eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Фабрики мысли и интеллектуальные сети: две стратегии институционализации

Афанасьев Г.Э.
  1. Фабрики мысли - результат организационного дизайна 50-60-х годов прошлого века. Цель разработки новой организационной формы – обеспечить связь интеллектуальных центров (разработки и исследования) с системами управления, обеспечить межпредметные исследования и исследования точно в срок, а так же исследования «ad hoc», ориентированные на постановку понимания ситуации. Необходимость в новой организационной форме определялась завершением оформления института науки и автономизацией науки от систем управления и политики.

    Основным механизмом создания «фабрик мысли» была технологизация интеллектуальных процессов. Высокие образцы технологизации к этому времени были продемонстрированы на процессах материального производства. Для США особым образом выделяется реализация технологизационного подхода на заводе Форда. При общей известности этого примера и почти газетном уровне расхожести, не все знакомы с реальными параметрами достигнутой технологизации, мотивами проведения таких работ, и следствиями для нашей темы – «Фабрики мысли».

    Краткая информация.  Завод начинался от реки, где выгружалась железная руда, и заканчивался воротами, откуда выезжали своим ходом автомобили – весь процесс проходил за 1,5 дня. Форд отказался от ставки на маркетинговые ежегодные модификации – модели автомобилей оставались неизменными. На заводе работали сотрудники 60 национальностей из десятков стран мира, для которых была разработана кадровая технология, включающая занятия по этикету, гигиеническому воспитанию, дискуссионные собрания для учащихся. После завода приложения методологии были сделаны в сельском хозяйстве, организации больниц, тюремном деле, школе. «Ford Hospital» действует и поныне, но, к сожалению, даже внутри клиники не сохранился фордовский метод медицинского обслуживания. В настоящее время ни в одном из этих мест не сохранена фордовская система организации.

    Как воспроизвести инновации? Как повторить достигнутый уровень организации деятельности?

    В 1936 г. был учрежден «Фонд Форда» («Ford Foundation») ─ частная некоммерческая организация, призванная управлять фондами для научных, образовательных и благотворительных целей. Одной из целей создания фонда была задача  избежать налога на передачу акций после смерти Форда (на общую сумму примерно 60 мил долларов).

    Единственным каналом реализации оказались «фабрики мысли», в которые проводилось активное инвестирование «Фондом Форда». Значительную долю инвестиций получила компания Рэнд. Согласно работе П. Диксона «Фабрики мысли», «Одна из первых крупных субсидий фонда Форда была затрачена на то, чтобы дать возможность «РЭНД» «вылупиться из дугласовской скорлупы» и оформиться в самостоятельную организацию. С тех пор крупные частные фонды играли активную роль в финансировании «фабрик мысли» в период их становления и последующей деятельности. Благодаря ассигнованиям фонда Форда были созданы десятки новых «фабрик мысли», начиная от пентагоновского таинственного Института оборонных анализов до занимающего резкую антивоенную позицию Института политических исследований. Фонд Форда, кроме того, постоянно оказывает финансовую поддержку при осуществлении большого количества проектов создания "фабрик мысли". Если корпорация «РЭНД» является матерью организаций этого типа, то фонд Форда следует считать их отцом»

  2. Во второй части моего доклада я рассмотрю изменения, произошедшие с интеллектуальными институтами во второй половине прошлого века. Прежде всего, здесь надо отметить появление и расширение интеллектуальных сетей. В интеллектуальных сетях основным продуктом стали не повестки дня и доклады, адресованные системам управления, в том числе персонифицированным (доклада Президенту). Повестки дня - старый формат. Проблема не в том, что не выдвигаются повестки для, а в том, что сам  формат такого взаимодействия с управленческими структурами уже вызывает  сомнение,  так как основная проблема сейчас состоит в реализации, осуществлении самого мышления, без чего немыслимо использование продуктов мышления. Проблема не в отсутствии советов (в том числе, и в форме докладов), а в невозможности следовать этому совету, реализационная проблематика часто порождается отсутствием самих реализационных механизмов.

    Интеллектуальные сети отличаются от фабрик мысли по основным процедурам (в одном случае основная процедура – это перевод проблемных ситуаций в задачи, пакеты задач – повестки, а в другом - выдвижение рамочной программы, внутри которой формируется и решается множество несводимых друг к другу пакетов задач). Фабрики мысли, по сути представляющие собой интеллектуальное конвейерное производство, работают с персонифицированным, позиционно оформленным субъектом, интеллектуальные сети - с коллективным, распределенным, гетерогенным, многопозиционным.

    Но пожалуй, главное отличие интеллектуальных сетей и выдвигаемых ими рамочных программ от фабрик мысли и их продуктов – это наличие реализационного механизма. Сама сеть становится механизмов осуществления выдвинутых в рамочной программе идей.  

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17