eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Подход к исследованию поэтики организационно-деятельностной игры

Пундик Я., Шило А.

Анализ поэтики игры - выявление способов, приемов "удержа­ния" основных моментов, идеологически и эмоционально пронизываю­щих игру и сознательно или бессознательно реализуемых самими игроками. Игра - это совместное действо, где есть "зачинщики (зачинатели) и все остальные. Смысло-поэтические волны могут омывать то "зачинщиков", то игроков. В процессе таких итераций уточняется и оживает конкретный сюжетный, поэтический (в смысле образа мира) замысел игры, не обязательно "замышлявшийся" кем-­либо из зачинщиков-агротехников, наподобие замысла режиссера или живописца. В ходе анализа поэтики игры исследователь "рабо­тает со своего рода радаром и обнаруживает ... структурные принципы поэтики ... в богословии, философии, в структуре госу­дарства, структуре общества, в "естественнонаучных" представле­ниях своего времени - всюду" /1/.  Мы избираем в качестве базо­вой гипотезы представление об игре, как о "недозревшем" ритуа­ле, о "внутренней тоске" игры по ритуальным формам существова­ния, где могут вновь слиться воедино дело, слово и мысль. Соот­ветственно ОДИ характеризуется широким спектром ритуальных, ритуализованных и профанических форм поведения и способов осмысления событий в игре.

Наиболее острым с точки зрения исследования поэтики ОДИ является момент распредмечивания игроков и нового самоопределе­ния, происходящий на игре, как правило, в третий день. "Перек­лючение", происходящее в этот момент с каждым отдельным игро­ком, сопоставимо с феноменом инверсии - "перевертывания" смыс­лов при переходе из одной культурной среды в другую /2, с.79/.

Противостоящие смыслы существуют в рамках разных культур. Их противостояние задает некоторые напряжения. Ситуация стано­вится зкзистенционально опасной для игроков.

И здесь уместно вернуться к теме ритуала, который, по словам В.Н. Топорова, происходил в "экстремальных условиях, условиях, когда угрозы безопасности жизни и миру максимальны ... Как известно, символические формы поведения выявляют свои высшие ценности особенно рельефно при сопоставлении с несимво­лическими формами поведения, являющимися уделом "профаническо­го" и трактуемыми как находящиеся ниже сферы "символического" /3, с.I7, 34-35/.

В ситуации ОДИ как символические формы поведения выступают рефлективные действия, мышление в понятийном аппарате ОДИ, а в качестве "профанных" – натуралистически окрашенные действия и мышление. Все "действо" игры к моменту рассматриваемого нами эпизода принимается для отдельного игрока характер движения "в шорах". Игра выступает для игрока как некое подобие ритуала. Его поведение становится потенциально ритуализованным. "Ритуализованное поведение балансирует на грани с профаническим, хотя бы косвенно и негативно обозначает эту  грань, а в некоторых ключевых точках непосредственно реализует свою противопостав­ленность сфере профанического" /3, с.53/. Это и есть момент "перекпючения". В основе ритуала лежит идея возобновления (восполнения недостачи) идеального "прасостояния" (золотого века). Когда  мы говорим об игровом процессе и "ритуальном узле" на нем - о "переключении", мы тем самым говорим  о возобновлении "инди­видуальной жизни" человека. "Точнее было бы говорить о ритуале не как об инструменте и средстве выживания, а как о субъекте обновленной жизни, совпадающем с объектом совершаемого им действия - с самой этой жизнью" /3, с.47/.

Мы предполагаем, что исследования поэтики игры могут обо­гатить понимание ОДИ и дать игротехнику, исследователю, органи­затору игры художественно-образные средства удержания целостно­сти игровых событии в условиях, когда ее системный анализ про­водить в ограниченное время практически невозможно.

 

Литература

1.          Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. - Л.: Наука; 1985, с.352. - 575 с.

2.         Леви-Стросс К. Как умирают мифы // Зарубежные исследования по семантике фольклора. - М.: Наука, 1985, 315 с.

3.         Топоров В.Н. 0 ритуале. Введение в проблематику // Архаи­ческий ритуал в фольклорных и ранне-литературных памятни­ках. - М.: Наука, 1989, 330 с.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17