eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Методологические замечания к проблеме типологической классификации языков

1. Представления о назначении, возможностях и методах типологического исследования сильно разошлись в разных школах в языкознании. Из сравнения, например, современного структурализма и «нового» учения о языке Н.Я.Марра видно, что в характеристике типологических исследований они расходятся буквально по всем пунктам. Эти расхождения связаны с принципиальными различиями в понимании, с одной стороны, «языка» как предмета исследования, а с другой — категорий «история» и «развитие» в их научно-теоретических функциях. Учитывая эти расхождения, не так-то просто ответить на вопрос, в чем же действительное назначение типологических исследований в системе науки о языке.

2. Возможны два пути в решении этого вопроса. Один опирается на анализ истории языкознания; он может установить задачи и методы типологических исследований на разных этапах развития науки. Второй предполагает разработку специального логико-методологического аппарата понятий; он основывается на анализе закономерностей самого познания, его средств и механизмов, его «углубления» в объект такого типа, каким является речь. На пути логико-методологического анализа выделяется по меньшей мере шесть групп логико-методологических проблем. Они относятся: 1) к общей логической теории группировок объектов и классификаций, 2) к общей логической теории слоев научного знания и соответственно слоев предмета знания, 3) к логической теории построения генетических и функционарных теорий любых объектов, 4) к логической теории методов анализа и описания чувственно-множественных функционально-структурных объектов такого типа, каким является речь, 5) к методологической теории специфических приемов и способов описания актов речи в системе языка, б) к методологическому знанию о соотношении между описаниями единичных языков и теорией языка вообще. Взятая с логико-методологической стороны проблема типологии языков представляет собой пересечение, узел всех этих проблем.

3. Предположим, что нам дано целое, состоящее из множества объектов. Среди них могут существовать группы объектов, неразличимых с точки зрения какой-либо деятельности. Тогда при изучении объектов с этой стороны можно будет замещать группы одним объектом. Он будет выступать уже не просто как единичный объект, а как образец других, или модель. Свойства, выделенные в модели, будут фиксироваться в знаковой форме знания. Благодаря отношению модели ко всем другим объектам группы и знаковая форма будет относиться к ним.

Все множество первоначально никак не организованных объектов оказывается разбитым на ряд классов. Это расчленение не имеет ничего общего с пространственно-временным расчленением и организацией самих объектов.

Разбивка исходного целого на классы (и соответственно группировки объектов) меняется в зависимости от задач познания. При этом границы классов постоянно пересекаются. Но в плоскости эталонов и знаковых форм мы по-прежнему будем иметь набор никак не связанных между собой и не пересекающихся единиц. Из чего видно, что эти две плоскости (плоскость объектов и плоскость знания), несмотря на то что вторая отражает первую, живут по разным законам.

4. Если исходное множество объектов является к тому же определенным целым, включавшим также связи между выделенными объектами, то представление его в виде набора не связанных между собой эталонов и фиксирующих их свойства знаковых форм будет, очевидно, неадекватным задаче описания этого множества именно как целого. Чтобы воспроизвести целостность исходного множества объектов, нужно установить связи между выделенными эталонами и соответственно связи между разными знаковыми формами, представить то и другое в виде систем и структур.

Благодаря деятельности сопоставления эталонов (или знаковых форм) складывается второй слой знания (или теории) и соответственно становится двуслойным предмет изучения. Содержание, выявленное в результате сопоставления эталонов и знаковых форм, фиксируется в новых знаковых формах, которые в качестве третьей плоскости надстраиваются над уже существующими рядами замещений; первая и вторая плоскости вместе образуют первый слой, вторая и третья — второй слой знания.

Любая наука (в том числе языкознание) является многослойным образованием, а вместе с тем является многослойным и предмет ее изучения (например, язык).

5. В предшествующем пункте мы фактически произвели различение группировок объектов и классификаций. Выделяя новое содержание во втором слое знания, мы сопоставляем знаковые формы. Ходом этого сопоставления организуем их в системы. Способ сопоставления и систематизации могут быть различными. Классификациями мы называем один из типов такой систематизации материала. Чаще всего они играют чисто вспомогательную роль и затем сменяются другими видами систематизации материала.

6. К деятельности сопоставления во втором слое предъявляются следующие требования: хотя она и приложена только к заместителям объектов, тем не менее она должна выявлять действительные связи, характеризующие реальную жизнь рассматриваемого целого. Это требование накладывает также определенные условия на знаковые формы, эталон, а через них, далее, и на те группировки исходных объектов: они ни в коем случае не могут быть произвольными. Если из сопоставления знаковых форм (и эталонов) мы хотим получить содержание, характеризующее внутренние связи и закономерности жизни объективного целого, то исходные группировки, определяющие характер эталонов и знаковых форм, должны быть созданы так, чтобы уже в них были заложены те различия и сходства, обособления и объединения, которые существенны для этого содержания.

7. Поскольку необходимая группировка объектов, входящих в целое, определяется связями, выявляемыми во втором (а затем в третьем, четвертом и т.д.) слое знания, то эти связи должны проецироваться в плоскость самих объектов целого: там они будут предопределять возможные группировки и выражающие их эталоны и знаковые формы. Но это означает, что и сама группировка не остается в том виде, какой мы рассматривали вначале, а приобретает форму тех или иных гипотетических систематизаций и классификаций. Это определяется обратным движением от систематизаций второго и более высоких слоев знания.

Спроецированная таким образом на объекты систематизация выступает как особое изображение целого, отличное от тех изображений, которые имеются в более высоких слоях знания.

8. Между исходными группировками объектов и процедурами сопоставления знаковых форм (и эталонов) во втором и следующих слоях знания существует своеобразное отношение дополнительности. Лишь от них обоих вместе зависит результат всего процесса, по схеме:

Рис.2

и поэтому вариации в выделении исходных группировок иногда могут быть компенсированы вариациями процедур, устанавливаемых во втором и последующих слоях теории.

Таким образом, в разработке всякой теории существуют две принципиально различные линии. Одна связана с конструированием процедур сопоставления в «высоких» слоях знания; она предполагает жесткую фиксированность исходных группировок, схем сопоставления входящих в них объектов и эталонов, выражающих эти сопоставления. Вторая отталкивается от неудач работы в высоких слоях знания и направлена на перестройку исходных группировок и выражающих их эталонов. Нам важно подчеркнуть различие этих двух линий теоретической работы, потому что именно оно, на наш взгляд, объясняет то расхождение в оценке задач, возможностей и методов типологических исследований языков, на которое мы указывали вначале.

9. Так, современные структуралисты и последователи Н.Я.Марра работают по этим двум линиям и, следовательно, в разных слоях языковедческой науки. И из этого принципиального различия их места в системе науки, рассматриваемой в логико-методологическом аспекте, могут быть выведены все существенные особенности их концепции, включая сюда понимание назначения и методов типологических исследований.

10. Мы сознательно не касаемся вопроса о том, насколько правильно (с логико-методологической точки зрения) каждое из этих направлений «работает» в своем слое теории. Нам важно объяснить, откуда и почему возникает столь сильное расхождение пониманий, показать необходимость этого и отвергнуть всякие попытки синтеза тех и других представлений на уровне самого языкознания.

Чтобы оценить позицию современного структурализма, нужно провести детальный логический анализ тех процедур, которые применяются сейчас традиционными направлениями языкознания при воспроизведении речи в системах языка, ибо структурализм целиком и полностью базируется на них.

С другой стороны, чтобы оценить концепцию Н.Я. Марра, нужно прежде всего резко разделить: 1) постановку самих задач и 2) способы их решения. Действительно научная оценка второго предполагает: 1) логический анализ способов воспроизведения генетических, в частности собственно исторических, процессов в объектах такого типа, каким является речь; 2) анализ возможных структур тех предметов, выделяемых в речевой действительности, которые допускают генетическое представление; 3) анализ взаимоотношения языка и мышления; 4) анализ способов представления языка и мышления как социальных образований.

Разработка указанных вопросов будет вместе с тем важнейшим вкладом в решение проблем типологической классификации языков.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44