eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Биография

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Отец, Петр Георгиевич, выпускник Московского высшего технического училища, работал в авиационной промышленности. Мать, Капитолина Николаевна, после окончания I Московского медицинского института работала врачом.

В 1946 г. Г.П. Щедровицкий поступает на физический факультет Московского университета (специальность теоретическая физика). Область научных интересов Георгия Петровича сформировалась уже на первых курсах физфака — строение научных теорий с интенцией на разработку проекта теории мышления. Это предопределило его переход на философский факультет (1949 г.), где он занимается философскими проблемами естествознания, а затем логикой и методологией науки. Еще будучи студентом четвертого курса, стал преподавать в школе (логика, психология, физика). В 1953 г. заканчивает с отличием факультет; дипломная работа посвящена механизмам развития научных понятий.

Сразу же после окончания университета Г.П. Щедровицкий начинает работу над кандидатской диссертацией по теме «Языковое мышление и методы его анализа», пытаясь особым образом соединить представления, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень кандидата философских наук (1964 г.).

Первые научные статьи Георгия Петровича (по проблемам мышления и мыслительной деятельности) датированы 1957 г. Тогда же в журнале «Доклады АПН РСФСР» была опубликована разработанная им совместно с Н.Г.Алексеевым и И.С.Ладенко программа комплексных исследований мышления и деятельности, до настоящего времени реализуемая многими исследованиями.

В научной (одновременно и педагогической) деятельности Георгия Петровича особое место занимают семинары, благодаря которым он вовлекал в свои исследовательские программы студентов и научную молодежь, С 1955 г. он ведет методологический семинар и в том же году организует (при кафедре логики философского факультета МГУ) семинар по комплексному и системному изучению мышления. В марте 1958 г. в рамках Всесоюзного общества психологов Георгий Петрович организует (совместно с В.В.Давыдовым и при поддержке профессора П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике, деятельность которой он обеспечивал до конца жизни. Наконец, в 1962 г. при Совете по кибернетике АН СССР он создает (совместно с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике, которым руководит до 1976 г. Результатами работы этого семинара стали, в частности сборник «Проблемы исследования систем и структур» (1965 г.) и брошюра Г.П. Щедровицкого «Проблемы методологии системного исследования» (1964 г.).

С апреля 1958 г. Георгий Петрович начинает работать в издательстве АПН РСФСР: в редакции педагогического словаря он ведет разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем в редакции педагогики редактирует труды Н.К. Крупской, П.П. Блонского, книги по теории и истории педагогики. В те же годы он работает в отделе теории (редактор) журнала «Вопросы психологии».

Основной круг научных интересов в эти годы — структурно-системный анализ знаний и мыслительной деятельности, место и границы логических и нормативных методов анализа мышления, их отношение к психологическим и психолого-педагогическим исследованиям мышления.

С октября 1960 г. по август 1965 г. в должности младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания ОПН РСФСР  Г.П. Щедровицкий занимается проблемами умственного развития дошкольников, детской игры и ее роли в развитии «детского общества», развития дошкольников и школьников в условиях обучении, а также анализом и типологией ситуации учения-обучения. Основные темы исследований этого периода: «Исследования мышления детей на материале решений арифметических задач» (публикации 1960, 1961, 1964, 1965, 1974 гг.), «Методология педагогического исследования игры» (1963, 1964, 1966, 1973 гг.), «Взаимосвязь обучения и развития в системодеятельностной точки зрения» (1966,1968,1974 гг.). Тогда же Георгий Петрович (совместно с Б.В.Сазоновым, В.М. Розиным, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Алексеевым и А. С. Москаевой) подготовил к изданию фундаментальный труд «Педагогика и логика», в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности.

С 1960 года Г.П. Щедровицкий уделяет много внимания проблемам речи и языка, намечая программу построения системодеятельностной семиотики. Основные работы этого направления: «О методе семиотического исследования знаковых систем» (публикации 1963, 1965, 1967 гг.), «Естественное и искусственное в знаковых системах» (1965, 1966, 1967 гг.), «Об основных подходах в изучении знаков и знаковых систем» (1964, 1965, 1966, 1967 гг.).

Во ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (август 1965 г. — март 1969 г.) Г.П. Щедровицкий в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологией дизайна. Основными становятся базовые понятия теории деятельности, особенности проектного мышления и проектной деятельности, методы исторического и историко-критического анализа. Исследования этого периода отражены в работах «Дизайн в системе обособляющегося проектирования» (1965-1967 гг.) и «Мышление дизайнера» (1966-1969 гг.). Одновременно делается попытка перенести представления о сфере деятельности, разработанные на материале дизайна, в область педагогики и лингвистики: «Система педагогических исследований» (публикации 1966 и 1970 гг.) и «Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий» (1966 и 1969 гг.). Вместе с тем разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план все больше выходят проблемы организации, руководства и управления. Начинаются исследования научно-технических движений — дизайнерского, системного, организационно-управленческого и др.

В феврале 1968 г. в Москве проходит судебный процесс по делу А.Гинзбурга и Ю.Галанскова, который учился в той же школе, где в свое время преподавал Георгий Петрович. По этой причине или по каким-то другим соображениям он подписал коллективное письмо деятелей культуры и науки руководителям КПСС и правительства в защиту обвиняемых. В июле-августе того же года решениями РК и МГК КПСС  Г.П. Щедровицкий был исключен из рядов КПСС (вступил в 1956 г.) «за действия, использованные во вред партии и страны». В след за этим был рассыпан набор «Педагогики и логики», которая полноценным тиражом вышла лишь в 1993 году.

Тем не менее до марта 1969 г. Георгий Петрович продолжал работать в отделе теории и методики дизайна ВНИИТЭ, руководил подготовкой коллективной монографии «Методологические проблемы теории дизайна» — до внезапного увольнения из института по причине сокращения штатов. Непосредственным поводом послужила «Реплика» газеты «Правда», подписанная тогдашним главным редактором В. Афанасьевым, по поводу статьи Г.П. Щедровицкого «Данные науки или самообман» в «Литературной газете». В статье (заголовок был дан газетой) утверждалось, что до сформирования социологией своего научного предмета проводимые конкретные социологические исследования нельзя рассматривать как научно обоснованные.

В итоге Георгий Петрович остался без работы и — в перспективе — без средств к существованию, поскольку в те годы мало кто мог решиться взять на работу исключенного из партии кандидата философских наук. Однако такие люди нашлись: в апреле 1969 г. Г.П. Щедровицкого принимают в штат Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР — вначале на должность методиста, затем руководителя учебно-методической лаборатории.

В этот период, не обращая внимания на «обстоятельства», Георгий Петрович продолжает разработку проблем семиотики и теории понимания (герменевтики), исследования особенностей проектного, планирующего и программирующего мышления, занимается анализом перспектив развития методологического мышления и методологии, специфических форм методик и методической работы, используя любые возможности для публикации результатов своих (и коллективных) исследований.

Основные работы этого периода: «Смысл и значение в структуре знака» (публикации 1969, 1970, 1971 и 1974 гг.), «Проблемы исторического развития мышления» (1973, 1974 и 1975 гг.), «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии» (1974, 1979, 1981 и 1985 гг.). Тогда же осуществляются интенсивные разработки основ общей теории деятельности, процессов рефлексии и их роли в развитии деятельности, начинается более детализированный анализ процессов коммуникации. Основные публикации в рамках этого направления: «Значения и знания» (1971 г.), «Деятельность, коммуникация, рефлексия» (1974 г.), «Смысл и понимание» (1977 г.).

В 1975 г. выходит коллективная (А.Раппопорт, О. Генисаретский, Б. Сазонов и др.) монография «Разработка и внедрение автоматических систем в проектировании. Теория и методология». В разделе «Исходные представления и категориальные» средства теории деятельности«, который написал Георгий Петрович, осуществлена сборка основных представлений теории деятельности и системного подхода.

В октябре 1974 г. Г.П. Щедровицкий переходит в Московский областной государственный институт физической культуры старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин. Он читает лекции по педагогике и истории педагогики, введению в специальность, ведет курсы по методологии научно-педагогических исследований в сфере спорта и методологии проектирования систем спортивной подготовки, а также спецкурсы по социально-психологической структуре спортивных коллективов и команд. С 1977 г. он организует исследования по теме «Методические рекомендации по проектированию годичного цикла подготовки (содержание и модели организации учебных занятий с тренерами олимпийского резерва)».

Интерес, проявленный к методологии со стороны спортивных руководителей, вполне понятен: приближается Московская Олимпиада. С 1974 г. Георгий Петрович становится членом Научного совета Спорткомитета СССР и руководителем Комиссии структуросистемных исследований и разработок в сфере физкультуры и спорта. За три года Комиссия провела пять всесоюзных совещаний по проблемам системодеятельностного анализа физкультуры и спорта. В те же годы Г.П. Щедровицкий руководит (совместно с Л.Н.Ждановым) научно-методологическим семинаром по проблемам физкультуры и спорта в МОГИФКе (с 1976 г.) и реализацией комплексной научно-методологической программы исследований производственной практики и практической подготовки студентов (с 1979 г.), организованной Минвузом СССР.

В этот период основными предметами исследований становятся формы организации коллективного мышления и деятельности, организационная и социально-психологическая структура коллективов, коммуникация в группах и в коллективе, междисциплинарные связи. Основные тексты: «Об основных аспектах социологического исследования физкультуры и спорта как сферы деятельности» (1977 г.), «Об основных проблемах и направлениях научно-методологических исследований в сфере спорта» (1977 г.), «Комплексная организация научно-исследовательских работ как социотехническая система» (1979 г.) и др.

В 1979 г. Георгий Петрович начинает исследования по теме «Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия». На их основе им была разработана новая форма организации коллективного мышления и деятельности, направленная на решение сложных междисциплинарных, производственных, научно-технических и оргуправленческих проблем, которая получила название организационно-деятельностные игры (ОДИ). За период 1979-1991 гг. Г.П. Щедровицкий провел свыше 90 ОД-игр, при том, что сами они послужили материалом и средством дальнейших разработок в области мышления, деятельности, понимания и рефлексии. Так, в 1983 г. Георгий Петрович с группой соавторов в рамках темы «Перспективы и пути автоматизации систем мыследеятельности» подготовил следующие работы: «Ситуационный анализ и анализ ситуаций», «Схемы и знаки в мышлении и деятельности», «Схемы в мышлении и знаки в коммуникации», «Работа со схемами в организационно-деятельностных играх».

1980-1983 гг. — Г.П. Щедровицкий работает (старший научный сотрудник) в отделе психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В декабре 1983 г. в связи с изменениями в руководстве НИИОПП и решением президиума АПН о закрытии всех исследований, связанных с психологией оргуправленческой деятельности, он переходит в ЦНИИпроект Госстроя СССР — в отдел методологии и теории инженерных изысканий, который в 1986 г. был передан (в процессе реорганизации) в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству Госстроя СССР.

Основные темы исследований этого периода: «Категория сложности производства проектно-изыскательских работ» и «Типология ситуаций проектно-изыскательских работ». Одновременно Георгий Петрович ведет межвузовский семинар по системному подходу в геологии в МИНХ и ГП им. И.М. Губкина.

Следующим местом работы Г.П. Щедровицкого стал Всесоюзный НИИ теории архитектуры и градостроительства, где Георгий Петрович заведывал лабораторией организации проектно-строительного дела (декабрь 1988 г. — апрель 1992 г.), восстанавливая прежнюю линию проектных и программных разработок.

Последним местом работы Георгия Петровича была Международная академии бизнеса и банковского дела (в настоящее время - Тольяттинская Академия управления) (апрель 1992 года - 1994 год). Здесь он руководил группой своих учеников, создавших Сеть методологических лабораторий для проектирования современной системы образования и методологической подготовки и приступавших к реализации этого проекта.

В общей сложности Георгий Петрович имеет около 150 опубликованных работ, в том числе в США, Англии, Германии, Болгарии и др. странах. Но это лишь часть того, что написано им за 40 лет активного труда, непрекращающихся размышлений, дискуссий, обсуждений и бесед с коллегами, друзьями и учениками.

Последние годы его жизни, совпавшие с периодом перестройки, способствовали социализации методологии. В структуре Союза научных и инженерных обществ СССР  Г.П. Щедровицкий создает Комитет по СМД-методологии и ОД-играм, организует и проводит пять всесоюзных съездов методологов (Киев, Самара, Москва), последний из которых (1993 год) был посвящен 40-летию Московского методологического кружка.

Текст подготовлен Г.А. Давыдовой на основе автобиографических материалов.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44