eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Практика в образовании. Что такое практикоориентированное обучение. Как практически организовать/ осуществить такое обучение?

Волков В.Е.

1.    С необходимостью построения представлений о практике мы столкнулись тогда, когда начали обсуждать и конструировать схемы практико-ориентированной подготовки инженеров. При разработке проекта Приволжского кластерного университета «Автомобилестроение» как  иной формы кооперации образовательных ресурсов для обеспечения развития практики машиностроительной сферы обнаружился дефицит  представлений о возможной или необходимой практике. Существующие государственные программы  этой отрасли  не позволяют построить необходимые представления о будущей практике.

 

2.    Вопросы:

            А) В каких формах можно «ухватить» инженерную практику?

            В) Какие средства и формы обеспечивают практическую подготовку?

3.    Методологическая  направленность в решении этих задач была заложена еще на игре ОДИ -80 (26.05 -03.06.1990г) в Тольятти по теме: «Содержание, методы и организационные формы инженерной подготовки и образования в ТПИ»

На этой игре ГП, обсуждая методологическое мышление, высказал тезис. «Мышление есть определение организационной формы, чрез которую нам даны знания и представления о мире». И далее: «Нам приходиться в решении многих вопросов применять такую смешанную стратегию: мы нечто создаем искусственно - технически или конструктивно - технически, потом оестествляем это, даем возможность этому развиться самому. Смотрим, что там получиться. Там, где у нас проработана эта категория, мы можем предсказывать: вот когда мы сюда эту конструкцию вложим, она там будет естественно - исторически развиваться. И поэтому, обсуждая социальные и социокультрные проблемы, мы, очень часто используем эту идеологию…  Я говорю, надо выложить такую конструкцию, потом 25 лет подождать, и в истории нашего общества это даст плоды…». ….прошло 20 лет.

4.    То, что было зафиксировано тогда и  продолжено  в последующем  в виде организационных форм, предписаний и пр. продуктов методологических «штудий», оестествлялось только то, что находило своих носителей, владеющих ресурсами.

5.    Тема практики, практичности возникает при использовании схемы акта деятельности для  описания реальной деятельности.  Поскольку практика достаточно динамичная, корпоративная сфера, то для ее схватывания требуется построение иных инструментов дополняющих элементы исходной схемы. Основной формой построения таких инструментов, является организация и мыслительное сопровождение содержательной коммуникации между носителями реальной практики и соответствующей ее теоретиками.

6.    Опыт такой работы позволяет зафиксировать тезис: практика – это искусственно организованная деятельность, формирующаяся на основе теоретического и мыслительного сопровождения.  Деятельность без этого обеспечения не может быть воспроизведена и не может быть зафиксирована в культуре  как опыт.

7.    В качестве примера практики можно указать на  сущность хорошей морской практики, которая трактуется как совокупность морских обычаев, неуклонно выполняемых всеми судоводителями. Они носят в основном технический характер и дают образец действии помогающих точно и правильно, с учетом всех фактических обстоятельств выполнить необходимые маневры.   

8.    Этот пример указывает, что именно зафиксированный и отнормированный опыт позволяет осуществлять ответственную практическую деятельность, транслировать его, но этот пример не дает ответа на вопрос: а как учитываются изменения или как влияют на опыт новые представления? Для образовательной деятельности этот вопрос можно сформулировать так: как научить тому, чего еще нет? Или как подготовить специалистов для проектируемой деятельности?

9.    Эти вопросы во многом решаются на основе схем изложенных в «Педагогике и логике». Основным затруднением предложенных схем является отсутствие форм их оестествления. В качестве одной из таких форм нами была реализованная форма подготовки педагогов в Школе новых образовательных технологий (ШНОТ).

Здесь процесс посадки схем и выработки необходимых решений осуществилась слушателями на основе решения ими практических задач – разработки и внедрения новых учебных продуктов, которые они в дальнейшем сами должны преподавать, статуированных в программе развития университета (т.е. проектировать свою будущую практику).

10.              Для решения сформулированных задач, обеспечения понимания состояния актуальной практики нами была разработанная форма коммуникации, сорганизованной в виде Кафедры- клуба. 

Смысл этой схемы: в центре происходит обсуждение актуальных проблем практической деятельности, продуктовым выходом этого обсуждения является техническое задание на изменение  содержания учебных предметов, заказ на теоретическое исследование зафиксированной проблемы, на разработку новых инструментов для практики.

11.               Для решения отдельных проблем нами была разработана схеме коммуникации «30 х 30 х 30». Это схема состава участников коммуникации для организации практикоориентированного обучения, треть которых являются носителями актуальной практики, треть – оспособленные к научной и теоретической деятельности в данной области и треть – обучающиеся этой практике (в рамках соответствующих специальностей и направлений подготовки).

Последовательность этой работы состоит в обсуждении и актуализации проблемы, анализе существующих теоретических и практических способов разрешения задач, разработке и проектировании необходимых средств на основе мыслительного сопровождения.

(Пример – энергобезопасность города.  Проблема – соорганизация, освоение категории Система – построение «План -  карты» энергоресурсов города).

12.              Заключение.

Безусловно, все то, что было реализовано в нашей  практике становления градообразующего вуза, было осуществлено только за счет мыследеяетльностных практик, оформленных в виде клубов, проектных сессий, постоянно действующих семинаров и др. форм, обеспечивающих содержательную работу. Непосредственным и активным участником которой был ее ректор, бывший мэр нашего города С.Ф. Жилкин, являющийся заказчиком на эти работы в качестве понимающего администратора, допускающего в системы управления организацией элементы СМД-методологии. 

Образец этой работы  был задан  ГП, его неоднократным посещением нашего города.

Важным обстоятельством для системной и необратимой работы – мыследяетльностной практики в организации – является критическая масса оспособленных участников (не мнение 7 +/- 2 % от общей численности), находящихся на ответственных местах.   

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17