eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г.
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Книжная витрина Корзина заказа Где купить Список изданных книг Готовятся к изданию
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Ищенко Р.В. «Понятие предмета и предметной формы организации в работах Г.П. Щедровицкого»

  1. Историческая реконструкция. Эволюция представлений о предмете и предметной форме организации в разработках ММК.
    a. Схема знания, как первая форма схватывания предметности.

  2. Всякую вещь, явление, процесс, всякую сторону, всякое отношение между явлениями, одним словом — все то, что познается, поскольку оно еще не познано и противостоит знанию, мы называем объектом исследования. Те же самые вещи, явления, процессы, их стороны и отношения, поскольку они уже известны, с определенной стороны зафиксированы в той или иной форме знания, «даны» в ней, но подлежат дальнейшему исследованию в плане этой же стороны, мы называем предметом исследования. Говоря словами Гегеля, предмет исследования есть уже известное, но еще не познанное. – 58г.

«О возможных путях исследования мышления как деятельности», 1958г // Щедровицкий Г.П.

Таким образом, мы можем сказать, что «предмет» это - иерархированная система замещений объекта знаками, включенными в определенные системы оперирования, в которых эти системы замещения существуют реально как объекты особого рода, они опредмечиваются в виде научной литературы или производственной деятельности общества по созданию и использованию знаковых систем. Подрастающее поколение непрерывно «приобщается» к этим системам замещения, усваивает их, а затем строит свою деятельность на основе их.

«Проблемы методологии системного исследования», 1964г // Щедровицкий Г.П.

    1. Антиномии: схема многих знаний и схема двойного знания. Различение «предмет – объект». 
    2.  


Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов науки (или исследования). Это объясняется тем, что характер предмета зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи. Задача исследования и объект являются теми двумя факторами, которые определяют, как, с помощью каких приемов и способов исследования будет сформирован необходимый для решения данной задачи предмет науки.

«Методологические замечания к проблеме происхождения языка», 1963г. // Щедровицкий Г.П.

 Как бы там ни было, но по разным линиям мы приходим к понятию предмета.

Для него характерно: а) соединение многих разных изображений объекта в рамках одной структуры, б) отделение признака объективности от всех этих изображений, в) включение принципа двойного (n-арного) знания внутрь этой структуры и наделение одного из блоков признаком объектности.

Заметки о понятиях «объект» и «предмет». 1968 // Г.П. Щедровицкий.
Философия. Наука. Методология. М., 1997

    1. Третье представление о предмете: предмет, как объемлющая система.
    2.  

  

Под онтологией в данном случае понимается построение специальных изображений объектов как таковых. Поэтому ошибочным является тезис, время от времени, всплывающий в философской литературе, что де, теория познаний и логика является наукой о деятельности познания, а не о мире. Это противопоставление не правомерно. Она является наукой о деятельности познания и тем самым о мире, включенном и включаемом в нее.

Проблемы методологии системного исследования. М., 1964 // Г.П. Щедровицкий.
Избранные труды. М., 1995

    1. Развитие системных представлений и представлений о деятельности. Предметная организация, как более развитая форма представлений о предмете.

 Очень часто, мы говорим не о предметной организации, а о предмете. Не о ситуативной организации, а о ситуации. В то же время, в рамках системо-деятельностного подхода, предмет есть, прежде всего, и в основном, предметная организация.

 …

 Я не случайно говорю о предметной организации мышления и деятельности, а не о предмете, что было характерно для наших прошлых обсуждений. Я даже в каком-то смысле противопоставляю предметную организацию мышления и деятельности предмету. Подчеркивая идею предметной организации, я стремлюсь, во-первых, снять морфологический план анализа и выделить на первый план функциональные структуры.

Итак, эта организованность (предмет), создается с помощью специальной организационной деятельности.

«Предметная организация знаний и деятельность». 13 марта 1980г // Щедровицкий Г.П.

 Различение предметной организации, категориальной организации, ситуационной организации, задачной организации.

  1. Функция предмета и предметной формы организации в методологии и деятельности.
    1. Техники конфигурирования. Распредмечивание и опредмечивание. 

Методологический анализ, начинал всегда с того, что распредмечивал, системы научного исследования, мышления и мыследействования, разрывал присущие ему связи и соответствия между схемами объектов и схемами методов и начинал все как бы заново, опять фиксируя во всей его остроте и непримиримости вопрос о соразмерности и соответствии объекта и метода.

Программирование научных исследований и разработок. 1982г. // Г.П. Щедровицкий
Из архива Г.П.Щедровицкого. Т.1. М., 1999

 

    1. Культуртехника и управление.

Предметная организация и есть основное содержание так называемой культуры в схемах воспроизводства деятельности и трансляции культуры.

Форма организации должна передаваться. Деятельность должна существовать как форма организации отдельно от всех ситуаций деятельности, от сознания людей, которые в этих ситуациях действуют. Предметные формы организации, становятся надсознательными, надсубъективными, интерсубъективными. Они существуют как предметная организация и вторично как предмет.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 9, корп.2, под.5, оф.2. +7 (495) 775-07-33, +7(495) 902-02-17