eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Ролевая игра в структуре ОДИ

Сергейцев Т.

1. Включение ролевой игры в структуру и контекст ОДИ осу­ществлялось 22-24.10.86 г. в ходе ОДИ «Ситуации и представления ситуации в управленческой мыследеятельности» в ИПК Минавтопрома,  13-17.02.88 г.г в ходе ОДИ "Анализ ситуации в городском жилищном хозяйстве в г.Риге. Кроме эксперимента с игровой формой, сво­его рода ослабления действия и расслаивания формы ОДИ в «зоне» ролевой игры /РИ/, построение такой сложной структуры имеет еще две рамки: попытки ориентировать игру на подготовку и повышение квалификации (управленцев - в этих случаях); попытки построить аналитическую и исследовательскую работу в игре. Сюжеты РИ строились как анализ ситуации в ходе вхождения в должность. До и после времени РИ в регламенте было задано время ОДИ.

2. ОДИ, зачерпывающая многообразный материал, за высокого рефлексивно-мыслительного потенциала может рассматри­ваться в принципе как система, имитирующая социокультурную ситу­ацию, изображающая ее на своих досках, а также в живом сценар­ном протекании, доступном наблюдению и анализу. Взятая относи­тельно процесса имитации, РИ представляет собой вторичную (по отношению к рефлексивным, мыслительным, деятельностным формам, присущим ОДИ) структуру организации этого процесса. Роли и сюжет, составляющие форму РИ, становятся своего рода ограничи­телем по отношению к «агрессии» собственно действительности ОДИ, ее содержания. Ведь в ином аспекте рассмотрения игра вы­тесняет социокультурную реальность, заменяя ее собственной реальностью и прежде всего - процессами разворачивания содержа­ния. Такой регион внутри ОДИ важен в том случае, если материал игры не имеет собственных жестких социокультурных характерис­тик, таких, какими, например, являются характеристики профес­сионализма, прорывающиеся сквозь организующие формы ОДИ и пред­ставляющие собственные характеристики материала. С отсутствием сформированных профессиональных способов мышления и деятельно­сти мы сталкиваемся, работая с управленцами, обнаруживая смесь заимствованных из разных областей, индивидуально и опытно по­добранных норм и техник, не связанных в самостоятельный куль­турный комплекс. РИ, таким образом, задается, как специальное место в ОДИ, где эти лабильные и неустойчивыв нормативные комп­лексы могут контролируемо развертываться, наблюдаться, подвер­гаться критике и анализу.

3. Входя в «зону» РИ, ее участник получает возмонность двигаться в соответствии с тем сегментом реальности, который фиксирует его сознание. В то же время пространство ОДИ предос­тавляет возможность для внешнего рефлексивного отношения, и «выигрывают» в РИ прежде всего те, кто начинает заимствовать и использовать эти отношения, осваивая в ОДИ формы осмысления, интерпретации происходящего в РИ. Таким образом форма РИ как бы «материализует» отношение рефлексии, одновременно придавая демонстративность процессам, протекающим в РИ. Этот процесс освоения ОДИ как структуры организующей и управляющей РИ может осмысляться участником РИ как переход от "performance” т.е. игры-представления, спектакля к "gаme” – игре по правилам и далее к "play” – игре, где участник получает средства вводить свои правила, менять их. Проблематизация, "вывернутая” в топе РИ, может быть представлена в моделях типа лефевровских, вклю­чающих участников с их деятельностью, планшеты - табло созна­ния, и плацдарм - реальность, который задает объективные условия для развертывания РИ. Ядерную составляющую проблемативации в зтой модели представляет трансформация структуры реальности плацдарма, происходящая отделенно от рефлексивных, описательных, аналитических движений, акций участников РИ. Источником этих трансформаций является ОДИ, именно из нее в РИ попадает содержание. С другой стороны, участник, переходя к "gаme”, заимствуя из ОДИ основания для осмысления происходящего в РИ, осваивает игровое отношение; выделяя в рефлексии особые функции и морфологию себя как играющего, а далее - переходя к "play” и осуществляя в опоре на ОДИ покушение на плацдарм - реальность РИ, получает канал освоения и осмысления собственно ОДИ. Наибо­лее мощным инструментом этого смещения реальности являются мыслительные и деятельностные схемы; эффект точной схематизации в топе РИ может служить основой для обучения посредством РИ в ОДИ.

4. Возможны следующие направления использования ОДИ с РИ:

- формирование механизма обучения в игре и одновременно экспериментальной площадки для выделения единиц содержания обучения;

- пространственное исследование и анализ ОДИ, артикулиро­ванная работа с социокультурным материалом ОДИ;

- формирование социальной драматургии, культуры театра в ОДИ.

Кроме того, сама модель РИ в ОДИ, ее возможности могут быть использованы в такой прикладной работе вне рамок ОДИ как активное консультирование (такое консультирование было проведе­но на ПО "КАМА3” 25-30.11.87 по ситуации выборов главного кон­структора, которая была преобразована в результате консультиро­вания, а выборы - отменены, как неадекватная форма решения). Консультант работает в ситуации, когда "плацдарм", "реальность” управленца уже задана и обладает значительной укорененностью. Структура консультационной работы должна содержать как минимум две компоненты: рефлексивную игру, политику с основными управ­ленческими фокусами; выделение, захват фрагмента реальности, на который ориентируются управленцы и который является ключевым – и его трансформация в соответствии с содержанием консультации.

 

ЛИТЕРАТУРА

В.А. Лефввр. Конфликтующие структуры. У., "Высшая  школа", 1967.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17