eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в ВУЗах и ИПК

Г.П. Щедровицкий.

1. Одна из характерных особенностей современной ситуации состоит в том, что мыследеятельность буквально во всех сферах – производственных, научно-проектных, управленческих – стала коллективной в подлинном смысле слова. Значит, сегодня получение всякого продукта и принятие всякого решения предполагает соединение знаний, умений и способностей многих людей разных профессий, специальностей и научных дисциплин. Но для каждого отдельного специалиста это оборачивается теперь тем, что он должен отвечать не только за продукты и результаты своей собственной профессиональной работы, но также за продукты и результаты общей коллективной работы. И сейчас это – основное требование и принцип организации ответственной, осмысленной и эффективной работы людей в любом коллективе.

2. Из этого, в свою очередь, следует, что профессионально-предметной работе каждого специалиста, действующего в условиях коллектива, должен предшествовать специальный анализ ситуации коллективной работы, уяснение общих целей и задач, прорисовка формальной и позиционной структуры работащего коллектива, установление возможных деловых связей со всеми участниками общей работы, точное определение собственного места и функций по отношению к работе в целом и по отношению ко всем другим членам коллектива.

По сути дела это означает раздвоение всей интеллектуальной работы профессионала и специалиста и появление в пространстве его понимания и мышления наряду с предметной организацией еще одного плана и рамки анализа – ситуационно-деятельностной. Это означает также, что профессионал, поставленный в условия коллективной работы, должен существенно расширить арсенал своих средств и методов и осваивать или самому создавать еще специальные средства и методы надпрофессионального, методологического понимания и мышления.

3. Подготовка к такого рода надпредметной, или методологической, работе предполагает взаимосвязь и единство двух принципиально разных планов подготовки – «культурного» и индивидуально-психологического. С одной стороны, здесь требуются совершенно новые значения и знаковые средства работы, стоящие как бы в ортогональном отношении к традиционным средствам и методам профессиональной работы, с другой – сами люди должны сформировать многие качества и свойства – гибкость и пластичность, понимание чужих позиций и точек зрения, критичность в отношении своих принципов и догм, объективность в оценке ситуации и широту взглядов, способность к многоплановой и проблематизирующей рефлексии.

Самое главное здесь – взаимосвязь и взаимосоответствие этих планов поведения и мыследеятельности каждого человека, плана внешних средств и плана субъективных способностей. Разделить их невозможно. Поэтому важнейшей задачей для всей системы подготовки специалистов становится сегодня разработка таких форм организации коллективной мыследеятельности, которые бы обеспечивали комплексную как методологическую, так и субъективно-психологическую подготовку к специфическим условиям коллективной работы, – освоение средств и формирование способностей, обеспечивающих понимание ситуации, самоопределение в ситуациях и программирование и общей, и своей собственной профессионально-предметной работы в условиях коллективного действия.

4. Исходя из такого понимания современной ситуации и стоящих в ней социокультурных задач, мы разработали и с 1979 г. стали применять новую форму организации и метод перестройки коллективной мыследеятельности – так называемую оргдеятельностную игру (или ОДИ) и провели с тех пор 50 «больших» игр, направленных на решение сложных народно-хозяйственных проблем и не переподготовку персонала различных учреждений.

5. Весь опыт этих игр, а также опыт еще четырех десятков организованных и проведенных по такой же схеме другими коллегами, показал, что ОДИ является эффективной оргформой, средством и методом комплексной подготовки (обучения, воспитания, повышения квалификации) специалистов и руководящих работников, равноприменимый и в производственных условиях, и в вузах, и в ИПК. Преимущество ОДИ по сравнению с другими формами подготовки состоит в том, что она ставит индивидов в реальные условия коммуникативного и мыслительного взаимодействия с коллективом при необходимости осуществить рабочий процесс, но вместе с тем, как всякая игра, делает сравнительно легко преодолимыми учрежденческие структуры и нормы профессиональной предметной работы и, таким образом, создает для индивидов благоприятные условия для самодеятельности, самоорганизации и развития.

6. Вместе с тем ОДИ обеспечивает органическое выращивание в условиях коллективной работы форм и методов прикладного психологического исследования и проектирования.


 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17