eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А.А.Тюков "Техника псевдогенетического разворачивания схем"

Тезис 1-ый, идеологический.

Графематический (пиктографический) язык, о необходимости создания которого я говорю много лет, является языком содержательно- генетической логики наравне и вместе с естественным языком. Техника «псевдогенеза», то есть развертывания содержания, начиная с постулата схематизированного значения генетически исходной единицы – это логическая форма нового мышления, которую создавали представители Общей методологии школы ММК. 

Тезис 2-ой, мнемический.

Напоминаю две работы и два варианта разворачивания схем из «Педагогики и логики»: 

Щедровицкий Г.П. при построении предметов Общей теории деятельности и выведении схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры.

Разворачивание схем от 1 до 7. (стр.33 -37) – от воспроизводства состояний социума до воспроизводства универсума человеческой деятельности. 

Розин В.М. при построении учебного предмета (геометрии).

Цитирую: «1. Основной принцип псевдогенетического метода достаточно прост. Начинать анализ некоторого развивающегося объекта нужно с более простых, первичных его состояний. Затем необходимо перейти к последующим, более сложным состояниям объекта, используя результаты, полученные на предшествующих этапах анализа. Именно таким пошажным движением нужно дойти до того уровня развития объекта, относительно которого стоит задача исследования. Таким образом, псевдогенетический принцип задает основную линию анализа развивающихся объектов.» (стр. 206).

Далее В.М. осуществляет эту технику, полагая в основание своего рассуждения «схему знакового замещения» для анализа процедур исследования.

К тезису 1.

Примеры морфем, суждений, высказываний, рассуждений и умозаключений.

 Тезис 3-ий, технический.

Вариант реализации рассуждения по технике псевдогенеза был осуществлен при построении «Программы комплексных исследований в сфере спорта» (МФИФ - 1976).

В основу рассуждения была положена идея сопоставления слоя процесса со слоем морфологии в схеме четырехслойной системы деятельности.

 Непрерывный процесс дея­тель­ности сопоставлялся с мор­фологически организованным материалом – «индивидом с его интериоризованными способностями». Таким образом, постулировалась в качестве развивающейся единицы взаимодействие людей в процессах деятельности. По технике псевдогенеза фиксировался разрыв в процессе деятельности, связанный с морфлогией индивида. На первом шаге это разрыв между продуктивным процессом и требуемой рабочей силой. Взаимо­действие людей в форме суммы рабочих сил каждого индивида уровень технологии. Далее снятие технологических разрывов в схемах кооперации комплификация акторной схемы. (СМ.: Щедровицкий, Дубровский, Якобсон, Тюков).

На каждом шаге фиксируется разрыв. Начиная с уровня кооперации, разрыв интерпретируется как конфликт. В итоге разворачивания схем, кооперации, стратификации, коллектива, коммуникации, межличностных отношений и любви (борьбы) была построена многоплоскостная аналитическая система квалификации способов взаимодействия людей в совместной деятельности – в развитии социально-производственных систем.

Позже логика псевдогенеза была оформлена в виде схемы пространства со-бытия. Отношение слоев взаимодействий как уровней логического генеза является онтологическим следствием реализации норм рассуждения в языке содержательно-генетической логики. Соответственно, была построена исходная онтология конкретной социологии и социальной спихологии.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17