eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Категории сложности изыскательских работ как объект исследований с системодеятельностной точки зрения

Введение

Настоящая статья отражает и фиксирует один аспект методологической и научно-исследовательской работы, проведенной отделом экономики и организации изысканий ЦНИИпроекта в 1984 г. по плановой теме «Разработать и научно обосновать классификацию категорий сложности природных условий производства отдельных видов изыскательских работ».

Эта тема была задумана и утверждена Госстроем СССР как поисковая, ибо до этого времени как в отечественной, так и в зарубежной практике подобных исследований еще не было. Однако краткая программа и календарный план работы по этой теме, разрабатывавшиеся в 1982 г., с самого начала были составлены неправильно, ибо требовали от исполнителей проведения научных исследований категорий сложности, но не отводили времени на конструирование и онтологическое задание их в качестве идеальных объектов.

Специально обсуждать этот момент приходится потому, что такая ошибка является типичной и характерной при разработке программ так называемых «научных» тем отраслевого назначения: в них никогда не обсуждается вопрос о том, в каких условиях и когда можно начинать собственно научные исследования в рамках организационно-практических, проектно-технических и методических тем.

В частности, в обсуждаемом случае прежде чем начинать собственно научные исследования категорий сложности, надо было сконструировать и задать эти категории в качестве идеальных объектов особого рода. И от того, как мы определим категориальные характеристики этих идеальных объектов, зависел выбор средств и методов их исследования. Все это должно было быть определено в специальных методологических исследованиях, которые обязательно должны входить в состав разработок организационно-практических, проектно-технических и методических тем и определять строение, состав и длительность предстоящей работы. В демонстрации значимости этих тезисов на конкретном примере состоит основной смысл этой статьи.

2. Первые онтологические допущения в отношении области существования категорий сложности

1.1. Первая проблема, с которой мы сталкиваемся: к какому миру - природы или мыследеятельности - принадлежат категории сложности изыскательских работ.

Обычно их относят к миру природы и таким образом предрешают вопрос о формах их существования и способах фиксации их в знаниях: они должны быть натуральными и, в силу этого, независимыми от особенностей нашей мыследеятельности.

Нам такая трактовка категорий сложности представляется результатом необоснованной натурализирующей фетишизации условий мыследеятельности, опрокидывания свойств человеческой деятельности и человеческих взаимоотношений на природу, попыткой оправдать недостатки социально-производственной и технической организации мышления и деятельности, нормировки и научно-исследовательского обеспечения ее собственно природными (и поэтому, как представляется обыденному сознанию, неизбежными и неотвратимыми) условиями производства работ.

В противоположность этому мнению мы утверждаем, что категории сложности производства изыскательских работ, как и категории сложности природных условий при изыскательских работах, являются конструкциями нашей мыследеятельности и средствами организации—соорганизации различных систем мыследействования в сфере строительства, проектирования и изысканий, а также важнейшими средствами практической корректировки недостатков планово-экономической, технической и собственно административной организации проектно-изыскательских работ, а в силу этого зависят от строения этой мыследеятельности и подчиняются культурно-историческим нормам организации ее. В этом плане можно сказать, что категории сложности всегда имеют в мыследеятельности определенное функциональное назначение и выполняют определенную миссию.

1.2. Эта первая характеристика категорий сложности изыскательских работ указывает на их функции и назначение внутри проектно-изыскательской мыследеятельности; формы организации и морфологии категорий сложности здесь пока совсем не затрагиваются, и это отнюдь не случайно, а несет в себе принципиальный методологический смысл, соответствующий логике онтологического конструирования такого сложного объекта, каким являются категории сложности.

Конечно, в этой первой характеристике объекта исследований нет еще той теоретичности и тех идеализаций, которые необходимы для собственно научного исследования. Но этого определения уже достаточно для того, чтобы начать работу по идеализации в духе методологически организованного одновременного конструирования схем объекта и схем метода исследования.

1.3. Главные наши предположения в отношении категорий сложности как идеального объекта исследования строятся на двух стандартных процедурах онтологической работы: во-первых, мы должны мысленно поместить категорию сложности в пространство и рамки объемлющих ее систем, а во-вторых, уже внутри этих рамок определить формы и способы существования категории сложности как объекта исследования; после того, как такое определение будет дано и мы сможем выразить его в схеме объекта, мы перейдем к последующим процедурам развертывания соответствующего научного предмета [Щедровицкий 1976 а; 1964 а] и выстроим на основе исходной онтологической схемы все остальные элементы-блоки, необходимые для его функционирования.

1.4. Реализуя первую из намеченных процедур, мы выдвигаем очень важное онтологическое допущение, что категории сложности изыскательской деятельности, как и категории сложности природных условий деятельности, принадлежат миру проектно-изыскательской мыследеятельности и, следовательно, должны рассматриваться как порождаемые этой мыследеятельностью и существующие в ней, в ее процессах и по ее механизмам (а не по законам природы или природных условий).

Это положение, объявляемое нами онтологическим допущением, может казаться тривиальным с точки зрения практики изыскательской работы и обыденного здравого смысла, но оно впрямую расходится с идеологией и методологией установления и кодификации категорий сложности в практике нормативной работы, а также с идеологией и методологией традиционного изучения категорий сложности природных условий, и в том случае, если мы его принимаем, мы должны кардинально менять наши подходы к теме и все наши средства и методы работы. Поэтому открытая фиксация этого момента имеет важное значение.

1.5. Дальше, в соответствии с принципом соразмерности метода и объекта исследования, мы должны обратиться к методологии исследования (или, как мы часто говорим, к «подходам») и определить, какие из существующих методологических подходов будут соответствовать первой онтологической характеристике объекта наших исследований, т.е. утверждению, что категории сложности изыскательских работ существуют в мыследеятельности и по ее механизмам.

1.6. Из первых фундаментальных гипотез, определяющих мир, в котором существуют категории сложности, - а это, как мы уже заявили, должен быть мир мыследеятельности - следует перечень тех исследовательских подходов, которые в принципе соразмерны этому миру одновременно и как потребителю знаний и как «вместилищу» соответствующих идеальных объектов исследования.

К настоящему времени в методологической и научной литературе зафиксировано пять основных подходов, которые соответствуют специфической «природе» мыследеятельности:

  • системомыслительный подход [Щедровицкий 1976 а, 1984 а, 1966 с] ,
  • системодеятельностный подход [Щедровицкий 1967 а; 1966 а; Разработка... 1975; Сазонов 1980; 1981].
  • мыследействовательный подход [Разработать... 1984; 1987 а; Сазонов 1980] ;
  • коммуникативно-мыслительный подход [Сазонов 1980; Щедровицкий 1976 а] ,
  • системомыследеятельностный подход [Щедровицкий 1983 а, 1983 с, 1987 а].

Эти пять подходов различаются между собой прежде всего характером основных онтологических схем и, соответственно, характером тех процессов в мышлении и деятельности, которые они выделяют и фиксируют, но одновременно сходны между собой в том, что они опираются на одну и туже категорию системы [Щедровицкий 1964 а; 1974 с; Разработка... 1975, Проблемы... 1965] и реализуют ее как в своих объектно-онтологических построениях, так и в логике конструктивно-теоретической работы. Обычно говорят, что эти пять подходов, будучи предметно-онтологическими, реализуют в себе системный подход, который в силу этого своего отношения к другим подходам определяется как формальный или, если говорить более точно, как непредметный и надпредметный [Щедровицкий 1964 а, 1981 а]

1.7. Напомним, что основной смысл категории системы в ее современном виде [Разработка... 1975; Щедровицкий 1974 с] состоит в требовании, что всякий объект исследования, который мы хотим представить в виде моносистемы, должен быть расслоен по меньшей мере в пять планов:

  1. процесса, конституирующего данную моносистему;
  2. набора элементов и связей между ними, образующих структуру этой системы; далее эта структура может быть фокусирована либо на связях структуры и тогда мы получаем чистую структуру внутренних связей системы, либо на элементах структуры и тогда, в зависимости от способа фокусировки, мы получим либо состав элементов системы, либо множество фокусированных элементов системы с задающими и определяющими их структурами функций, которые обычно характеризуются как внутренняя структура функций элементов системы;
  3. набора внешних функций системы, которые вводятся исходя из объемлющих ее систем аналогично методу фокусировки структуры связей на одном элементе объемлющей системы и образуют внешнюю структуру функций системы [Проблемы... 1965];
  4. организованностей материала системы, которые обеспечивают протекание процесса, конституирующего данную систему, и закрепление его на этом материале. По традиции множество таких организованностей материала называется морфологией системы;
  5. самого материала, на котором система разворачивается и строит себя.

Понятие моносистемы является абстракцией, и идеализация, на которой оно построено, содержит ряд внутренних противоречий, обусловленных необходимостью встраивать и вписывать представление о моносистеме в более широкие контексты, где каждая моносистема существует всегда в окружении других систем, с которыми она взаимодействует. Поэтому представление о моносистеме содержит, с одной стороны, идею полной замкнутости и изоляции от всякого окружения, - и здесь реализуется понятие системы в его противоположности понятию элемента, с другой стороны, оно содержит идею множества различных окружений и включенности в их контекст чуть ли ни на правах элемента, что фиксируется в представлении о внешней структуре функций системы.

Этот парадокс разрешается в категории полисистемы, которая охватывает и снимает в себе категорию системы, и тогда внутренние противоречия понятия моносистемы объясняются и оправдываются тем, что само это представление о моносистеме должно нести и фиксировать в себе одновременно и рядоположно как момент включенности в полисистему, так и возможность рассматривать ее автономно и изолированно в качестве совершенно замкнутого объекта, живущего исключительно в своих внутренних процессах и по своим внутренним законам. Такого рода абстракция сильно упрощает анализ объекта на первых этапах, но в дальнейшем, как правило, нам приходится переходить к полисистемному анализу, и тогда наличие, казалось бы, избыточного плана представления внешней структуры функций моносистемы обеспечивает незатрудненное, чуть ли ни автоматическое включение моносистемных схем объекта в целый ряд разных полисистемных контекстов, в частности в случае анализа и описания организационно-технических полисистем [Щедровицкий 1983 а, 1987 а].

Эти соображения определяют в общих чертах схему полисистемного исследования: чтобы представить какой-либо объект исследования в виде полисистемы, нужно выделить в нем ряд относительно автономных процессов, вокруг каждого из них реконструировать соответствующую моносистему - и это каждый раз будут те или иные идеальные системные объекты, - а затем определить формы соорганизации и структурирования их в одно полисистемное целое.

На следующих этапах системного и системно-предметного мышления эти формы и способы соорганизации и структурной сборки в одно целое нескольких различных моносистем рефлектируются, фиксируются как приемы и способы решения стандартных задач системного синтеза, нормируются в специальных методологических принципах и логических правилах, а потом на основе этого строятся «обратные» приемы и способы разложения и расслоения сложных объектов, квалифицированных по предположению как полисистемные, на составляющие их моносистемы. И эти приемы и способы разложения и расслоения полисистемных объектов тоже фиксируются в методологических принципах и логических правилах, а затем оформляются в виде стандартных задач системного анализа.

1.8. В свете такого понимания сути системного и полисистемного подходов различие пяти основных подходов в анализе мыследеятельности можно проинтерпретировать как различие, возникающее в результате того, что в мыследеятельности в соответствии со схемами системного и полисистемного анализа выделяются в качестве основных и ведущих разные процессы, затем фиксируются соответствующие им внешние и внутренние структуры связей и функций, а в заключение определяются обеспечивающие и несущие их организованности материала.

Но тогда эти пять подходов, используемых при исследовании мыследеятельности, если брать их из общего перечня по отдельности, выступают как чисто аналитические: каждый из них дает представление о мыследеятельности только в плане одного какого-то процесса, т.е. только в определенном разрезе, а многостороннее и целостное представление о ней могут дать только все они вместе. Но такой вывод ставит перед нами ряд новых проблем, связанных с синтезом представлений, получаемых нами с помощью каждого из этих подходов.

1.9. Категории сложности, как бы мы ни определили их в дальнейшем, могут рассматриваться в рамках и с точки зрения каждого из названных выше подходов автономно и независимо от анализа их в других подходах. В таком случае мы получим по меньшей мере пять существенно различающихся между собой трактовок их. Каждая из этих трактовок будет оформлена в виде особой онтологической схемы категорий сложности как объекта исследований, каждая будет существовать на правах самостоятельного идеального объекта, и мы затем, если захотим получить целостное представление о категориях сложности, должны будем осуществить конфигурирование этих онтологических схем (ср. [Щедровицкий 1984 а]).

3. Следующие шаги в определении сущности категорий сложности изыскательских работ

2.1. Включение в работу двух групп подходов - системных, с одной стороны, и мыследеятельностных (в самом широком смысле этого слова) - с другой, позволяет нам сделать следующий шаг в конструктивно-гипотетическом определении категорий сложности как идеального объекта научных исследований.

Рассматривая их пока только с точки зрения системного подхода, мы можем предположить, что они должны задаваться и обсуждаться прежде всего как особые организованности в системах проектно-изыскательской мыследеятельности, а затем - как структуры из этих организованностей.

Обоснования этого предположения достаточно тривиальны. Поскольку системный подход знает всего пять основных родов существования - выше они были перечислены, - наша задача в этом пункте состоит в том, чтобы подвести категории сложности под одну из этих сущностей. Крайние члены системного представления сразу исключатся: категории сложности, очевидно, не могут быть ни чистым процессом, ни чистым материалом, и, следовательно, остаются три типа представлений: структуры связей, структуры функций и морфология, которые мы и берем. Но из них, в силу нашего исследовательского (а не проектного, скажем) подхода, морфологический способ существования объявляется главным и решающим, ибо категории сложности для нас существуют прежде всего как нормативные положения и перечни различий, фиксированные в знаковом материале. Вместе с тем - и мы уже отметили это в предшествующих пунктах обсуждения - для категорий сложности весьма существенны их функции, как инструментальные, так и смысловые: они весьма разнообразны, но должны быть стянуты в единство. Отсюда необходимость структурного представления этих функций, а кроме того, категории сложности множественны и в своем морфологическом существовании, что фиксируется в множественном числе их имени, но должны быть представлены в виде единого идеального объекта исследования - отсюда необходимость структуры внутренних связей.

Таким образом, мы обосновали выбор основных определений и характеристик категорий сложности в рамках системной парадигмы. Но если ограничимся только ими, то не получим полного системного представления и у нас не будет собственно системного объекта исследований. Как процессы, так и материал обязательно должны быть привлечены в исследовании. Поэтому мы и утверждаем, что при системном подходе категории сложности не могут рассматриваться и анализироваться сами по себе, а обязательно должны рассматриваться в рамках и в контексте мыследеятельности, ибо именно мыследеятельность несет в себе те процессы, которые составляют «жизнь» категорий сложности и, следовательно, образуют и задают ту рамку и ту область материала, в которых категории сложности обретают свою системную полноту и целостность. Иными словами, только внутри мыследеятельности и в ее контексте категории сложности изыскательских работ могут существовать в качестве полного объекта системных исследований. И чтобы они стали таким объектом, их самих нужно представить в качестве морфологических организованностей, структур связей и структур функций.

2.2. Поскольку сама мыследеятельность при этом рассматривается в пяти подходах и каждый из этих подходов выявляет и фиксирует свои особые проекции процессов в мыследеятельности, свои особые структуры связей и функций, соответствующих этим процессам, свои особые морфологические организованности и фрагменты материала, постольку и сами категории сложности должны расслоиться и предстать перед нами в пяти видах и планах:

  1. как особые организованности в процессах и структурах проектно- изыскательского мышления;
  2. как особые организованности в процессах и структурах проектно- изыскательской деятельности;
  3. как особые организованности в процессах и структурах актов мыследействования;
  4. как особые организованности в процессах и структурах проектно- изыскательской мысли-коммуникации;
  5. как особые организованности в процессах и структурах проектно- изыскательской мыследеятельности в целом.

Каждый из этих подходов будет задавать свою особую полисистему, в контексте которой будут существовать в качестве морфологических организованностей и структур из этих организованностей категории сложности изыскательской работы, и, одновременно, - свой особый идеальный объект исследования, который может рассматриваться автономно и независимо от других. Вместе с тем, реальное и практически ориентированное исследование, как уже отмечалось, предполагает синтез, или, во всяком случае, соорганизацию этих планов исследования и описания по методу и, одновременно, синтез или соорганизацию соответствующих представлений и схем объектов.

2.3. Как только мы принимаем идею синтеза и соорганизации разноподходных и разнопредметных представлений по ходу исследований объекта (а не после того, как они проведены автономно и до конца в рамках каждого отдельного подхода и предмета), так тотчас же перед нами встает вопрос: с какого же из этих подходов надо начинать исследовательскую работу и какое из представлений объекта будет базовым или ядерным, т.е. таким, к которому будем привязывать и пристраивать все остальные.

Правда, ответы на этот вопрос могут быть отнюдь не лобовыми и весьма разнообразными.

Во-первых, можно помыслить такую ситуацию, когда начинать исследование можно будет сразу с двух сторон:

  1. со стороны внешней объемлющей рамки и двигаться преимущественно структурно-функционально, прочерчивая сеть функций, покрывающих всю область исследований, и
  2. со стороны ядра будущей теоретической картины объекта, к которому постепенно шаг за шагом пристраиваются и пририсовываются и все другие представления и схемы: последний путь является по преимуществу морфологическим.

Во-вторых, вполне может быть, что все схемы и представления, получаемые в рамках перечисленных выше подходов, будут совершенно равноправными относительно друг друга, ни одно из них не сможет выступить ни в качестве рамочного, ни в качестве ядерного, а соорганизация и синтез разных представлений объекта будут осуществляться в соответствии с чисто методологическими или логическими схемами организации исследований, скажем такими, каким является метод восхождения от абстрактного к конкретному или метод комплексной соорганизации исследований и разработок.

В применении к объектам, подобным категориям сложности изыскательских работ, все эти вопросы остаются открытыми. Мы знаем лишь, что очень часто функцию рамки берут на себя системодеятельностные представления и исполняют ее весьма эффективно, ибо системодеятельностные представления легко и естественно могут расширяться до предела универсума мыследеятельности или задавать одну из предельных границ всякой сферной организации мыследеятельности. Поэтому можем с достаточной степенью вероятности предположить, что и в случае исследования категорий сложности системодеятельностные представления могут выступить в такой же роли.

С другой стороны, знаем, что в качестве ядерные схем и представлений нередко используются схемы актов и систем мыследействования. Когда речь идет об исследовании процессов и механизмов происхождения каких-либо организованностей и структур или их развитии, именно эти схемы являются весьма эффективными. Но в этой же роли с не меньшим успехом могут выступать системомыслительные и мыслекоммуникативные схемы и представления. Какие из них должны быть ядерными в данном случае, совершенно неясно. Поэтому в качестве полярных системодеятельностным представлениям и схемам мы можем рассматривать схемы и представления любого из остающихся подходов; системомыследеятельные схемы имеют приоритет в качестве рамочных для трех других групп схем - системомыслительных, мыслекоммуникативных и мыследействовательных [Щедровицкий 1987 а], но к настоящему времени они развиты меньше других и реальные способы соорганизации и синтеза всех названных представлений в рамках системомыследеятельных представлений остаются на уровне методологической идеологии и самых общих принципов и не распространяются на конкретную технику работы. Поэтому решать проблемы конфигурирования и синтеза схем и представлений из разных подходов нам придется каждый раз специально и особо для каждой новой прорабатываемой темы, исходя из ее предметного содержания, и только потом с помощью специального рефлексивного анализа обобщать и обобщенно оформлять средства, методы, приемы и способы, найденные или сконструированные нами в ходе конкретной проработки темы.

И в данном случае, при анализе категорий сложности изыскательских работ, у нас нет другого пути: нам придется прорабатывать категории сложности последовательно по всем названным выше подходам, а затем искать практически, технически и теоретически значимые для нас формы конфигурирования и синтеза полученных представлений.

При этом, естественно, мы будем ориентироваться на зафиксированные нами различия рамочных и ядерных конструкций и двигаться сразу как бы с двух сторон. Начнем это движение в рамках системодеятельностного подхода, считая его пока самым общим и задающим внешнюю объемлющую рамку для всех мыследеятельных систем (в самом общем смысле), но при этом постоянно будем держать перед глазами и все другие, считать выход к ним и зашнуровку самых разных представлений целью работы и при этом будем, параллельно с развертыванием всех предметных представлений, развертывать также и методологию схематизации, преобразования одних схем в другие и соорганизации разных схем в коллажи, морфологические организованности и структуры.

4. Процесс воспроизводства деятельности и его схематическое представление

3.1. Представить категории сложности изыскательских работ в виде организованностей деятельности и, далее, в виде структуры из этих организованностей - это значит прежде всего подобрать и изобразить в схематическом виде такие структуры деятельности, в которых можно было бы найти подходящие «места» для категорий сложности, т.е. такие функциональные блоки системы, в которые можно было бы поместить в качестве морфологического наполнения известные нам категории сложности, за счет этого теоретически определить функции категорий сложности в системах деятельности и вывести из этих функций известные нам и прогнозируемые свойства их (включая сюда и строение этих категорий).

Конечно, для того чтобы такая процедура стала возможной и была теоретически доказательной, сами схемы деятельности должны быть детализированы и конкретизированы до такой степени, которая соразмерна детализированности реального существования категорий сложности в деятельности. Это - принцип системной соразмерности процессов и структур, с одной стороны, и рассматриваемых морфологических организованностей - с другой. Но если даже используемые нами схемы процессов и структур деятельности не доведены до такой соразмерности, все равно можем осуществлять эту процедуру, мысленно помещая рассматриваемую организованность в те или иные функциональные блоки схемы и перенося на нее все, что знаем про эти блоки. Все отличие этой процедуры от вышеназванной будет заключаться, во-первых, в том, что она будет не доказательной, а гипотетической, и мы до поры до времени не будем иметь никаких подтверждений истинности получаемых нами представлений и знаний, а во-вторых, в том, что получаемые таким образом функциональные и структурные характеристики категорий сложности будут не специфическими, а лишь родовыми. Но это нисколько не умаляет важной роли и значения этих характеристик.

К этому можно добавить, что эта процедура будет задавать системодеятельную среду существования для рассматриваемого нами объекта - процессуальную, структурную, а далее и морфологическую. Поэтому исследовательская стратегия, очевидно, должна заключаться в том, чтобы начать с базовых схем теории деятельности, гипотетически поместить в них рассматриваемые нами категории сложности изыскательских работ (сначала как некие организованности) и затем начать разворачивать эти склейки структурно-функциональных схем с наложенными на них символами рассматриваемых нами объектов в таком направлении и до тех пор, пока это разворачивание не приведет к схемам, соразмерным с рассматриваемыми нами материалами.

3.2. Основным процессом в деятельности, конституирующим саму деятельность как в качестве рамки существования для разных организованностей, так и в качестве объекта рассмотрения и исследования, является процесс воспроизводства. Он захватывает собой все, что существует в деятельности - материал, морфологию, структуры связей и функций, процессы. В деятельность попадает практически все, что мы знаем, - люди, машины, знаки, организации, взаимоотношения, сама природа. Именно процесс воспроизводства включает все это в деятельность и обеспечивает их единство и целостность в рамках деятельности, в том числе и в историческом времени. Благодаря процессу воспроизводства деятельность сохраняет и поддерживает свои структуры, включая структуру самого воспроизводства. Поэтому процесс воспроизводства накладывает свою печать на все структуры и организованности деятельности; в силу этого каждый акт деятельности, каждая цепочка и каждая система коллективной кооперированной деятельности строятся таким образом, чтобы участвовать в процессе воспроизводства и поддерживать его.

В наглядно-целостном виде процесс воспроизводства изображается в схемах, подобных схеме, представленной на рис. 1.

Рис.1. Схема воспроизводства деятельности с трансляцией норм культуры

3.3. Уже одна наглядно фиксируемая структура этой схемы, изображающей деятельность  в процессе воспроизводства (или воспроизводство деятельности), показывает, что в ней можно увидеть и прочертить идеальные объекты нескольких родов:

  1. Процессы трансляции эталонов, образцов, норм и т.п. и процессы реализации этих эталонов, образцов, норм в социальных системах мыследействования, развертывающихся в различных ситуациях. И если эталоны, образцы и нормы можно считать единичными и уникальными, то их реализации, напротив, всегда являются множественными и тиражированными; они развертываются, с одной стороны, в синхронические ряды, различающиеся по месту, с другой стороны, в диахронические ряды, различающиеся по времени.
  2. Ситуации социально-производственного мыследействования, в которых людьми ставятся и достигаются различные цели, решаются проблемы и задачи, существует определенная организация и всегда реализуются определенные эталоны, образцы и нормы. Ситуации мыследействования - это пространство коллективных работ и коллективной жизни.
  3. Отдельные организованности, которые занимают свои места в мире эталонов, образцов и норм - этот мир обычно обозначается как мир культуры, - и организованности, появляющиеся и функционирующие в мире социально-производственных ситуаций, с одной стороны, под давлением этих ситуаций, а с другой - под давлением эталонов, образцов и норм.
  4. Структуры связей между различными организованностями деятельности, расположенными как в пространстве культуры, так и в пространстве социальных реализаций. Эти структуры, очевидно, могут быть трех типов: а) социальными, б) культурными и в) социокультурными, а если мы учтем еще направленность переходов из одного пространства в другое, то последний тип распадется на два: социокультурные и культурно- социальные структуры. В дальнейшем мы увидим, что это последнее различение играет существенную роль при анализе категорий сложности изыскательских работ.

По-видимому, при деятельностном подходе на этом уровне детализации схем не может быть никаких других объектов, кроме перечисленных.

3.4. Важнейшим принципом структуризации всего принадлежащего к миру деятельности является разделение и противопоставление социального пространства и пространства культуры. Это разделение является важнейшим механизмом, обеспечивающим воспроизводство деятельности, и может быть зафиксировано как принцип двойственного (по крайней мере, а как правило - множественного) существования всего деятельного; один раз - в виде эталонов, образцов и норм культуры, а другой раз - в виде живых социальных процессов мыследействования.

Точно так же надо специально отметить, что в этом пункте принцип множественности существования всего деятельного специфицируется еще дополнительным различением: 1) существования в виде процессов в социальном мире и 2) существования в виде структур и организованностей в мире транслируемой культуры.

3.5. Можно сказать, что деятельность всегда существует в двух разных формах - в процессуально-кинетической и в организованностно-статической. Первую можно считать принадлежащей деятельности по сущности, или по «природе» ее, вторую - «инобытием» деятельности, как говорил Гегель, или «в превращенных формах», по терминологии К.Маркса [Мамардашвили 1970].

Это обстоятельство неоднократное отмечалось в философии, но сама идея двойного существования всего деятельного, ее подлинного бытия и инобытия, с большим трудом проникает в науку и в научные исследования.

Рассудочное сознание относится ко всем этим определениям в лучшем случае как к метафорам, но чаще склонно видеть в них какую-то мистическую манеру мыслить. Однако здесь нет никакой мистики, и это определение не метафора. Наоборот, оно является предельно точным и строгим, ибо анализ механизмов воспроизводства деятельности показывает, что процессы деятельности, протекающие на разнообразном материале, оставляют свои «следы» в виде знаков и вещей (которые по сопричастности тоже суть знаки особого рода), запечатлеваются в них и как бы откладываются и застывают на некоторое время, а затем все эти знаки и вещи вновь «оживают», становясь элементами новых процессов деятельности, и при этом во многом определяют и предопределяют характер самих процессов; эти новые процессы деятельности опять застывают в виде знаков и вещей, которые снова оживают в последующих процессах. И так повторяется вновь и вновь, система деятельности непрерывно пульсирует, переходя из «живой» формы своего существования в «застывшую» и обратно.

Попеременное и вместе с тем параллельное существование в этих двух формах и есть подлинное существование всего, что принадлежит миру деятельности - машин, орудий, речи-языка и даже самих людей. Но так как эти две формы их существования - процессуально-деятельная и предметная - разительно отличаются друг от друга, объединение их в одно целое и анализ в отношениях и связях друг с другом казались всем исследователям просто немыслимыми: научный рассудок брал либо одно, либо другое. Но тогда в итоге всегда оказывалось, что нельзя проанализировать и понять ни того, ни другого.

Сейчас, рассматривая все сквозь призму схем воспроизводства деятельности, этот результат нетрудно объяснить. Ведь если машины, вещи, знаки и сами люди являются застывшими формами живой деятельности, ее «отблеском», или «инобытием», то естественно, что они не могут быть поняты и объяснены сами по себе, вне их отношения к «живой» процессуально развертывающейся деятельности. Но точно также и «живая» деятельность не может стать предметом самостоятельного научного исследования, когда она берется изолированно от фиксирующих и организующих ее орудий, машин, знаков и способностей людей, ибо, с одной стороны, эти орудия, машины, знаки, способности людей являются необходимыми условиями и элементами ее существования как деятельности, а с другой стороны, в силу существующих сейчас способов познания, она не может быть отражена и воспроизведена в знании иначе как через формы своего «инобытия», через застывшие формы вещей, орудий, знаков и способностей людей.

К тому же, как уже было отмечено, системная целостность и законосообразность всех социальных и культурных объектов обусловлены их двойственным существованием, переходами из «живой» формы в «застывшую» (или, как писал Гегель, «ставшую» и «успокоившуюся») и поэтому, выделяя одну из этих форм в качестве некоторого самостоятельного целого и отделяя ее от другой, мы не можем обнаружить ни механизмов, ни закономерностей их жизни, в частности - механизмов и закономерностей функционирования и развития.

И наоборот, зафиксировав двойственное существование всего деятельностного и деятельности как таковой, беря в качестве принципа и исходного теоретического факта обе ее формы существования в связок друг с другом и с точки зрения объединяющего их процесса воспроизводства, мы можем надеяться определить основные механизмы и процессы происхождения, функционирования и развития всех организованностей деятельности, можем надеяться объяснить их строение и организацию теми функциями, которые они выполняют в процессе воспроизводства деятельности и в процессах ее непрестанного усложнения и развития.

3.6. Исключительно важным и принципиальным в контексте этого анализа является различение норм и реализаций, фиксирующее основную сущностную структуру деятельности и одновременно всего, что существует в ней и вместе с ней (рис. 2).

Рис. 2. Связка «норма-реализация» как важнейший структурный элемент системы воспроизводства деятельности

Связка «нормы-реализации» является частью структуры воспроизводства с трансляцией элементов культуры. Но, взятая относительно общей схемы воспроизводства, она выступает как изображение определенной организованности внутри нее. Именно эта организованность, как мы уже отмечали, задает специфику «культурного», с одной стороны, и «социального», с другой, и одновременно членит все явления деятельностного мира на два класса, связанных между собой отношением «норма-реализация». Вместе с тем эта связка выступает как одно из важнейших категориально-онтологических определений всех без исключения явлений нашего деятельностного мира, и, таким образом, она накладывает определенную форму на содержание всех знаний о деятельностных явлениях и на методы их получения, ибо от вида и характера онтологических представлений, как мы уже знаем, зависят как возможные способы разложения объекта на отдельные системы, так и логические формы последующий связи знаний об объекте в единую интегрированную систему [Генисаретский 1970 а, 1971 d].

Из этой онтологии вытекает целый ряд методологических требований. Простейшая единица всякого социокультурного объекта должна задаваться связкой элементов из двух систем - системы норм и системы реализаций; только эта связка обладает подлинным социокультурным существованием в деятельности. Отдельные элементы ее можно анализировать и описывать в технических целях, но таким путем никогда нельзя выявить законы их жизни и, следовательно, построить науку о социокультурных объектах. И, наоборот, использование этой связки в качестве основной формы при построении схем объектов снимает многочисленные парадоксы, выявленные разными социальными и культурологическими дисциплинами, и позволяет получать адекватные знания об объектах, являющихся организованностями деятельности.

3.7. В рамках связки «норма-реализация» получают естественное и законосообразное объяснение все зафиксированные факты двойного существования разных социокультурных объектов. Сопоставление двух способов их существования, взятых на полюсах отношения реализации, позволяет выделите в каждом таком объекте «форму» и «материал» и, таким образом, объяснить на схеме-модели как тождество норм и реализаций, так и их различие: именно «форма» оказывается той общностью, которая, с одной стороны, связывает и объединяет оба эти способа существования социокультурного объекта в одно целое, а с другой стороны, устанавливает и фиксирует их тождественность. Исходным носителем формы является норма, но в ней форма связана с несвойственным ей материалом и поэтому необходимого социокультурного объекта, удовлетворяющего принципу соответствия формы и материала, не получается. Норма оказывается лишь символом или знаком объекта. Но такой способ существования соответствует ее назначению и функциям: ведь смысл нормы в контексте процесса воспроизводства состоит только в том, чтобы передать, перенести необходимую форму в социальный объект, создаваемый в процессе реализации. В исходном состоянии последний выступает как чистый материал и поэтому не имеет социального существования. Но, становясь материалом для оформления, предоставляя себя в качестве материала норме, т.е. в качестве того, в чем она должна реализоваться, он оформляется и благодаря этому приобретает определенность и полноту социального объекта. Одновременно форма получает адекватную для социального объекта материализацию, и вместе они дают нам полный и целостный социокультурный объект.

Таким образом, норма и реализация разнородны как по материалу, так и по способам своего существования, и именно как разнородные, как включенные в разные процессы и обладающие разными траекториями движений, они связаны друг с другом в одно социокультурное целое и могут стать «естественным» объектом научного исследования.

3.8. Если дополнить представление об объекте исследования, в схематической форме заданное на рис. 2, еще одной связью (и, соответственно, еще одним отношением), а именно связью, фиксирующей процесс образования нормы и идущей от нерасчлененного на форму и материал социального объекта к выражению его в другом, несвойственном ему материале, то можно будет утверждать, что норма, рассматриваемая как система формально определенных единиц, является особой организованностью деятельности и средством организации социального объекта, в то время как сам социальный объект был процессом и в исследовании должен быть фиксирован в виде структуры.

Это превращение легко объяснить тем, что форма, отделяясь от социального объекта, теряет органически связанный с нею и определивший ее материал, и, чтобы существовать и сохраняться дальше, она должна, «умертвив» все процессы, как определяющие, так и влияющие на нее, запечатлеть себя в строении какого-либо нового материала. То, что мы называем «организованностью», и является этим мертвым отпечатком динамической структуры исходного социального объекта в новом материале. Но этот материал тоже имеет свою жизнь, хотя бы как материал нормы, используемый в процессах реализации. Чтобы обеспечить лучшие условия такого использования и вообще всей «жизни» норм, их ставят в системы специально созданных отношений с другими нормами и их материалом. Так в пространстве норм создаются свои особые системы, отличающиеся от систем социальных объектов, уже не только материалом своих единиц, но и всеми теми связями, отношениями, функциями и «значениями», которые накладываются на каждую единицу нормативной системы ее окружением (рис. 3).

Рис. 3. Схема воспроизводства деятельности со связями нормировки

3.9. Отличия систем и, соответственно, способов жизни норм от систем и способов жизни реализаций, позволяет объяснить такие удивительные явления, как сравнительно устойчивую сохранность систем социокультурных объектов при непрерывных, разнообразных и часто весьма значительных изменениях входящих в них социальных объектов, или, скажем, принадлежность многих автономных и изолированных объектов мыследействования к одной социокультурной системе при отсутствии каких-либо непосредственных связей между ними.

Эти же отличия дают нам основание для разделения и разграничения таких понятий, как «изменение объектов в системе», «развертывание системы», «развитие системы», а также основание для фиксации на схемах объектов и объяснения различий и единства «естественных» и «искусственных» процессов и свойств в социальных объектах [Лефевр, Щедровицкий, Юдин 1965 e, 1967 g].

Последний момент крайне важен еще потому, что он дает возможность ввести понятие о «кентавр-системах» и их типах, а каждый такой тип задает особую логику связей здания о социальных, культурных и социокультурных объектах.

Наконец, различие норм и реализаций дает нам возможность представлять строение реальных социальных, культурных и социокультурных объектов либо в виде структур, связывающих наборы разных организованностей, погруженных на разный материал, либо в виде наслоев (коллажей) разных организованностей, накладываемых на один и тот же материал, и на основе этого приема полисистемного анализа-синтеза разделять системные представления объектов по типам и объяснять их полисистемные связи и взаимодействия.

В целом анализ, продолженный на этой системодеятельностной основе, дает нам необходимые ограничения вопросов, которые могут быть поставлены в отношении социальных, культурных и социокультурных объектов - а они все так или иначе связаны со структурой «нормы-реализации», а кроме того, дает нам необходимые представления о возможном строении и других логических характеристиках знаний, описывающих подобные объекты [Щедровицкий 1971 d].

5. Категория сложности изыскательских работ с точки зрения системодеятельностных представлений

4.1. Все сказанное выше в полной мере применимо и к категориям сложности изыскательских работ.

Как живущие в системах деятельности и по ее законам они могут и должны быть представлены:

  1. как одна строго определенная организованность деятельности, имеющая свое единственное, совершенно уникальное существование,
  2. как множество (по сути дела бесконечное) разных организованностей деятельности, занимающих свои особые «ячейки», или «места» в функциональных структурах деятельности, безгранично развертывающихся в пространстве и времени за счет исторического существования деятельности,
  3. как определенная структура, собирающая и связывающая множество подобных организованностей в единую систему,
  4. как набор процессов в деятельности, вторичных по своему происхождению, поддерживающих воспроизводство и существование этой структуры из организованностей.

Таким образом, помещенные в структуру деятельности категории сложности получают сразу же ряд существенно различающихся (а в формальном плане и противоречащих друг другу) категориальных определений и, одновременно, способов существования. Они выступают:

  1. в виде множества автономных и изолированных организованностей, каждая из которых может представить категорию сложности как таковую,
  2. в виде набора коллекций из этих организованностей, и в этом случае только коллекция представляет любую категорию сложности в ее целостности,
  3. в виде структуры, объединяющий все эти организованности и коллекции организованностей в одно системное целое; в этом случае только вся эта структура в целом может представлять категории сложности во всей их полноте;
  4. в виде свози первичных и вторичных процессов в деятельности, обеспечивающих воспроизводство и тем самым существование самой этой структуры.

4.2. Чтобы охарактеризовать категории сложности изыскательских работ, надо зафиксировать множество разнокатегориальных определений, которые к ним относятся, - и то, что они состоят из множества организованностей, и то, что эти организованности определенным образом структурированы и оформлены в деятельности, и то, что организованности имеют строго определенное назначение и строго определенные функции, которые раскрываются в употреблениях этих организованностей, а эти употребления в свою очередь, фиксированы как их назначения и функции. И только после того, как выделим все эти существенные характеристики категорий сложности и покажем, как они связаны в реальном устройстве их и раскрываются в их употреблениях в деятельности, только после этого сможем сказать, что проанализировали категории сложности и поняли, что они есть.

4.3. Исходная схема деятельности, фиксирующая конституирующий ее процесс воспроизводства, весьма существенно помогает нам в этом. Следуя ей, мы прежде всего должны сказать, что все организованности, входящие в систему категорий сложности, должны делиться на две большие группы:

  1. группу парадигматических организованностей (куда входят все образцы, эталоны, стандарты, нормы и нормативы), которые существуют в культуре и транслируются в объективно-историческом времени деятельности - правая часть схемы на рис. 1, 2 и 3, и
  2. группу синтагматических организованностей, которые появляются (или создаются) и употребляются в разнообразных конкретных ситуациях действования (или мыследействования) и представляют собой, с одной стороны, реализации парадигматических организованностей, а с другой - нововведения, соответствующие неповторимым условиям и обстоятельствам социально-производственных ситуаций - левая часть схемы на рис.1.

Каждая из этих групп организованностей живет по своим особым законом: парадигматические организованности должны оставаться постоянными и совершенно независимыми от ситуаций мыследействования, они должны учитывать и предусматривать их инвариантным образом; синтагматические организованности, напротив, всегда должны быть варьирующими и за счет этих вариаций адаптироваться к каждой конкретной и неповторимой ситуации, отражая и воспроизводя ее особенности.

Кроме того, между организованностями этих двух групп (и далее двух систем) существуют двоякие ряды связей и отношений: с одной стороны, все синтагматические организованности представляют собой реализации, или манифестации парадигматических организованностей (см. рис.1, 2 и 3), с другой стороны, парадигматические организованности представляют собой результат и продукт особых процессов и особой работы по своеобразному обобщению (инвариантизации), а точнее - парадигматизации и систематизации различных наборов синтагматических организованностей (рис.4).

Рис. 4. Структура отношений между элементами парадигматических

и синтагматических систем

4.4. Этот анализ системодеятельных схем можно продолжать и далее и за счет этого получить еще ряд принципиальных и весьма интересных характеристик категорий сложности изыскательских работ, но это будут уже собственно предметные разработки по теме, которые нужно соотносить с предметными представлениями, получаемыми в других подходах, - а они еще не прочерчены даже в самом приблизительном виде. Поэтому мы оставим в стороне это разворачивание предмета и сделаем несколько методологических замечаний в отношении принципов и техники работы с подобными схемами.

Прежде всего их можно понимать и использовать в качестве организационно-деятельностных схем, задающих мир работы для исследователей, проектировщиков, конструкторов, программистов, и т.п. в том смысле, что все эти работы можно разместить по фигуркам позиционеров, фиксируемых на схемах, или вокруг значащих элементов схемы, в «пустых» пространствах ее, и, таким образом, в мыслительной имитации разыграть и определить целый ряд возможных и необходимых точек зрения и концепций, разворачивающихся в пространстве, которое, образно говоря, «назначила» и определила сама эта схема. Это будет первое ее употребление, которое среди прочего сразу же разделит естественно-познавательные и искусственно-технические отношения и позиции в этом мире воспроизводства деятельности.

Затем эту схему можно проинтерпретировать в качестве изображающей сам объект исследования, т.е. в качестве онтологической схемы.

Здесь нужно специально отметить, что это обязательно будет унитарный и системный объект, охватывающий своими основными процессами все, относящееся к теме. В таком случае все разделения в объекте и все выделения в нем частичных объектов исследования надо будет осуществлять строго системно и, следовательно, отрабатывать процедуры и метод движения от внешнего контура объекта вовнутрь. Следовательно, здесь будет превалировать - эту сторону дела мы уже отмечали - структурно-функциональный анализ, а все морфологические характеристики элементов объекта мы должны будем вводить и определять исходя из структурно-функциональных представлений и опираясь на них.

Реализация этой концепции системного анализа потребует специальной проработки различий между собственно системными, объективными по интенции, интерпретациями схем и интерпретациями их как особой формы выражения основных принципов реализуемого подхода (в данном случае - системодеятельностного). Более детализированное обсуждение этой стороны дела требует специального сопоставления собственно онтологических и подходных представлений и схем.

Крайне важным будет также различение объемлющих объектно-онтологических представлений и предельных, когда схемы объекта и организационно-деятельностные схемы по сути дела идентифицируются и склеиваются в своих предельных контурах. Этот момент впервые создаст условия для прямых переходов от оргдеятельностных схем к объектно-онтологическим и обратно.

Вместе с тем, когда мы начинаем сравнивать подходные употребления схем с объектно-онтологическими, мы обнаруживаем, что вторые являются (или должны быть) закрытыми (в системном смысле), а первые открытыми, не содержащими «контура» или «обвода» объекта.

Этих замечаний достаточно, чтобы наметить основные способы и возможные формы дальнейшей работы.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44