eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Психологическая служба в школе

Т.В. Окладникова, И.Д. Фрумин

Летняя школа по естественным наукам для старшеклассников представляет собой попытку организации интенсивного обучения-воспитания в целях ценностной переориентации (формирование ценностей саморазвития, знаний, широкой культуры) и снабжения воспитанников новыми средствами для жизни и учебы. В докладе излагается структура и содержание работы психологической службы в Краевой летней школе при Красноярском университете (далее – КЛШ).

Такая постановка цели школы ставит перед психологической службой две принципиальные задачи:

1. Фиксация значимых изменений в личности учеников. Соответствующая корректировка учебно-воспитательных воздействий.

2. Психологическое обеспечение существующих в школе интенсивных методов воспитания и обучения.

Под значимыми изменениями мы, в частности, понимаем изменение содержания и структуры набора ценностей личности; появление новых средств работы. Но выяснение за 21 день таких перемен в ценностях и средствах – задача особо сложная, так как подобные перемены окончательно оформляются и осознаются, когда школьник возвращается в привычный учебный процесс в средней школе. В КЛШ-85 была сделана попытка решить эту задачу через выключение группы школьников из общего учебно-воспитательного процесса. В этом выключении был организован коллективный анализ происходящего в школе и в группе. Заключительные анкеты показали, что школьники из этой группы имеют достаточно четкие (по сравнению с другими учениками) представления о «своих» изменениях за период работы КЛШ. По-видимому, такая остановка деятельности позволяет в системе интенсивных педагогических действий активизировать собственные силы учеников.

Более подробный и достоверный анализ значимых изменений мог проводиться среди школьников, приехавших в КЛШ во второй раз. Для исследования были применены проективные методики, позволяющие испытуемому в относительно свободное форме выражать свое отношение к вопросу (в том числе – задание на продолжение незаконченных предложений). При этом по ответам можно определить значимость для испытуемых этих вопросов и его ценностные ориентации. Такая методика оказалась довольно эффективной и предоставила педагогическому коллективу большой материал для обсуждений, позволила скорректировать план работы.

Среди средств «работы над собой», которыми должны овладевать ученики Летней Школы, особый интерес для психолога представляет рефлексия. Поскольку овладение рефлексией следует начинать с таких операций как самоопределение, «фотография» собственной деятельности, поиск внутренних причин поступков, то были составлены вопросники, позволяющие выяснить уровень развития соответствующих методов и приемов. Здесь задача диагностики значимых изменений смыкается с задачей психологического обеспечения педагогической работы. Ведь уровни развития рефлексивных способностей у школьников различны, и требуется организация педагогами индивидуального движения воспитанника «по ступенькам» рефлексии. Заметим здесь, что сама постановка вопросов «Кто я?», «Что я делаю?», «Почему я это делаю?» и подобных – для школьников необычна и вызывает интерес. Более того, вопреки ожиданиям педагогов, наибольшую активность в такой деятельности проявили школьники, на первый взгляд не имеющие особых проблем в учебе и жизни. В некоторых группах преподаватели организовывали «сеансы» индивидуального и коллективного самоанализа ежевечерне. В сравнение с группами, где такая работа не велась, в «группах самоанализа» была выше организованность и сплоченность вокруг преподавателя. В связи с этим заметим, что обильное тестирование в КЛШ использовалось скорее не для получения информации об учениках, а как способ обратить внимание воспитанников на себя. Тестовая информация должна в такой ситуации предоставлять школьнику максимум пищи для размышлений.

В условиях интенсивной педагогической работы в задачи психологической службы входит оперативная корректировка стиля и содержания деятельности педагога. В группах, где регулярно анализировался статус преподавателя, уровень и направленность доверия учеников, педагоги могли действовать четко, уверенно.

Одна из основных проблем КЛШ – включение учеников в различные игры (для ломки стереотипов работы и поведения) и их психологическое обеспечение. Проектирование и проведение каждой большой игры было для психологов задачей без аналогов.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17