eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Системомыследеятельностные основания и условия психологических исследований

  1. Сегодня мы уже отчетливо понимаем, что по отношению к системомыследеятельностным (СМД) представлениям (см. [Щедровицкий 1987 а]) психологические исследования в свете новой категории системы (см. [Щедровицкий 1987 с; Разработка... 1975]) выступают как исследования материала систем мыследеятельности (МД). Они выделяют в этом материале то, что может быть названо индивидуальным и личностным поведением.
    Индивиды и личности с их поведением отнюдь не единственный материал, на котором существуют нормативно фиксируемые и в силу этого культурно-исторические и социокультурные системы МД. Другой материал для систем МД предоставляют знаки, машины и вещи, природа (см. [Разработка... 1975; Щедровицкий 1977 c; 1967 а]).
  2. Принципы современного системного подхода утверждают, что правильно понять и исследовать материал какой-либо системы можно только в том случае, если мы будем рассматривать его как живущий в процессах и функциональных структурах целостной системы и из них выводить как морфологическое строение этого материала, так и законы его функционирования и изменения.
    Но это означает, что собственно психологические исследования, если верно, что они направлены только на материал МД, так же как исследования знаков, машин, вещей и всей второй, техногенной природы, никогда не могут быть ни самодостаточными, ни целостными относительно процессов жизни объектов в социуме и получают правильные акценты и свой подлинный смысл только тогда, когда разворачиваются в контексте дисциплин, задающих и изучающих процессы культурно-исторической МД (см. [Щедровицкий 1977c; 1967 а; Наградова, Щедровицкий 1985 b]).
  3. Из этого вытекает новая методологическая проблема -эффективного и правильного разделения предметов культурно-исторического исследования и предметов морфологического изучения их материала. Особенно остро эта проблема встает при эмпирических, в частности экспериментальных исследованиях, когда процессы поведения материала оказываются практически неотличимыми от тех фрагментов МД, которые несут на себе люди, машины, вещи и знаки.
  4. Явно процессы поведения отделяются от процессов МД только в тех случаях, когда, к примеру, поведение определенных людей оказывается очевидно ошибочным и неправильным относительно реально складывающейся ситуации и исторически выработанных норм правильной МД в подобных ситуациях. На этом построены опыты Ж.Пиаже, и этим же долгое время подкреплялся в психологии интерес ко всякого рода экзотическим примерам человеческой МД. На этом же строится идеология использования обучения правильным способам МД как метода исследования поведения людей (П.Я.Гальперин и др.). И отсюда же популярный в начале века парадокс, что анализом правильной МД занимается логика, а психология изучает только неэффективную и ошибочную МД.
  5. Процессы поведения и МД впервые удается различить благодаря разной интерпретации феноменально-эмирического материала. Поэтому мы и говорим, что правильное по предмету и методу психологическое исследование людей возможно лишь в контексте теории МД и в оппозиции к последней. Иначе говоря, эти два типа исследований должны проводиться параллельно друг другу и на одном и том же феноменально-эмпирическом материале. Так мы снова приходим, но уже в другом контексте, к известному тезису, что поведение людей должно исследоваться комплексно. При этом системомыследеятельностные исследования будут ориентированы на получение норм и стандартных способов МД, а  психологические исследования - на выявление индивидуальных и личностных особенностей людей и условий их поведения.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44