eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Дизайн: проблемы исследований

О.И.Генисаретский, Г.П.Щедровицкий

Рассмотренная выше методологическая картина дизайна может быть использована для постановки первоочередной группы проблем. Ориентируясь на практические запросы и средства существующих наук, мы разбили эти проблемы на четыре большие группы: социологические, социально-экономические, эстетические и методологические. Взятые вместе, они задают содержание предстоящих исследований, результатом которых должно явиться содержание научной основы для построения теории дизайна, ее методологической планкарты.

Социологические проблемы дизайна

  1. Промышленное проектирование как специфическая область человеческой деятельности. Закономерности его исторического развития. Отношение промышленного проектирования к производству и потреблению.
  2. Дизайн в системе промышленного проектирования. Проблемы тотального проектирования.
  3. Структура общественных потребностей как выражение системы социальных отношений и тенденций общественного развития. Структура общественных потребностей и ее влияние на структуру потребительского спроса.
  4. Социальное содержание предметной функции. Социальная функция предмета и предметной среды (социальный функционализм). Товарные и нетоварные формы удовлетворения потребностей в социалистическом обществе.
  5. Социалистические проблемы труда и дизайна:
    5.1. Место дизайна в структуре современных производительных сил, его роль в разделении груза в проектных организациях, выступающих как субъективный фактор процесса труда.
    5.2. Дизайн как элемент научной организации труда. Критика современных форм тейлоризма и отождествления с ним дизайна.
    5.3. Дизайн и проблема творчества непосредственных производителей в современном промышленном производстве.
    5.4. Тенденции автоматизации и критика апологетического отношения к системе «человек¾машина» и роли дизайна в ее утверждении и развитии.
  6. Критика современных буржуазных социологических теорий ¾ «единого индустриального общества», «общества всеобщего благосостояния», «человеческих отношений» ¾ как теоретической основы дизайна в капиталистических странах Запада.
  7. Социологические проблемы быта и дизайна:
    7.1. Тенденции коллективизации быта и дизайн (дизайн и домашнее хозяйство).
    7.2. Дизайн в экономике семейной жизни.
    7.3. Общественные формы быта и дизайн.
    7.4. Социальные проблемы досуга и дизайн. Культура досуга. Изучение досуга с точки зрения потребления определенных товаров и услуг.
  8. Дизайн как инструмент «массовой культуры» в массовом обществе.
  9. Вещи и отношения:
    9.1. Проблема вещи в современной философии, социологии и эстетике.
    9.2. Современная система отношений и система вещей. Вещный характер современной культуры.
    9.3. Вещь как товар. Товарный фетишизм и фетишизм вещи. Нетоварные формы вещи.
    9.4. Материализм и вещизм.
    9.5. Предметная среда в условиях капитализма, социализма и коммунизма.
    9.6. Вещи и комплексы вещей, предметная среда, содействующие становлению коллективистских форм жизни.
    9.7. Связь духовного и вещного богатства человека и общества. Мещанство и культ вещи. Господство вещи над человеком и человека над вещью. Пути освобождения от плена вещей.
    9.8. Вещи и потребности. Обособленная потребность и обособленная вещь. Целостность человека и целостность предметного мира.
    9.9. Содержание, функция и форма вещи. Временная и пространственная характеристики вещи.
    9.10. Формообразование вещи. Структурная и функциональная сложность вещи. Целостность вещи.
    9.11. Основы классификации вещей.
    9.12. Вещь как связь между производителями и потребителями.
    9.13. Вещь как средство коммуникации. Коммуникативные качества вещи. Вещь как эстетический знак.
    9.14. Вещь ¾ концентрат культуры. Вещь и стиль.
    9.15. Вещь и тираж. Технический и эстетический стандарт вещи. Вещь и мода. Мнимое и действительное разнообразие вещей.
    9.16. Ассортимент. Вещи необходимые и излишние. Общественное качество вещи. Затоваривание и его причины.
    9.17. Хаос предметов и предметных форм, его причины, пути и способы его преодоления.
  10. Влияние социальных отношений на характер предметной среды, продуктов промышленного производства.
  11. Общественные отношения и их пространственно-временное выражение.
  12. Дизайн и проблема человека в современном обществе:
    12.1. Дизайн в системе разделения труда.
    12.2. Материально-технический прогресс и гуманизм.
    12.3. Судьбы гуманистической культуры и дизайн.
    12.4. Дизайн и конформизм.
    12.5. Дизайн и всестороннее развитие личности.
    12.6. Универсализм личности и универсализм коллектива.
    12.7. Человек, его потребности, потребительский спрос. Потребительский спрос как человеческий фактор в системе «человек¾товар».

Социально-экономические проблемы дизайна

  1. Дизайн как стимул торговли (влияние на внешнюю и внутреннюю торговлю).
  2. Дизайн и экономика монополий.
  3. Конкуренция и дизайн.
  4. Влияние на дизайн тенденций развития мирового хозяйства.
  5. Дизайн в системе Общего рынка.
  6. Дизайн в условиях плановой экономики социалистических стран.
  7. Дизайн в системе СЭВ.
  8. Дизайн и экономическая экспансия США в странах Европы.
  9. Дизайн и экономическое давление капиталистических стран на экономику новых стран Азии и Африки.
  10. Экономическая эффективность дизайна. Способы и формулы определения экономической эффективности в различных отраслях производства.
  11. Дизайн как средство оптимизации отношений сферы производства и сферы потребления.

Эстетические проблемы дизайна

  1. Труд как основа эстетического творчества, эстетического чувства.
  2. Трудовая сущность прекрасного.
  3. Проявление эстетического начала в материальном производстве на различных ступенях общественного развития.
  4. Противоречия в социальном строе труда и их влияние на эстетическое содержание материально-практической деятельности и ее продуктов.
  5. Соотношение прекрасного и полезного.
  6. Разрешение противоречий между материально-практической деятельностью и художественно-эстетической деятельностью, их роль и место дизайна в этом процессе.
  7. Эстетическое отношение дизайна к действительности. Дизайн и эстетический идеал.
  8. Многообразие форм художественного творчества в промышленности.
  9. Отличие дизайна от прикладного искусства и художественной промышленности.
  10. Эстетическая ценность машинной техники и дизайн.
  11. Эстетическое освоение машинной техники в дизайне.
  12. Техническая эстетика против эстетики техницизма.
  13. Эстетизм и вещизм.
  14. Красота и стандарт.
  15. Взаимоотношение дизайна и искусства.
  16. Художественное (эстетическое) начало дизайна. Эстетический момент в творчестве дизайнера. Художественное (эстетическое) творчество и художественное конструирование.
  17. Эстетическое в продукте дизайна. Произведение дизайна и произведение искусства.
  18. Сравнительная эстетическая характеристика дизайна и стайлинга.
  19. Дизайн и эстетическая революция ХХ столетия.
  20. Дизайн и художественный синтез.
  21. Дизайн, архитектура, урбанизм, синтурбанизм.
  22. Дизайн и проблема стиля.
  23. Функционализм как метод творчества и как художественный стиль.
  24. Формалистический и социальный функционализм. Статический и динамический функционализм.
  25. Дизайн и конструктивизм.
  26. Освоение новейших достижений живописи и скульптуры в дизайне.
  27. Дизайн и другие средства массовой культуры, основанные на современной технике, в их социальном и эстетическом сопоставлении: а) дизайн и кино; б) дизайн и телевидение; в) дизайн и радио.
  28. Строение дизайн-формы. Функция¾конструкция¾форма. Форма внутренняя и форма внешняя.
  29. Красота и внешняя форма. Принципы формообразования.
  30. Проблема вхождения художника в материальное производство. Художник-прикладник и дизайнер. Дизайнер как новая профессия. Специализация и универсализм дизайнера.

Методологические проблемы построения теории дизайна

  1. Методологические проблемы очерчивания предмета науки о дизайне.
  2. Системно-структурный подход к объекту теории дизайна.
  3. Определение эмпирического материала исследований по теории дизайна.
  4. Системно-структурный анализ объекта теории дизайна:
    4.1. Виды и сферы дизайна.
    4.2. Система «человек¾социальная среда».
    4.3. Системно-структурные исследования общественных потребностей и их выражение в форме и функциях продуктов промышленности.
    4.4. Представление предметной среды как системы.
  5. Системно-структурные исследования дизайнерской деятельности:
    5.1. Основания и принципы современной кооперации деятельности.
    5.2. Строение деятельности и организации дизайнерских коллективов.
    5.3. Средства дизайнерской деятельности. Возможности ЭВМ в решении дизайнерских задач.
    5.4. Административная организация дизайнерской деятельности и средства управления ею.
    5.5. Соотношение проектирования, планирования и управления.
  6. Методы и средства построения планкарты теории дизайна.
  7. Соотношение структурных и генетических методов в теории дизайна.
  8. Системно-структурный подход как методология исторических исследований дизайна.
  9. Методы генетического развертывания исходных структур теории. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  10. Вещизм как методологический принцип современного художественного конструирования. Дизайн и стайлинг.
  11. Антивещизм как методологический принцип дизайна будущего.
  12. Принципы определения средств будущей теории дизайна и оценка их возможностей.
  13. Принципы ассимиляции средств и методов существующих наук в теории дизайна.
  14. Методологические проблемы применения математики, теоретической и технической кибернетики в теории и практике дизайна.
  15. Функции эксперимента в исследованиях по дизайну.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44