, как инструмент проверки осуществления деятельности по отношению к регламентам и стандартам. Как правило именно процесс контроля является ключевым для эффективной реализации регламентации.

Тезис 3. В настоящее время стандартизация присвоена международными и национальными институтами и корпорациями.

Тенденции развития стандартизации определяются международными и национальными институтами, корпорациями и профессиональными сообществами. Факторами изменений являются корпоративные и государственные скандалы, экономические вызовы и кризисы.

  • Стандарты качества: ISO 9000, 9001.
  • Стандарты управления проектами: PMBOK.
  • Учет, отчетность, аудит: IFRS, ISA, GAAP, GAAS, AS, IIA.
  • Финансовые организации: Basel.
  • Внутренний контроль: COSO, COSO ERM, COSO ICoFR.
  • Информационные технологии: COBIT, ITIL.
  • Корпорации: SAP, Oracle.
  • Профессиональные организации и комитеты: IIA, ISACA.

На национальном уровне, как правило, стандартизация регулируется правительственными и неправительственными институтами, такими как ANSI, NIST в США.

Тезис 4. Современное состояние стандартизации в России формируется за счет нескольких векторов:

  • «Советское наследие»: стандарты предприятия (СТП), отраслевые инструкции.
  • «Новые русские» стандарты: стихийная корпоративная формализация.
  • «Диффузия» зарубежных стандартов: стандарты качества (ISO 9000/9001), учет и отчетность, управление проектами.
  • «Игра по чужим правилам»: обязательное регулирование зарубежными или международными стандартами в областях учета, отчетности, экологии.
  • Национальная стандартизация: стандарты Центрального Банка, бухгалтерского учета, ГОСТы, «закрытые» стандарты.
  • Государственная «инъекция» мировых стандартов: локальные адаптации стандартов в области качества, учета, аудита, образования.
  • «Информатизация и технологизация» через внедрение информационных систем, в частности ERP-систем.

Тезис 5. Текущее состояние регламентации характеризуется следующими тенденциями:

  • «Конкуренция стандартов» внутри компании
  • Возросшая цена соответствия стандартам и ответственность за их нарушение
  • Подмена собственных целей регламентации «стандартными»
  • Формирование «слоеных пирогов» регламентов или систем на системе
  • Унификация и поддержка непротиворечивости регламентной документации
  • Повсеместность регламентации и «посадка» процессов регламентации и контроля на сотрудников
  • Наличие «теневых» областей для регламентации и контроля

Тезис 6. Дальнейшее развитие стандартизации и регламентации должно строится в рамках национальной и корпоративных политик

Нужно ли развивать стандартизацию? Использование стандартизации является ресурсом развития и дает ряд преимуществ:

  • Поддержание состояния процессов на определенном «стандартном» уровне, предотвращение деградации.
  • Повышение управляемости за счет повышения определенности в регламентах и протоколах взаимодействия.
  • Повышение ресурса управляемости за счет «оискуствления» естественного.
  • Перенос и трансляция эффективных схем организации деятельности.
  • Обеспечение подготовки и воспроизводства человеческих ресурсов.

Стандартизация и регламентация опираются на богатую практику и инструментарий средств и технологий разработанный в течение последних 60 лет. Но, тем не менее, существует ряб проблем актуальных в настоящее время в нашей ситуации.

Основные проблемные области:

  • Проблема корпоративной регламентации и формирования корпоративных политик стандартизации, обеспечивающих реализацию корпоративных стратегий, рационализацию и оптимизацию корпоративной регламентации.
  • Проблема национальной стандартизации и формирования национальной политики стандартизации, которая определяла приоритетные направления стандартизации, а также рациональное отношение к прошлым и существующим практикам стандартизации. В частности, полтика стандартизации могла бы быть направлена на учет мирового и национального опыта антикризисных мер и включения его в перспективные направления стандартизации.
  • Формирование новых областей стандартизации и стандартов деятельности и профессиональные стандартов актуальных в текущей ситуации и перспективных в будущем. Интеграция профессиональных стандартов со стандартами подготовки.

Тезис 7. Современная методологическая практика имеет возможности по включению в данные процессы через смежные области

Область стандартизации и регламентации связана со многими областями, где представлено методологическое движение: сфера образования и подготовки, сфера политики, стратегическое развитие. На мой взгляд, участие методологического движения должно строиться по следующим направлениям:

  • Формирование национальных и корпоративных политик стандартизации и регламентации.
  • Формирование новых стандартов. Некоторые элементы методологических техник и инструментов могут найти более широкое применение через стандартизацию и перенос в корпоративные регламенты.
  • Формирование новых профессиональных стандартов, стандартов подготовки.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17