eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

К проблеме подготовки специалистов в области эргономики

Г.Г. Вучетич, А.А. Пископпель, С.К. Сергиенко, Л.П. Щедровицкий

1. Характер и качество подготовки специалистов в области эргономики давно вызывают нарекания. При этом основной недостаток действующих программ видят, как правило, в их «научной» ориентации, взамен которой предлагают сугубо «практическую» («надо готовить не ученых, а практиков»). При этом неявно полагается, что существующие методические организованности и практика эргономики адекватны ее задачам. Признавая низкую эффективность подготовки эргономистов, можно утверждать тем не менее, что крен в сторону «практицизма» также является ошибочным в современной социокультурной ситуации. На наш взгляд, ситуация требует решительного усиления методологической ориентации. Рассмотрим некоторые основания в пользу такой позиции.

2. Современную эргономическую практику, ориентированную в основном на функционирующие уже системы, следует отнести к так называемой «коррективной» эргономике. Но коррекция, по сути своей, имеет частный характер, она не комплексна и не системна. Она, по образному выражению Р. Акоффа, – движение в будущее, обращенное лицом к прошлому. В идеологии же эргономического движения все более утверждается представление об эргономике как комплексной научно-технической дисциплине, имеющей системную ориентацию. Именно комплексность и системность отличают ее от других дисциплин о трудовой деятельности. Таким образом, следует констатировать разрыв между эргономическими идеалами и «реальностью». С точки зрения современных представлений об эргономике существующая практика эргономической работы может именоваться эргономической лишь условно (как указание на разнопредметность корректирующего воздействия). Отмеченный разрыв, на наш взгляд, может быть элиминирован только за счет изменения существующей эргономической практики. Однако очевидно, что «чистые» эргономисты-практики (сколь хорошо бы они ни были подготовлены) не в состоянии этого сделать. Практик лишь реализует нормы практической деятельности, сохраняя их в то же время. Для изменения же практики требуется разработка новых проектов, программ, схем и методов практической деятельности. По своему типу это задача методологическая. Соответственно, для ее решения необходима подготовка специалистов, ориентированных на решение методологических проблем, т.е. эргономистов-методологов.

3. В рамках представления эргономики как научно-технической дисциплины осознается ряд ее принципиальных особенностей. Перечислим основные из них.

А. Эргономическая работа направлена на проектирование, организацию и оптимизацию трудовой деятельности. Результаты этой работы имеют в основном нормативный характер и не подчиняются классическим образцам научного знания.

Б. Эта практическая направленность, являясь определяющей, требует проведения в ходе эргономической работы самых разнообразных специальных исследований для решения поставленных задач.

В. Эргономика использует знания самого разного типа (естественно-научные, конструктивно-технические, методические и т.п.).

Г. Эргономическое знание является двухслойным образованием, соединяющим знания о деятельности (исследования, проектирования, организации и т.п.) со знанием об объекте этой деятельности.

Д. Эргономической работе свойственно соотнесение и объединение различных знаний и представлений об одном и том же объекте, сложившихся в рамках разных дисциплин о трудовой деятельности.

Е. Двухслойность эргономического знания с необходимостью требует использования двух онтологических представлений: объекта (т.е. организуемой трудовой деятельности) и эргономической деятельности с этим объектом (организующей деятельности).

Ж. Соорганизация эргономических знаний и представлений в единое целое определяется прежде всего деятельностью с объектом (а не самим объектом).

Выделенные особенности свидетельствуют о том, что эргономика обладает всеми характерными признаками системно-структурной методологии, или, другими словами, эргономика является особой организованностью методологического мышления и методологической работы. Это обстоятельство также позволяет говорить о необходимости «методологизации» эргономистов, в том числе, безусловно, и практиков.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17