eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

К понятию индивидуальной деятельности в инженерно-психологическом проектировании

А.А. Пископпель, С.К. Сергиенко, Л.П. Щедровицкий

Деятельность воспроизводится за счет осуществления актов деятельности (АД), направленных на получение определенных предзаданных результатов (Г.П. Щедровицкий, 1967). Различаются процессуальная и предметная ее стороны. В процессуальной стороне АД выделяется способ деятельности, а в предметной – ситуация деятельности как нормативные структуры процесса и предметности деятельности. Основными элементами ситуации АД являются: результат, индивид, орудие (средство деятельности) и материал. Результат определяет целостность АД (в начале – заданный результат, в конце – достигнутый). Составляющую способа, соответствующую результату как элементу ситуации, будем именовать акцией. Таким образом, целостность АД представлена в ситуации результатом, а в способе – акцией. Определенность способа АД, связанную с орудием, будем именовать орудованием. (Освоение этой определенности способа составляет обособленное содержание обучения). Продукт деятельности как достигнутый результат производится из исходного материала, претерпевающего в процессе деятельности ряд изменений. Материал АД придает определенность способу АД в моменте, именуемом в дальнейшем преобразованием. (Преобразования, связанные с материалом того или иного вида, транслируются и нормируются).

Само понятие «орудие» – понятие функциональное. За ним стоит отношение одного предмета (орудия) к другому (материалу). Это позволяет рассматривать орудование и преобразование как стороны одного процесса – оперирования. Составляющими оперирования являются операции. Поскольку оперирование необходимо для осуществления акта в целом, между ним и целостностью может быть утсановлено отношение результатосообразности. Акция, соответствующая АД в целом, может быть представлена рядом промежуточных акций и объединяющей их порядковой схемой, именуемой в данном контексте методом АД. АД на уровне оперирования как последовательность операций, заданная материалом, набором орудий и соответствующая методу, представляет собой технологию.

Предметная сторона индивидуальной деятельности (ИД) представлена индивидом. Индивид придает способу АД определенность в моменте, называемом нами способом ИД. Процессы ИД играют организующую роль по отношению к другим составляющим АД. Каждой промежуточной акции можно поставить в соответствие единицу процесса ИД – действие. Если акции объединяются методом, то соответствующие действия в ИД объединяются планом действий.

Элементы функциональной организованности (предметная сторона) индивида будем именовать его способностями. Действию как элементу способа ИД соответствует элемент способности – умение. Предзаданный результат АД отражается индивидом в соответствующем умении и «переживается» как цель действия.

Оперирование конституируется не только орудованием и преобразованием, но и элементами ИД – приемами, в которых реализуется связь человека с орудием и материалом деятельности. Прием как рефлексивный элемент операции связывает оперирование в одно целое. Приему соответствует элемент способности – навык. Связка приемов ИД – процедура – рефлексивно отражает технологию.

Интегральная роль индивида в АД проявляется двояким образом. Во-первых, он как совокупность умений соотнесен со всеми промежуточными результатами, а как совокупность навыков – с орудиями и состояниями материала и тем самым опосредованно объединяет все элементы ситуации. Во-вторых, индивид является рефлексивным элементом, и, следовательно, именно он выполняет функцию принятия решений в АД.

Элементы ситуации АД задают способ с точностью до определенной области вариаций, причем для каждой области одна из «степеней свободы» находится в «ведении» индивида: для акции – действие, для технологии – процедура, для операции – приемы. Принятие решения о порядке действий, выступающее в функции доопределения метода, есть планирование. В том случае, когда вариативна технологическая схема операций, должно быть осуществлено программирование. (Если схема соответствующего фрагмента технологии однозначна, то индивид в данном случае «запрограммирован»). В процессе осуществления навыка в текущей ситуации индивид может регулировать выполнение приема. Эта регулировка, «вплетенная в ткань» выполнения приема, выполняется на этом уровне функцию принятия решения и обычно именуется простой ориентировкой.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44