eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Методологический анализ становления и функционирования института «социальных трансформаций»

Розин В.М.

 (на материале деяний св. Бернара и истории Ордена Тамплиеров)[1] 

Задачи исследования:

  • Проанализировать, используя данный кейс,  цикл жизни (становление, функционирование и гибель) особого института, основная миссия которого состоит в том, чтобы запустить и поддерживать социальные трансформации.
  • Методологически осмыслить интеллектуальную составляющую (идеи, замыслы, проекты, программы и др.) подобной социальной трансформации.
  • Рассмотреть, можно ли выявленные характеристики института социальных трансформаций распространить на объяснение других случаев (например, опричнины, большевизма и др.).  

Становление и функционирование института социальных трансформаций 

Предпосылки:

1. Социальная ситуация.

  • Борьба королевской власти с церквью за власть. Каждый из этих институтов апеллировал к сакральной традиции (короли считались помазанниками божими, церковь - посредником Бога на земле). И короли и церковь имели своих сторонников в обществе (вассалов и паству), т. е. были укорены в социальной структуре средневековой культуры.
  • Неконсолидированность христианского мира, отклонение от идеалов Христа (множество приходов и монастырей с разными традициями и образом жизни, несоблюдение заветов, торговля индульгенциями и пр.)
  • Социальный беспредел и насилие в обществе.
  • Общество, состоящее из множества достаточно автономных социальных субъектов (городов, земель, королевств, монастырей, приходов и т. п.), связанных христианской верой, договорными отношениями и обычаями.
  • Наличие популяций (часть рыцарей и монахов, безземельные крестьяне, свободные горожане), которым некуда было приложить свои силы. 

2. Вызовы времени и ответ на них

  • Для церкви основный вызов времени - восстановление единства своих рядов и возращение к принципам подлинной христианской веры. На втором месте стояло получение власти, что предполагало борьбу с королями.
  • Для власти в целом (церковной и королевской) - прекращение социального беспредела, наведение в обществе порядка, установление социального мира.

Борьбу церкви за объединение, очищение своих рядов, установление социального мира и получение власти можно считать ответом на указанные вызовы времени. Власть в целом ответила на свои вызовы тем, что в конце концов отказалась от военных способов решения вставшей проблемы, пошла на компромиссы, разделение полномочий, подчинению каноническому и светскому праву. Стали складываться новые «социальные практики», способствующие консолидации разных социальных субъектов и образованию единого христианского мира: борьба с неверными (безбожниками, ведьмами, евреями, мусульманами), крестовые походы, формирование средневекового права и др.    

Социальные практики представляют собой новые способы деятельности, отвечающие на вызовы времени. Как правило, необходимое условие их формирования - интеллектуальное обеспечение. Другое условие – институционализация. В свою очередь, новые социальные институты складываются в ответ на вызовы времени и проблемы, при наличие заинтересованных популяций (социальных субъектов), при условии создания необходимых идей, схем, концепций. Таким образом, речь идет о формировании «распределенного целого», сторонами которого выступают вызовы времени и проблемы, социальные практики, новые социальные институты, интеллектуальное обеспечение, а также новые способы жизни и воспитания. 

3. Становление института «монахов-рыцарей»

Этот институт складывается в рассмотренной социальной ситуации. Помимо общих вызовов времени и ответов на них, для становления института «монахов-рыцарей, были характерны еще два вызова: 1) ряд рыцарей, будучи истыми христианами, всей душой стремились к спасению, но в силу судьбы и различных обстоятельств вынуждены были продолжать действовать на своем поприще; значительно реже монахи хотели быть рыцарями, но и им нередко приходилось браться за оружие, и 2) в этой популяции некоторые рыцари и монахи были эзотерическими личностями, т.е. считали спасение единственной целью жизни и были ради него готовы на всё.

Идея ордена «монахов-рыцарей» (возможно, заимствованная у мусульман) вполне отвечала их чаяньям. Одновременно она была ответом на один из главных вызовов времени - необходимости установления союза церкви и королевской власти. В таком союзе были крайне заинтересованы многие социальные субъекты средневековой Европы и основные слои населения.

Миссия  ордена «монахов-рыцарей» была сформулирована св. Бернаром как двойное служение: борьба с дьяволом на небе и с его приспешниками на земле, защита Христа и помощь всем тем, кто идет по пути спасения. Монах-рыцарь - это воин Христа небе и на земле, возлюбленный Богоматери. В этом плане защита всех, подвизающихся на пути спасения, понималась как путь спасения, как обретение подлинной жизни, как возвышенная любовь к деве Марии.

Бернар разрабатывает и вторую основную идею нового ордена, а именно, особой организации и образа жизни, эзотерических по сути, обеспечивающей для членов ордена выполнение указанной миссии. Устав ордена, написанный св. Бернаром, с одной стороны, делал невозможной привычную жизнь и отношения, с другой - создавал условия для выращивания эзотерического человека, для переделки обычного человека в своеобразное орудие решения задач, стоящих перед орденом.   

Миссия ордена и идея особой организации задаются совокупностью схем; на их же основе складывается, с одной стороны, новый социальный институт, с другой - эзотерическое мироощущение и образ жизни. Схемы изобретаются индивидами, позволяют перейти от проблемной ситуации (она в данном случае характеризуется вызовами времени) к новой реальности, определяют в рамках этой реальности действия (познавательные или практические).

Социальный институт формируется как ответ на вызовы времени, позволяя разрешить потребности заинтересованных популяций; отвечает на эти вызовы посредством процедур и организации деятельности, допустимых в культуре (поэтому он может быть истолкован как орган культуры); предполагает интеллектуальное обеспечение (осознание миссии, процедур, организации и пр.), разграничение функций с другими институтами, воспроизводство основных своих реалий.

Эзотерическое мироощущение характеризуется тремя основными вмененностями: 1) подвизающийся на эзотерическом пути убежден, что существуют две реальности - обычная, оцениваемая негативно, и подлинная, отвечающая его идеалам и чаяньям, 2) он уверен, что целью жизни (спасения) является обретение подлинной реальности, 3) приходит к пониманию необходимости собственного изменения за счет духовной работы и психотехники.   

 Св. Бернан со товарищи, отвечая на вызовы своего времени, создали следующие схемы: фундаментальные схемы монаха-рыцаря как воина Христа на небе и на земле, двойного служения (Богу и людям, идущим по пути спасения), любви к Богоматери (культ девы Марии); производные схемы (защиты паломников на пути к гробу Господню, возведения храмов, строительства дорог, финансового обеспечения паломников и ряда других, понимаемых как реализация исходных фундаментальных схем), схемы новой организации, схемы эзотерического мироощущения.   

Особенность организации ордена «монахов-рыцарей» состояла в том, что в данном случае организационные нормы (прописанные в уставе ордена), с одной стороны, делали невозможным для личности привычное, естественное поведение (как греховное или запрещенное), с другой стороны, указывали на жизнедеятельность, ведущую к спасению и служению.

Суровая дисциплина и аскетический образ жизни, молитвы и устремление к спасению, культивирование любви к Христу и деве Марии имели не только функциональный характер, в том смысле, что позволяли члену ордена служить Богу и людям, но также идти по эзотерическому пути, веря в спасение уже здесь в земной жизни (подобно тому, как исихасты верили в земное обожение).  

4. Сдвиг функций и деятельности ордена, воздействие на другие институты

Сначала орден хранил и обменивал деньги паломников, идущих к гробу Господнему, потом, уяснив общественную пользу и выгоду для себя этой службы, постепенно перешел к финансовой деятельности как таковой. Сначала он торил дороги только для паломников, потом занялся строительством дорог для всех, идущих к Богу (не только на Востоке, но и во Франции). Поскольку, как известно, все дороги ведут к храмам, а церкви были во всех приходах, орден стал строить дороги по всей Франции. Сначала орден во время стихийных бедствий кормил верующих из своих запасов, потом он стал развивать сельское хозяйство, повышая его производительность с тем, чтобы можно было прокормить тысячи и тысячи страдающих христиан. Сначала орден строил небольшие храмы для паломников, потом стал строить церкви для всех, идущих по пути христианского спасения. В силу общей установки на спасение и Благо (любви к ближнему) деятельность ордена все больше приобретала общественный характер, направленный на социальное служение.     

Своим существованием и деятельностью орден оказывает колоссальное влияние на основные социальные институты средних веков (королевскую власть, церковь, цеховое и сельское хозяйство). Он демонстрирует возможность органической связи веры и практической деятельности, бескорыстного общественного служения, образцы новых технологий, в том числе управленческой, более эффективной деятельности. Деятельность ордена создает предпосылки (строительство дорог, финансовые связи и  процедуры, новые схемы управления) для становления национального государства. Новые технологии все больше перенимаются другими социальными институтами, чего нельзя сказать об эзотерическом образе жизни, характерном для членов ордена. 

5. Почему орден «монахов-рыцарей» не смог противостоять королю и был уничтожен?

Эзотерический образ жизни все-таки чужд основной массе населения. Новые технологии были в основном взяты другими институтами. Орден «монахов-рыцарей» вместе с другими орденами и новыми социальными институтами (каноническим и светским правом и обновленным государством) ответили на основные вызовы времени, и в этом отношении орден перестал быть необходимым. Кроме того, он отчасти мешал становлению национального государства, демонстрируя другой, эзотерический способ жизни и путь. Противостоять же королю, когда он начал уничтожение ордена монахов-рыцарей, было невозможно, прежде всего, в силу миссии ордена и его социальной укорененности. Дело в том, что идея двойного служения исключала сопротивление церкви и королевской власти: они санкционировали создание ордена и формально он выступал их орудием. Но главное все же было в другом, орден выполнил свое назначение, подготовив становление нового социального организма.        

6. Можно ли распространить этот способ анализа на объяснение становления других институтов социальной трансформации?

Думаем, что да, учитывая, конечно, особенности изучаемого феномена. Например, история большевизма практически полностью укладывается в намеченную схему. А вот история ММК нет. Здесь не было ориентации на культуру и миссию общественного служения, эзотерическое мироощущение было характерно только для Г.П., не было создано культуросообразных процедур и организации, реформаторская активность была направлена главным образом на интеллектуальную сферу, не затрагивая другие социальные институты.



[1] Это сообщение опирается на историческую реконструкцию и доклад, подготовленные Л.Г. Голубковой (см. http://www.fondgp.ru/projects/seminar/reflection )

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17