eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

П.В. Мрдуляш "Обучение схематизации"

  1. В основе сообщения – опыт преподавания схематизации на курсах для предпринимателей, чиновников и студентов.

В обсуждении того, что такое «схемы» и «схематизация», я буду опираться на известные тексты, в частности, вывешенные в ходе подготовки. В том числе на тексты С.В.Попова, не всегда опубликованные.

Но обсуждать буду именно то, что делаю. Делаю как конкретный проект/работу.

  1. Основная проблема обучения – «новая» схема.

Как учить не «схемам», а именно «схематизации»? Чтобы схема каждый раз строилась заново, в соответствии с ситуацией/ понятием / организацией.

Можно ли научить этому, как учат решать арифметические (алгебраические и более сложные) задачи, или это всегда «новая теорема»?

  1. Разные типы схем – соответственно, разные типы обучения, и, соответственно, разные формулировки вопроса о «новой» схеме.

3.1. «Организация понимания за счет визуализации смыслов».

 

 

 

 

 

 

Здесь идет обучение «визуализации». В таких схемах «новое» - это новый тип графики (новая  соорганизация графем, лежащая в основе схемы). Как этому учить – понятно. Практически учим только этому типу схематизации. Пытаемся сделать тренажер.

3.2. Схемы понятий.

Построение таких схем – это составная часть понятийной работы. Обучением не занимаемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Оргдеятельностные схемы.

Сложно организованная (двойная)  рефлексия – организация как объект (структура) и организация как деятельность по отношению к структуре. «Новая» означает – забыть о прецедентах, строить заново. Как этому учить – непонятно, можно только попытаться оснастить инструментально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Почему уделяется особое внимание графике.

4.1. Генезис схем. Можно начинать от Платона - «7 письмо». Но реально – Кант (понятийная работа). Затем – 20-е годы, НОТ, проект «Институт графического языка» при Клубе руководителей народного хозяйства им. Ф.Э.Дзержинского.

4.2. Изложение схемы в другом материале (по отношению к тому, что схематизируется) – эксплицирует схему, задает понимание ее роли (организующая) по отношению к материалу.

5. Что такое «новая визуализация» – сейчас уже почти понятно. Для построения используем:

  • тексты – выделение смыслов и их структуры,
  • образы,
  • символы,
  • старые схемы – разборка на составные части, до графем.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17