eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Политика и художественное образование

А.П. Буряк Политика и художественное образование // Кентавр. 18. 1997;

А.П. Буряк

В последнее время ста­ло по­нят­но, что глав­ным от­личием и внут­рен­ним смы­сло­вым стерж­нем Чте­ний па­мя­ти Г.П. Щед­­ро­виц­ко­го (в отличие от ме­то­до­ло­гичес­ких Кон­грес­сов) яв­ля­ет­ся ин­те­рес к про­шлой и бу­ду­щей судь­бе ме­то­до­ло­гии в це­лом, как осо­бо­го «со­ци­аль­но­го те­ла» — то­гда как вни­ма­ние Кон­грес­сов со­сре­до­точено боль­ше на раз­ви­тии ее от­дель­ных век­то­ров. Со­от­вет­ст­вен­но, Чте­ни­ям свой­ст­вен и свой осо­бый ин­те­рес к ме­то­до­ло­гичес­ко­му на­сле­дию – не столь­ко как к ра­бочему ин­ст­ру­мен­ту, а ско­рее как к ин­сти­ту­ту сим­во­ли­за­ции это­го те­ла.

В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие ме­то­до­ло­гия, в по­ис­ках эко­ло­гичес­кой ни­ши, со­от­вет­ст­вую­щей ус­ло­ви­ям пост­со­вет­ско­го пе­рио­да, от­ра­ба­ты­ва­ла три ос­нов­ные стра­те­гии “вы­жи­ва­ния”, или, вер­нее, вжи­ва­ния в те сфе­ры дея­тель­но­сти, где она мо­жет рассчиты­вать на вос­тре­бо­ва­ние сво­их спе­ци­фичес­ких воз­мож­но­стей. Еще в начале пе­ре­строй­ки Г.П.Щед­ро­виц­кий за­пус­тил про­грам­му при­кре­п­ле­ния ме­то­до­ло­гичес­ких групп к круп­ным тех­но­ло­ги­ям (ВАЗ, КамАЗ, ре­гио­ны до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти). Эта про­грам­ма про­ра­бо­та­ла почти де­ся­ти­ле­тие, но сейчас на гла­зах вы­ды­ха­ет­ся.

Ве­ду­щие ме­то­до­ло­ги, как и мно­же­ст­во ны­неш­них ин­тел­лек­туа­лов иных ис­по­ве­да­ний, шли в об­слу­гу по­ли­ти­ки, и до­воль­но бы­ст­ро дос­ти­га­ли в этом ин­ди­ви­ду­аль­но­го ус­пе­ха. Но со­труд­ничес­т­во с по­ли­ти­ка­ми по не­об­хо­ди­мо­сти скры­то от глаз пуб­ли­ки, ме­то­до­ло­гия как та­ко­вая те­ря­ет в этой сфе­ре ли­цо, раз­личимое со сто­ро­ны, и, сле­до­ва­тель­но, воз­мож­ность вос­про­из­вод­ст­ва.

В об­ра­зо­ва­ние ма­ло кто стре­мил­ся спе­ци­аль­но, но прак­тичес­ки все мы ту­да так или иначе по­па­да­ем. Ме­то­до­ло­ги стро­ят об­ра­зо­ва­тель­ные сис­те­мы и са­ми учат — ме­недж­мен­ту и мар­ке­тин­гу, бан­ков­ско­му де­лу, му­ни­ци­паль­но­му управ­ле­нию и т.д., и т.п. Впрочем, ни в од­ной из этих прак­тик ме­то­до­ло­гии не уда­лось по­ка вы­го­ро­дить свой соб­ст­вен­ный плац­дарм — не для спа­се­ния или раз­ви­тия дру­гих, а для са­мо­вос­про­из­вод­ст­ва и са­мо­раз­ви­тия. По­это­му и мысль-ком­му­ни­ка­ция сре­ди по­сле­до­ва­те­лей ММК все ни­как не на­ла­жи­ва­ет­ся, не­смот­ря да­же на воз­ник­но­ве­ние дви­женчес­ких жур­на­лов (в свое вре­мя, эту ком­му­ни­ка­цию за ме­то­до­ло­гов про­сто и за­мечатель­но на­ла­жи­вал и под­дер­жи­вал КГБ).

Имен­но в пла­не по­ис­ков плац­дар­ма для раз­ви­тия и вос­про­из­вод­ст­ва ме­то­до­ло­гиз­ма ме­ня за­ин­те­ре­со­ва­ли ре­аль­ные и воз­мож­ные взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду по­ли­ти­кой и ху­до­же­ст­вен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем. В ме­то­до­ло­гичес­ком рас­смот­ре­нии, в орг­дея­тель­но­ст­ной прак­ти­ке и в со­ци­аль­ной судь­бе дви­же­ния зачас­тую сбли­жа­ют­ся “ве­щи да­ле­ко­ва­тые”. В свое вре­мя Г.П. го­во­рил, что про­фес­сио­наль­ный ме­то­до­лог не­да­ле­ко­го бу­ду­ще­го (бе­се­да про­ис­хо­ди­ла где-то в се­ре­ди­не 70-х) на во­прос о ро­де за­ня­тий впол­не смо­жет от­ве­тить, что, ра­бо­тая в сфе­ре про­ек­ти­ро­ва­ния, он од­но­вре­мен­но жи­во ин­те­ре­су­ет­ся ме­то­до­ло­ги­ей ба­ле­та и во­ен­но­го де­ла...

Ны­неш­няя, все ис­ка­жаю­щая по­ли­ти­за­ция все­го на све­те, в час­т­но­сти, об­ра­зо­ва­ния и ис­кус­ст­ва, — при­ме­та для­щей­ся в пост-Сою­зе ССР си­туа­ции пе­ре­ло­ма в об­ще­ст­вен­ном раз­ви­тии. Она за­тем­ня­ет су­ще­ст­во глу­бин­ной взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду ху­до­же­ст­вом, об­ра­зо­ва­ни­ем и по­ли­ти­кой, и то­го “влия­ния”, ко­то­рое ока­зы­ва­ют ис­кус­ст­во и об­ра­зо­ва­ние на по­ли­ти­ку (скорее так, не­же­ли наоборот). В са­мом де­ле, Цар­ско­сель­ский Ли­цей, ос­но­ван­ный для вос­пи­та­ния но­вой по­ли­тичес­кой эли­ты, на од­но­го Горчако­ва дал — толь­ко из ве­ли­ких — сра­зу Пу­щи­на, Дель­ви­га, Кю­хель­бе­ке­ра и Пуш­ки­на.

Са­мо­оп­ре­де­ле­ние в си­туа­ции пе­ре­ло­ма ста­вит пе­ред ме­то­до­ло­гичес­ким дви­же­ни­ем ряд спе­ци­фичес­ких про­блем — хо­тя бы в си­лу про­грамм­ной са­мо-соз­на­тель­но­сти по­след­не­го. В час­т­но­сти, ана­лиз об­ще­ст­вен­но-по­ли­тичес­кой со­став­ляю­щей пе­ре­ло­ма тре­бу­ет точных субъ­ек­ти­ва­ций, цен­тра­ции на ре­аль­ных субъ­ек­тах и су­гу­бо ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­но­го рас­смот­ре­ния ме­та­ло­ги­ки и оши­бок их по­ли­тичес­ко­го по­ве­де­ния, а мы это не очень уме­ем. СМД-ме­то­до­ло­гия срав­ни­тель­но лучше под­го­тов­ле­на к са­мо­оп­ре­де­ле­нию от­но­си­тель­но со­цио­куль­тур­ной со­став­ляю­щей: сред­ст­ва и ме­то­ды такого самоопределения бо­лее при­вычны для ме­то­до­ло­гии, ибо им­пер­со­наль­ны и на­дын­ди­ви­ду­аль­ны.

По­про­бу­ем по­ка­зать, что для ме­то­до­ло­гии осо­бый жиз­не­ор­га­ни­за­ци­он­ный (“со­ци­аль­но-те­лес­ный”) ин­те­рес мо­жет пред­ста­вить имен­но про­ис­хо­дя­щее в ху­до­же­ст­вен­ном об­ра­зо­ва­нии. 

Ро­ж­дае­мые по­ли­ти­кой труд­но­сти и не­лов­ко­сти ны­неш­не­го, “пе­ре­ход­но­го”, вре­ме­ни дос­та­точно оче­вид­­ны для вся­ко­го, кто пре­по­да­ет. Пе­ре­жи­тый кар­ди­наль­ный со­ци­аль­но-по­ли­тичес­кий слом не мог не от­ра­зить­ся на выс­шей шко­ле, в том чис­ле и на ху­до­же­ст­вен­ном об­ра­зо­ва­нии.

Пре­ж­де все­го, но­вая си­туа­ция за­ста­ви­ла вве­сти но­вые и изъ­ять мно­гие ста­рые бло­ки “учеб­но­го ма­те­риа­ла” по, так ска­зать, “су­гу­бо по­ли­тичес­ким” со­об­ра­же­ни­ям. По­сле фор­маль­но­го сня­тия преж­ней ин­фор­ма­ци­он­ной бло­ка­ды в стра­нах, не при­вык­ших к бес­цен­зур­ным мыш­ле­нию и ком­му­ни­ка­ции, в сис­те­мах об­ра­зо­ва­ния бы­ст­ро фор­ми­ру­ют­ся но­вые сис­те­мы раз­ре­ше­ний и эта­ло­нов, нор­ми­рую­щих при­личес­т­вую­щее тек­сто­вое по­ве­де­ние; вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся но­вые обык­но­вен­но­сти, что сле­ду­ет и чего не сле­ду­ет про­из­но­сить, и в ка­ких сочета­ни­ях.

Они предъ­яв­ля­ют­ся из­вне шко­лы — через те­ле­пе­ре­дачи, прес­су, вы­став­ки, спек­так­ли, и т.п.; речь, ра­зу­ме­ет­ся идет не толь­ко об учеб­ных и по­ли­тичес­ких вы­ска­зы­ва­ни­ях, но и о ху­до­же­ст­вен­ных тек­стах — ри­сун­ках, про­ек­тах, филь­мах. Но в со­вре­мен­ном  (т.е. пре­ж­де все­го в за­пад­ном) ис­кус­ст­ве куль­тур­ный и творчес­кий смысл эта­ло­на зачас­тую со­дер­жит­ся не столь­ко в нем са­мом, сколь­ко в дис­кур­се, со­пут­ст­вую­щем об­раз­цу. “На­шей” — пост­со­вет­ской — ху­до­же­ст­вен­ной шко­ле, учени­кам и учите­лям, этот смысл прак­тичес­ки не­дос­ту­пен, ибо со­пут­ст­вую­щий дис­курс (“тео­рия”, “кон­цеп­ция” и т.п.) ли­бо про­сто ино­язычен, ли­бо, что еще труд­нее, — ино­ми­рен, ино­фи­ло­со­фичен, что уже со­всем не­пре­одо­ли­мо для со­вет­ско-пост­со­вет­ской творчес­кой пси­хо­ло­гии. От­сю­да — ди­кие пе­ре­ос­мыс­ле­ния и не­до­ос­мыс­ле­ния то­го, что вро­де бы бе­рет­ся шко­лой в качес­т­ве об­раз­цов и ти­ра­жи­ру­ет­ся в “учеб­ном про­цес­се”.

Жиз­нен­но пол­но­цен­ные, дей­ст­вен­ные ре­ше­ния и ак­ту­аль­ные для творчес­ко­го раз­ви­тия эта­ло­ны не мо­гут поя­вить­ся в ре­зуль­та­те нео­боль­ше­ви­ст­ско­го на­си­лия; на­си­лие ро­ж­да­ет со­всем иные ре­зуль­та­ты — но­вые та­бу. Ра­бо­та­ет ста­рая схе­ма, за­кре­п­лен­ная с 30-х го­дов в на­шем кол­лек­тив­ном бес­соз­на­тель­ном. Как бы из ничего в до­пол­не­ние к ста­рым (а час­тично – и вме­сто ста­рых) по­яв­ля­ют­ся сис­те­мы но­вых та­бу. Эти та­бу все еще не яв­ля­ют­ся, как де­сять за­по­ве­дей, осоз­нан­ны­ми идео­ло­гичес­ки­ми за­пре­та­ми, и в этом смыс­ле не при­бли­жа­ют к сво­бо­де, а сно­ва уво­дят от нее. Лю­ди про­сто пе­ре­ста­ют го­во­рить о не­ко­то­рых ве­щах, по-преж­не­му важ­ных или да­же за­даю­щих сис­те­му ко­ор­ди­нат куль­ту­ры, в ко­то­рой они вос­пи­та­ны и жи­вут; вос­про­из­вод­ст­во про­дол­жа­ет ру­шить­ся. Это осо­бен­но за­мет­но в но­вых на­цио­наль­ных го­су­дар­ст­вах, но дос­та­точно очевид­но и в Рос­сии с ее кри­зис­ным позд­не­им­пер­ским са­мо­ощу­ще­ни­ем.

До­пол­ни­тель­ные причины сло­же­ния в шко­ле но­вых та­бу — не­ве­же­ст­во и бед­ность; та­кое “ни­щен­ское” та­буи­ро­ва­ние ис­хо­дит от са­мо­го пре­по­да­ва­тель­ско­го со­ста­ва (‘faculty’), вы­ра­щен­но­го в преж­ней сис­те­ме и те­перь не имею­ще­го ни же­ла­ния, ни жиз­нен­ных сил пе­реучивать­ся. Про­стое ос­но­ва­ние их пе­да­го­гичес­ко­го по­ве­де­ния – “сту­ден­ты не пой­мут”, т.е. “<да­же> Я не по­ни­маю” (а уж тем бо­лее ОНИ). По­это­му та­буи­ру­ет­ся все под­ряд. В тра­ди­ци­он­ных об­ще­ст­вах на­ру­ше­ние та­бу ка­ра­ет­ся смер­тью или из­гна­ни­ем. Ху­до­же­ст­вен­ные шко­лы — в боль­шин­ст­ве об­ще­ст­ва тра­ди­ци­он­ные, с кла­но­вой струк­ту­рой и трай­ба­ли­ст­ски­ми нра­ва­ми. Един­ст­вен­ное ис­клю­че­ние – шко­лы ху­до­же­ст­вен­но­го аван­гар­да вро­де па­риж­ской Эколь де Бо­зар в ХIX ве­ке, мо­с­ков­ско­го ВХУ­ТЕ­МА­Са или не­мец­ко­го Бау­хау­за в начале ХХ; се­го­дня у нас та­ких нет.

Ко­нечно, все это не­хо­ро­шо — с не­ко­ей внеш­ней, аб­ст­ракт­но-куль­тур­ной точки зре­ния. Ес­ли же по­смот­реть из­нут­ри, то бла­го­да­ря ме­ха­низ­мам са­мо­цен­зу­ры и са­мо­ог­ра­ничения шко­лы со­хра­ня­ют свое функ­цио­ни­ро­ва­ние и са­мую воз­мож­ность хоть ка­ко­го-ни­будь вос­про­из­вод­ст­ва — все рав­но, чего и как.

Ха­рак­тер но­вых та­бу су­ще­ст­вен­но раз­ный в раз­ных со­об­ще­ст­вах, си­туа­ци­ях и мес­тах; но, по­сколь­ку они скла­ды­ва­ют­ся и дей­ст­ву­ют в ка­на­лах вос­про­из­вод­ст­ва, то дос­той­ны быть вы­яв­ле­ны и опи­са­ны, что рав­но­силь­но их куль­тур­но­му за­хо­ро­не­нию и, со­от­вет­ст­вен­но, ос­во­бо­ж­де­нию то­го ареа­ла, в ко­то­ром дей­ст­во­ва­ло по­гре­бае­мое та­бу. Для со­ци­аль­ной жиз­ни школ это дей­ст­вие ана­ло­гично пси­хо­ана­ли­тичес­кой те­ра­пии ком­плек­сов по от­но­ше­нию к от­дель­но­му чело­ве­ку.

На сме­ну ста­рым “ру­ко­во­дя­щим идео­ло­ги­ям” взы­ску­ют­ся но­вые. Эта куль­тур­ная си­туа­ция по­хо­жа на позд­нюю ан­тичность и отчас­ти на ко­нец XV ве­ка; си­туа­ция яс­но осоз­на­ет­ся управ­ленчес­кой вер­хуш­кой на всех ие­рар­хичес­ких уров­нях по­стто­та­ли­тар­но­го об­ще­ст­ва как идео­ло­гичес­кий ва­ку­ум, в ус­ло­ви­ях ко­то­ро­го вер­хуш­ка не­спо­соб­на сколь­ко-ни­будь эф­фек­тив­но осу­ще­ст­в­лять ру­ко­во­дство.

Сня­тие обя­за­тель­но­сти идео­ло­гичес­ко­го мо­низ­ма все­гда ощу­ща­лось в со­вет­ском об­ще­ст­ве как тра­ге­дия. Вот яр­кий при­мер: еще на взле­те за­стоя (ко­нец 70-х), ко­гда аг­рес­сия лег­ко­мыс­лен­но­го по­стмо­дер­низ­ма шу­тя раз­ру­ши­ла в глав­ных ар­хи­тек­тур­ных шко­лах го­да­ми вы­страи­вае­мую и ус­то­яв­шую­ся бы­ло, на­ко­нец, сет­ку оце­ночных кри­те­ри­ев, сра­зу же “сни­зу” раз­да­лись во­пли о не­об­хо­ди­мо­сти изо­брес­ти и по­ста­вить са­мим над со­бой не­кий но­вый про­фес­сио­наль­но-идео­ло­гичес­кий стан­дарт, еже­ли те, ко­му сле­ду­ет (Со­юз Ар­хи­тек­то­ров, Мин­вуз, в пре­де­ле — идео­ло­гичес­кий от­дел ЦК), это­го сде­лать не­спо­соб­ны. Эта си­туа­ция, по ме­ре уг­луб­ле­ния кри­зи­са сис­те­мы, ре­гу­ляр­но вос­про­из­во­ди­лась и ши­ри­лась, и вот уже се­го­дня Ель­цин и Кучма, слов­но до­го­во­рив­шись, почти од­но­вре­мен­но при­зва­ли раз­ра­бо­тать но­вые на­цио­наль­ные идео­ло­гии для Рос­сии и для Ук­раи­ны.

Жить в от­кры­том об­ще­ст­ве с не­при­вычки страш­но; де­фи­цит при­вычных средств идео­ло­гичес­ко­го по­дав­ле­ния соз­да­ет в по­стком­му­ни­стичес­ком ми­ре по­вы­шен­ный спрос на сред­ст­ва са­мопо­дав­ле­ния. Но­вое по­ко­ле­ние в этом смыс­ле на удив­ле­ние ма­ло от­личает­ся от по­ко­ле­ния сво­их от­цов, а ес­ли и от­личает­ся, то ско­рее боль­шим кон­фор­миз­мом. Сту­ден­ты, в том чис­ле т.н. “творчес­ких” ву­зов, по­хо­же, во­все не так уж ра­ды от­крыв­шим­ся плю­ра­ли­стичес­ким го­ри­зон­там. Во вся­ком случае, они с го­тов­но­стью от­да­ют­ся лю­бо­му об­ла­да­те­лю го­то­вой идео­ло­гии, и чем она дог­ма­тичнее, тем лучше.

В т.н. “но­вых ус­ло­ви­ях” со­дер­жа­тель­ная ко­ор­ди­на­ция в сис­те­ме об­ра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти ре­аль­но про­дол­жа­ет осу­ще­ст­в­лять­ся толь­ко через преж­нее “кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное”. Да­же по но­вым об­раз­цам ра­бо­та­ют как по бес­смерт­ным за­ве­там, а па­ра­диг­ма­тичес­кую под­ос­но­ву всей внут­ри­пе­да­го­гичес­кой ком­му­ни­ка­ции для кад­ро­во­го яд­ра ву­зов об­ра­зу­ют преж­ние “един­ст­вен­но вер­ные” учения. Про­фес­со­ра-те­ат­ра­лы об­ща­ют­ся ме­ж­ду со­бой, ис­­поль­зуя как уни­вер­саль­ный код дог­ма­ты сис­те­мы Ста­ни­слав­ско­го, ху­дож­ни­ки – ака­де­мичес­ко­го соц­реа­лиз­ма, ар­хи­тек­то­ры – через по­сред­ст­во кон­ст­рук­ти­ви­ст­ской док­три­ны, и т.п. По­доб­ную роль иг­ра­ло Св. Пи­са­ние в сред­не­ве­ко­вом об­ще­ст­ве. Но как бу­дут по­ни­мать друг дру­га и учить сту­ден­тов “но­вые” учите­ля, ко­то­рых обучали вне ат­мо­сфе­ры этих свя­тых та­инств?

При сме­не ори­ен­ти­ров случают­ся и про­сто ава­рии — вро­де той, что про­изош­ла с вос­точно-не­мец­ки­ми уни­вер­си­те­та­ми, ко­гда по­сле вос­со­еди­не­ния Гер­ма­нии из их биб­лио­тек бы­ли уда­ле­ны все кни­ги, из­дан­ные в стра­нах вос­точно­го бло­ка. При этом не­мец­ко­му сту­ден­ту ста­ли, на­при­мер, прак­тичес­ки не­дос­туп­ны све­де­ния об ис­кус­ст­ве и ар­хи­тек­ту­ре Древ­ней Ру­си и Ви­зан­тии, по­сколь­ку в анг­ло-аме­ри­кан­ских учеб­ни­ках об этом не пи­шут. Таким образом, из­вест­ная ди­рек­ти­ва фа­ши­ст­ско­го ми­ни­ст­ра куль­ту­ры Йод­ля о том, “что ни­ка­кие ху­до­же­ст­вен­ные цен­но­сти на Вос­то­ке не име­ют значения” спус­тя шесть де­ся­ти­ле­тий ус­пеш­но реа­ли­зо­ва­на де­мо­кра­тичес­ки­ми дер­жа­ва­ми-по­бе­ди­те­ля­ми на Вос­то­ке Гер­ма­нии, ос­во­бо­ж­ден­ном-та­ки от то­та­ли­та­риз­ма.

Но и это еще пол­бе­ды; о том же, ка­кие опус­то­ше­ния се­ют в сис­те­ме вос­про­из­вод­ст­ва ря­до­вые, вро­де бы не идео­ло­гичес­кие и да­же “ан­ти­идео­ло­гичес­кие” учеб­ные но­ва­ции — ком­пь­ю­те­ри­за­ция, пе­ре­пи­сан­ная по­сле 1991 го­да ис­то­рия, за­ме­на научно­го ате­из­ма на ре­ли­гио­ве­де­ние и пр., — во­об­ще ни­кто не за­ду­мы­ва­ет­ся. Это не толь­ко на­ша, не чис­то пост­пе­ре­строечная осо­бен­ность. На­при­мер, в аме­ри­кан­ских уни­вер­си­тет­ских про­грам­мах ис­то­рии для ди­зай­не­ров и ар­хи­тек­то­ров со­дер­жит­ся бо­лее или ме­нее случай­ный на­бор ис­то­ричес­ких эпи­зо­дов, во­об­ще без по­пыт­ки по­строе­ния обоб­щаю­ще­го взгля­да на ис­то­рию раз­ви­тия про­фес­сии. Су­дя по этим про­грам­мам, жизнь на об­лом­ках кру­ше­ния, на со­цио­куль­тур­ной по­мой­ке про­бу­ют пред­ста­вить как нор­му — имен­но да­бы не соз­да­вать в шко­ле куль­тур­но­го или по­ли­тичес­ко­го про­ти­во­стоя­ния, что­бы из­бе­жать лю­бых и вся­ких по­ли­тичес­ких си­туа­ций.

По­ли­тичес­ки не­зре­лый и сла­бый сту­дент или быв­ший со­вет­ский пре­по­да­ва­тель, стал­ки­ва­ясь с со­цио-по­ли­тичес­ки­ми сдви­га­ми, их со­цио-про­фес­сио­наль­ны­ми и идео­ло­гичес­ки­ми след­ст­вия­ми, то ли край­не по­ли­ти­зи­ру­ет­ся (в ту­по-боль­ше­ви­ст­ском смыс­ле борь­бы за власть) то ли (чаще) впа­да­ет в пол­ную по­ли­тичес­кую ин­диф­фе­рент­ность. Куль­ту­ра и про­фес­сио­на­лизм стра­да­ют в лю­бом случае. 

Как же в ху­до­же­ст­вен­ном ВУЗе по­ли­тичес­ки об­ра­зо­вывать, не по­ли­ти­зи­руя, т.е. как на­до бу­ду­щих дея­те­лей ис­кус­ст­ва вво­дить в по­ли­тичес­кую дей­ст­ви­тель­ность и оспо­саб­ли­вать к про­фес­сио­наль­ной жиз­ни в оной, т.е. в та­кой жиз­ни, где твое­го ан­та­го­ни­ста — кон­ку­рен­та или про­сто ру­га­те­ля — нель­зя убить? До­пу­ще­ние это­го во­про­са ста­вит все в отечес­т­вен­ном ху­до­же­ст­вен­ном — имен­но в ху­до­же­ст­вен­ном — об­ра­зо­ва­нии с ног на го­ло­ву. Это и есть про­цесс, мыс­ли­тель­ное об­слу­жи­ва­ние ко­то­ро­го мо­жет стать пер­спек­тив­ной ни­шей для ме­то­до­ло­гии с ее уни­каль­ны­ми воз­мож­но­стя­ми про­бле­ма­ти­за­ции, це­ле­по­ла­га­ния и це­ле-со­об­раз­но­го куль­тур­но­го кон­ст­руи­ро­ва­ния. Де­ло в том, что по­ли­тичес­кая дей­ст­ви­тель­ность сра­зу де­ла­ет не­су­ще­ст­вен­ны­ми или, по край­ней ме­ре, от­но­си­тель­ны­ми как все тра­ди­ци­он­ные эта­ло­ны, так и доб­лесть сле­до­ва­ния им; точно так же рав­но­прав­ны­ми де­ла­ют­ся все идео­ло­гии.

Фо­кус про­фес­сио­наль­но­го (и, сле­до­ва­тель­но, пе­да­го­гичес­ко­го) вни­ма­ния пе­ре­но­сит­ся с “как?” на “что?”, “кому?” и “зачем?” Бу­ду­ще­го дея­те­ля ис­кусств пред­сто­ит сде­лать са­мо­стоя­тель­ным, т.е. от­вет­ст­вен­ным, — и со­ци­аль­но оди­но­ким (реа­ли­зо­вав тем са­мым в Рос­сии ре­нес­санс­ный ин­ди­ви­дуа­лизм, уко­ре­не­нию кое­го она столь ус­пеш­но, изум­ляя За­пад, про­ти­вит­ся вот уже пя­тое сто­ле­тие). Это и значит — вве­сти бу­ду­щих вла­сти­те­лей дум и чув­ст­во­ва­ний в по­ли­тичес­кое об­ще­ст­во — гу­ма­ни­стичес­кое, де­мо­кра­тичес­кое, хри­сти­ан­ское, ко­роче, в обе­то­ван­ное от­кры­тое об­ще­ст­во с его зве­ри­ны­ми за­ко­на­ми кон­ку­рент­ных игр, по­ли­тичес­кой борь­бы и юри­дичес­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Ес­ли в этом об­ще­ст­ве ан­та­го­ни­ста нель­зя убить, сле­до­ва­тель­но, мо­ти­вы его дей­ст­вий долж­но уметь рас­по­зна­вать и учиты­вать, ве­дя с про­тив­ни­ком иг­ру с ог­ляд­кой на из­вест­ные пра­ви­ла. Сре­ди мо­ти­вов жи­те­лю ННГ (Но­вых Не­за­ви­си­мых Го­су­дар­ст­в, по тер­­­ми­но­ло­гии за­пад­ных гран­то­да­те­лей) на­до на­у­чить­­ся раз­личать:

  • не­по­сред­ст­вен­ный ин­те­рес, эко­но­мичес­кий или вла­ст­ный;
  • дей­ст­вие свя­зей и от­но­ше­ний, в ко­то­рые включен про­тив­ник или парт­нер, т.е. чем парт­нер ог­ра­ничен, и где он слаб;
  • стоя­щую за этим идео­ло­гию (про­фес­сио­наль­ную, груп­по­вую, ин­ди­ви­ду­аль­ную), т.е. как он ве­ро­ят­нее все­го бу­дет по­сту­пать;
  • на­ко­нец, тип ми­ро­воз­зре­ния, т.е. через что он ни­ко­гда не пе­ре­сту­пит.

Это все тре­бу­ет от обучае­мо­го (и, со­от­вет­ст­вен­но, от его учите­лей) фан­та­стичес­ки бо­га­тых воз­мож­но­стей раз­личения, в пре­де­ле — бес­ко­нечно бо­га­тых. По­это­му ру­ко­во­дя­щей ста­но­вит­ся ере­тичес­кая для “сов­ка” мысль о том, что все­гда сле­ду­ет вы­слу­ши­вать и про­тив­ную сто­ро­ну. Она обя­зы­ва­ет шко­лу при­во­дить по лю­бо­му из­ла­гае­мо­му пред­ме­ту весь на­личный спектр мне­ний (в осо­бен­но­сти ес­ли раз­ни­ца во мне­ни­ях про­дик­то­ва­на раз­ны­ми по­ли­тичес­ки­ми ори­ен­та­ция­ми), то есть на­ла­га­ет за­прет на ин­док­три­на­цию, реа­ли­зуя нор­ма­тив­ное тре­бо­ва­ние “пе­да­го­ги­ки сво­бо­ды”.

Для ес­те­ст­вен­ных и тех­ничес­ких дис­ци­п­лин это эпи­зод, не­кая “не­пра­виль­ность”, для гу­ма­ни­тар­ных — во­прос же­ст­ко­го и бо­лез­нен­но­го вы­бо­ра, пе­ре­хо­да на со­вер­шен­но но­вые рель­сы, а вот для ху­до­же­ст­вен­но­го — во­прос иг­ры и от­тачива­ния со­вре­мен­но­го про­фес­сио­на­лиз­ма.

Обес­печение но­вых ос­но­ва­ний для пе­да­го­гичес­ко­го мыш­ле­ния в этой си­туа­ции — сис­те­ма­ти­за­ция всех имею­щих­ся, имев­ших­ся ко­гда-ли­бо и мыс­ли­мых точек зре­ния (ис­то­ричес­ких, со­цио­ло­гичес­ких, со­дер­жа­тель­ных и т.п.) Это ти­по­вая за­дача при­клад­ной (час­т­ной) ме­то­до­ло­гии. Но на этом ме­то­до­ло­гичес­кие за­дачи не кончают­ся. По ме­ре на­ше­го “воз­вра­ще­ния во вре­мя и в ис­то­рию” (М.Ма­мар­да­шви­ли)2 об­ласть дог­ма­тичес­ко­го “точно­го зна­ния” в об­ра­зо­ва­нии не­ук­лон­но стя­ги­ва­ет­ся, в то вре­мя как об­лас­ти про­бле­ма­ти­за­ции и по­ис­ка при­ло­же­ний творчес­ко­го мыш­ле­ния — рас­ши­ря­ют­ся; со­от­вет­ст­вен­но в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния ме­ня­ют­ся тех­ни­ки пе­да­го­гичес­кой ра­бо­ты и ор­га­ни­за­ции.

Те­перь о том, почему имен­но с ху­до­же­ст­вен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем свя­зы­ва­ют­ся не­кие осо­бые на­де­ж­ды. Де­ло в том, что толь­ко для ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния чело­вечес­кий смысл бу­ду­щей дея­тель­но­сти и спо­со­бы его со­циа­ли­за­ции, в сочета­нии с не­об­хо­ди­мы­ми мо­мен­та­ми “тех­нэ”, на­хо­дят­ся в со­дер­жа­тель­ном цен­тре про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти. При этом кон­ст­рук­ции чело­вечес­ко­го смыс­ла здесь пре­дель­ны — по­это­му ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние в ме­ру его ин­тел­лек­туа­ли­за­ции вы­сту­па­ет как мо­дель для все­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния и, сле­до­ва­тель­но, для лю­бо­го об­ра­зо­ва­ния во­об­ще. (Это мож­но срав­нить со скольз­нув­шей по пе­ри­фе­рии ме­то­до­ло­гии анг­лий­ской, очень не­глу­пой, кон­цеп­ци­ей ди­зайн-цен­тричес­ко­го об­ра­зо­ва­ния. Ее скры­тый де­фект со­сто­ял в том, что в ос­но­ву все­го по­ла­га­лась со­цио­куль­тур­ная мо­де­ль то­вар­но­го рын­ка.)

Вспомним о про­це­ду­ре за­хо­ро­не­ния дея­тель­но­сти по пра­ви­лам куль­ту­ры, т.е. через опи­са­ние и по­ме­ще­ние в му­зей. Для об­нов­ле­ния со­вет­ско­го, в осо­бен­но­сти гу­ма­ни­тар­но­го, об­ра­зо­ва­ния – это ед­ва ли не ключевой про­цесс. Толь­ко с его по­мо­щью дос­ти­га­ет­ся «оне­ст­раш­не­ние», де­са­кра­ли­за­ция идео­ло­гичес­ких догм, ос­вя­щен­ных тра­ди­ци­ей тех­ничес­ких прие­мов; в хо­де этой куль­тур­ной ра­бо­ты сни­ма­ют­ся ста­рые и но­вые та­бу, про­ис­хо­дит об­ре­те­ние ис­то­ричес­ко­го мас­шта­ба и чув­ст­ва про­фес­сио­наль­но­го вре­ме­ни. Да­лее: по­сколь­ку та­кое «за­хо­ро­не­ние» не без­воз­врат­но, му­зее­фи­ка­ция прие­ма по­зво­ля­ет при на­доб­но­сти дос­тать его, от­рях­нуть и вновь пус­тить в де­ло в но­вом смыс­ле и кон­тек­сте. Эта ра­бо­та ре­аль­но ста­но­вит­ся мощ­ным ис­точни­ком фор­мо­по­ро­ж­де­ния и дви­же­ния впе­ред.

От­сю­да вы­те­ка­ет со­вер­шен­но ис­ключитель­ное значение раз­но­го ро­да “-ве­де­ния” (например, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, му­зы­ко­ве­де­ния и проч.) для обу­че­ния не толь­ко ху­до­же­ст­вен­ным ре­мес­лам, но и во­об­ще лю­бо­му де­лу. “-Ве­де­ние” пред­став­ля­ет со­бой соб­ст­вен­ную по­гре­баль­ную дея­тель­ность в ка­ж­дой вы­де­лен­ной об­лас­ти про­фес­сио­наль­ной куль­ту­ры. Ес­ли “-ве­де­ние” по­став­ле­но, то куль­тур­ная (про­фес­сио­наль­ная) об­ласть кон­сти­туи­ро­ва­на как об­ласть вос­про­из­вод­ст­ва (обучения), а учитель ста­но­вит­ся Вер­ги­ли­ем, про­во­дя­щим учени­ка-Дан­та сре­ди ве­ли­ких те­ней. Это есть в обучении жи­во­пи­си и му­зы­ке, в ли­те­ра­ту­ре, по­жа­луй, толь­ко это и есть; в ар­хи­тек­ту­ре и ди­зай­не это по­ка ед­ва на­мечено, но прин­ци­пи­аль­ных труд­но­стей с его раз­вер­ты­ва­ни­ем в этих об­лас­тях не вид­но. А вот в ин­же­не­рии и точных нау­ках нас ожи­да­ет кри­зис об­ра­зо­ва­ния, по­сколь­ку там это­го ни­ко­гда не бы­ло сде­ла­но, а нау­ко­ве­де­ние и ис­то­рия тех­ни­ки там — дис­ци­п­ли­ны по-преж­не­му эк­зо­тичес­кие.

Ра­зу­ме­ет­ся, тра­ди­ци­он­ные со­вет­ские ис­кус­ст­во-, ли­те­ра­ту­ро- или му­зы­ко­ве­де­ние са­ми под­ле­жат ис­то­ри­ко-ме­то­до­ло­гичес­кой ре­ви­зии и бе­реж­но­му по­ме­ще­нию в му­зей цен­ных ис­то­ри­ко-куль­тур­ных уро­дов. Но­вые “-ве­де­ния” пред­сто­ит стро­ить, ис­хо­дя из все­го спек­тра кон­цеп­ций раз­ви­тия, имею­щих­ся в дан­ной про­фес­сио­наль­ной об­лас­ти; по­нят­но, что по ти­пу эти но­вые дис­ци­п­ли­ны мо­гут быть толь­ко ме­то­до­ло­гичес­ки­ми ис­то­рия­ми.

Встраи­ва­ние об­ра­зо­ва­ния в со­цио­куль­тур­ную си­туа­цию гря­ду­ще­го «от­кры­то­го об­ще­ст­ва» бу­дет ид­ти через идею По­ли­ти­ки-Как-Управ­ле­ния. В свое вре­мя в ме­то­до­ло­гии бы­ло мно­го го­во­ре­но о про­ек­ти­ро­ва­нии как о не­об­хо­ди­мом эле­мен­те со­вре­мен­ной куль­ту­ры. Им­план­та­ция по­ли­тичес­кой куль­ту­ры в сис­те­му со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния — лишь бо­лее об­щая по­ста­нов­ка то­го же, в сущ­но­сти, во­про­са. С точки зре­ния ба­зо­вой ме­то­до­ло­гичес­кой идеи раз­ви­тия, ос­нов­ным со­дер­жа­ни­ем ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния ста­но­вит­ся управ­ленчес­кое мыш­ле­ние — имен­но как мыш­ле­ние о раз­ви­тии; кон­кре­ти­за­ци­ей же этой идеи яв­ля­ют­ся вве­де­ние обучае­мых в мир со­от­вет­ст­вен­но про­грамм­но­го, про­ект­но­го, пла­но­во­го и тому по­доб­ных под­ти­пов управ­ленчес­кой куль­ту­ры.

К со­жа­ле­нию, по­ка на­ше об­ра­зо­ва­ние без­за­щит­но пе­ред по­ли­ти­кой имен­но в ее ле­нин­ском по­ни­ма­нии — как борь­бы за власть, т.е., в ко­нечном ито­ге, пе­ред бес­кон­троль­ным на­си­ли­ем со сто­ро­ны вла­стей пре­дер­жа­щих. По­это­му в выс­шей шко­ле «пол­ная де­по­ли­ти­за­ция» при­об­ре­та­ет вид ис­треб­ле­ния вся­ких воз­мож­но­стей са­мо­дви­же­ния и са­мо­ор­га­ни­за­ции. Ска­жем, на Ук­раи­не при­ме­та­ми но­во­го вре­ме­ни ста­ли ли­к­ви­да­ция вся­кой ав­то­но­мии уни­вер­си­те­тов, ко­то­рая со­хра­ня­лась да­же в са­мые кру­тые то­та­ли­тар­ные го­ды, от­ме­на де-фак­то вы­бор­но­сти пре­по­да­ва­те­лей и но­вая вол­на уни­фи­ка­ции — но не стан­дар­та об­ра­зо­ва­ния, а про­грамм обучения и со­ста­ва так называемого “учеб­но­го ма­те­риа­ла”.

Но по­ли­ти­ка — не борь­ба за власть, как вслед за Ф.Хай­е­ком не ус­та­ет по­вто­рять М.Рац, а ра­бо­та и иг­ра су­ве­рен­но­го са­мо­стоя­тель­но­го при­ня­тия управ­ленчес­ких ре­ше­ний и их реа­ли­за­ции в рам­ках ре­аль­ных воз­мож­но­стей. Нынче, ко­гда управ­ле­ние пе­ре­ста­ло быть ис­ключитель­ной пре­ро­га­ти­вой цен­тра, ка­ж­дый, по идее, дол­жен уметь осу­ще­ст­в­лять его сам или, по край­ней ме­ре, ос­мыс­лен­но в нем учас­т­во­вать. Это, соб­ст­вен­но, и есть путь к су­ве­ре­ни­за­ции, де­цен­тра­ли­за­ции, де­мо­кра­ти­за­ции, при­ва­ти­за­ции и прочим ат­ри­бу­там пе­ре­хо­да к от­кры­той об­ще­ст­вен­ной мо­де­ли.

От стрем­ле­ния к включению в этот празд­ник са­мо­управ­ле­ния проистекает буй­ное цве­те­ние в ны­неш­нем об­ра­зо­ва­нии (главным образом тех­ничес­ком и эко­но­мичес­ком) раз­лично­го ро­да ме­нед­же­риз­ма. Но про­стое вос­про­из­ве­де­ние чужих управ­ленчес­ких тех­ник мо­жет вес­ти толь­ко к включению, на подчинен­ных ро­лях, в чужие же управ­ленчес­кие ме­га­ма­ши­ны и чужие стра­те­гичес­кие за­мыс­лы. Под­лин­ное управ­ле­ние вы­те­ка­ет из фан­та­зии, тон­ко­сти по­ни­ма­ния и творчес­кой мо­щи, сис­те­ма­тичес­ки куль­ти­ви­руе­мых — у нас по­ка — толь­ко ху­до­же­ст­вен­ной шко­лой; и не­пре­мен­ное тре­бо­ва­ние: куль­ти­ви­ро­вать эти качес­т­ва сво­бод­но­го субъ­ек­та толь­ко “на почве” и “из­нут­ри”.

Ре­фор­ма вос­тре­бу­ет и со­от­вет­ст­вую­щий ме­тод обучения, ко­то­рый не мо­жет быть ни чем иным, как толь­ко прак­ти­ку­мом по ов­ла­де­нию тех­ни­ка­ми по­ли­тичес­ко­го дей­ст­вия. В ми­ро­вом пе­да­го­гичес­ком аван­гар­де этот ме­тод, как ни стран­но, от­ра­ба­ты­ва­ет­ся опять-та­ки в об­лас­ти ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния или где-то ря­дом. Та­ко­вы по­ли­пред­мет­ные про­ект­ные «сту­дио», про­во­ди­мые Д.Скотт Бра­ун и Р.Вен­ту­ри в Пен­нсиль­ван­ском уни­вер­си­те­те, близ­кие к ним про­ект­но-ис­сле­до­ва­тель­ские цик­лы Р.Пор­ро в Га­ван­ской выс­шей шко­ле ис­кусств, пар­ти­си­па­ци­он­ный Про­ект Кройц­берг в За­пад­ном Бер­ли­не в конце 60-х – пер­вой половине 70-х гг. Смысл всех этих до­воль­но по­хо­жих друг на дру­га учеб­но-про­ект­ных цик­лов со­сто­ит в том, что ху­дож­ник (ар­хи­тек­тор, ди­зай­нер) соз­на­тель­но ищет по­зи­цию, в ко­то­рой он мог бы стать ин­ст­ру­мен­том, опо­сре­дую­щим изо­щрен­ные, но хо­лод­но-ака­де­мичные про­фес­сио­наль­ные тех­ни­ки — и на­ив­ные, но за­то на­стоя­щие же­ла­ния «по­тре­би­те­ля» — сель­ской об­щи­ны, го­род­ской ком­му­ны, уличной тол­пы. Ху­до­же­ст­вен­ное дей­ст­вие смы­ка­ет­ся с по­ли­тичес­ким.

Вряд ли мож­но считать случай­но­стью, что со­ци­аль­но-пе­да­го­гичес­кие но­ва­ции ММК от­ра­ба­ты­ва­лись при­мер­но в те же го­ды имен­но в струк­ту­ре на­ро­ж­даю­ще­го­ся со­вет­ско­го ди­зай­на: на Се­не­же, а за­тем в Сверд­лов­ском фи­лиа­ле ВНИИ­ТЭ, где ро­ди­лась и пер­вая ОДИ.

Этот ме­тод име­ет свои тех­но­ло­гии (как ис­кус­ст­во — свое “тех­нэ”), но его ядром бо­лее не яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ное зна­ние, а — ин­те­рак­ция, пар­ти­си­па­ция, жи­вое. Та­кой ме­тод дол­жен включать опе­ри­ро­ва­ние с ху­до­же­ст­вен­ной дея­тель­но­стью и ее ар­те­фак­та­ми: “и пес­ня, и стих – это бом­ба и зна­мя...” Ре­ли­ги­оз­ные вой­ны, ин­ду­ст­рия СМИ, шоу-биз­нес, Industrial Design, Haute Couture — все это су­ще­ст­вен­но ху­до­же­ст­вен­ные, но в то же вре­мя и су­ще­ст­вен­но по­ли­тичес­кие ор­га­ни­зо­ван­но­сти. Ве­щи в них вы­сту­па­ют не свои­ми объ­ек­тив­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, а в качес­т­ве со­дер­жа­ния управ­ленчес­ких ре­ше­ний и средств ком­му­ни­ка­ции по по­во­ду по­след­них.

Пе­да­го­гичес­ким ше­дев­ром на­ше­го вре­ме­ни долж­на была бы стать по­ли­ти­ка-ис­кус­ст­во на служ­бе ху­до­же­ст­вен­ной идеи — вме­сто ис­кус­ст­ва на служ­бе у по­ли­ти­ки-вла­сти, столь зна­ко­мо­го по со­вет­ской эпо­хе. Со­вет­скую им­пе­рию до­би­ла не гон­ка в эко­но­ми­ке, а рей­га­нов­ская ме­та­фо­ра “Сияю­ще­го Го­ро­да На Хол­ме” — соц­ла­герь был уж боль­но без­обра­зен.

При этом на­до с при­скор­би­ем кон­ста­ти­ро­вать, что 10 лет “раз­гре­ба­ния гря­зи” не да­ли ни­ка­ко­го убе­ди­тель­но­го “эмб­ле­ма­тичес­ко­го об­раза” (термин Д.Андреева)  но­вой куль­ту­ры ни в рус­ской, ни в ук­ра­ин­ской по­ли­ти­ке; по­ка и пу­ти к это­му не про­смат­ри­ва­ют­ся. От­рыв по­ли­ти­ки от ху­до­же­ст­вен­но­сти обо­рачива­ет­ся топ­та­ни­ем на мес­те и, в ко­нечном ито­ге, без­на­деж­ным ис­то­ричес­ким про­иг­ры­шем. Что же о пу­тях со­еди­не­ния этих начал мо­жет ска­зать ме­то­до­ло­гия?

Что же кон­крет­но — си­туа­тив­но — пред­став­ля­ет со­бой ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние как воз­мож­ный плац­дарм для упот­реб­ле­ния и раз­ви­тия ме­то­до­ло­гии? Ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние в тра­ди­ции ММК бе­рет­ся вме­сте с под­го­тов­кой про­фес­сио­на­лов, об­слу­жи­ваю­щих про­цве­таю­щий ху­до­же­ст­вен­ный ры­нок как ог­ром­ный и слож­но ­уст­ро­ен­ный сек­тор об­ще­ст­ва. В пост­со­вет­ских стра­нах это со­от­вет­ст­ву­ет по­ста­нов­ке гран­ди­оз­ной за­дачи ре­ин­сти­туа­ли­за­ции со­пря­жен­ных сфер об­ра­зо­ва­ния, ис­кус­ст­ва, про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли.

На де­ле же ху­до­же­ст­вен­ный ры­нок в быв­шем СССР рас­тет и струк­ту­ри­ру­ет­ся, в то вре­мя как ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние чах­нет. Нуж­ны ме­нед­же­раль­ные при­дум­ки, но внеш­ние, ме­то­до­ло­гичес­кие, для, так ска­зать, эко­но­ми­за­ции од­но­вре­мен­но­го и взаи­мо­свя­зан­но­го по­ум­не­ния рын­ка и об­ра­зо­ва­ния. В на­шем ху­до­же­ст­вен­ном об­ра­зо­ва­нии име­ет­ся об­шир­ное и край­не за­пу­щен­ное пе­да­го­гичес­кое, ис­то­ричес­кое, со­цио­ло­гичес­кое, фи­ло­соф­ское, ак­сио­ло­гичес­кое, ме­то­дичес­кое, ор­га­ни­за­ци­он­ное и пр., и пр. хо­зяй­ст­во, для на­ве­де­ния по­ряд­ка в ко­то­ром нуж­ны сис­те­ма­тичес­кие и мно­го­лет­ние уси­лия ме­то­до­ло­гии. Стран­но, но ра­бо­тая дав­но и во мно­же­ст­ве в ди­зай­не, ар­хи­тек­ту­ре, куль­ту­ро­ло­гии, ре­ли­гио­ве­де­нии и пр., и не чуж­да­ясь тео­ре­тичес­кой и экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ки, ме­то­до­ло­ги так за­дачу ни­ко­гда не ста­ви­ли.

Как же вы­гля­дит в об­лас­ти ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния об­щая си­туа­ция со­цио­куль­тур­но­го пе­ре­ло­ма? Па­ра­докс со­сто­ит в том, что ни­ка­ко­го со­цио­куль­тур­но­го пе­ре­ло­ма го­ды с 1985 по 1995 в ху­до­же­ст­вен­ную жизнь и об­ра­зо­ва­ние не при­нес­ли. Для ху­до­же­ст­вен­ной жиз­ни в стра­не го­ды, сло­мав­шие хре­бет Сис­те­ме, оз­начали толь­ко со­ци­аль­но-ор­га­ни­за­ци­он­ные, чуть ли не бы­то­вые пе­ре­ме­ны; а со­дер­жа­тель­но ху­до­же­ст­вен­ная жизнь уже дав­но бы­ла су­ще­ст­вен­но обо­соб­ле­на от со­вет­ско­го об­ще­ст­ва. Но ведь это как раз и оз­начает то­таль­ную дис­функ­цию ху­до­же­ст­вен­ной сфе­ры по от­но­ше­нию к це­ло­му об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Рас­су­ж­де­ния о ге­не­зи­се этой дис­функ­ции в ста­лин­скую эпо­ху не сни­ма­ют и да­же не про­яс­ня­ют се­го­дняш­нюю на­цио­наль­но-куль­тур­ную про­бле­му.

По­сте­пен­ные сдви­ги в сто­ро­ну «нор­маль­но­го» включения ху­до­же­ст­вен­ной дея­тель­но­сти в со­ци­аль­ную по­все­днев­ность мо­гут начать­ся толь­ко в сре­де начинаю­щих (т.е. чаще все­го — учащих­ся, т.е. чаще все­го — в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния). При этом не­об­хо­ди­мо вы­пол­не­ние по мень­шей ме­ре двух ус­ло­вий. Во-пер­вых, «но­вые рус­ские» ху­дож­ни­ки бу­дут по­лучать­ся по­столь­ку, по­сколь­ку шко­ла включит их в со­ци­аль­но-по­ли­тичес­кие прак­ти­ку­мы, о ко­то­рых го­во­ри­лось вы­ше; во-вто­рых, но­вые и значимые про­фес­сио­наль­ные ре­зуль­та­ты бо­лее чем ве­ро­ят­ны у школ и ху­дож­ни­ков, ве­ду­щих сис­те­ма­тичес­кую ра­бо­ту с об­щи­на­ми — как с очевид­но но­вым по­ли­тичес­ким субъ­ек­том. При этом по­яв­ле­ние но­во­го и этап­но­го здесь бу­дет ес­те­ст­вен­ным — в смыс­ле и за­ко­но­мер­но­сти про­цес­са, и не­пред­ска­зуе­мо­сти ре­зуль­та­та, ро­ж­даю­ще­го­ся в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия и взаи­мо­уз­на­ва­ния сто­рон, пре­ж­де не­зна­ко­мых друг дру­гу.

По­смот­рим те­перь, ка­ко­ва си­туа­ция для воз­мож­но­го вжив­ле­ния в ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние ме­то­до­ло­гичес­ко­го мыш­ле­ния — сначала с точки зре­ния имею­щей­ся в этой сфе­ре ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти. В нем се­го­дня нет (во вся­ком случае, в об­лас­ти пла­стичес­ких ис­кусств) аг­рес­сив­ных творчес­ких объ­е­ди­не­ний, ко­то­рые бы, по­доб­но Бау­хау­зу, обучая, од­но­вре­мен­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли, соз­да­вая но­вые об­раз­цы про­фес­сио­наль­ной куль­ту­ры. Тем бо­лее от­сут­ст­ву­ют сис­тем­ные док­три­ны раз­ви­тия про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния в ар­хи­тек­ту­ре, ди­зай­не, шоу-биз­не­се и прочих ин­ду­ст­риа­ли­зо­ван­ных об­лас­тях ху­до­же­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

Сту­денчес­кий и пе­да­го­гичес­кий со­став ху­до­же­ст­вен­ных ву­зов срав­ни­тель­но с боль­шин­ст­вом дру­гих бо­лее об­ра­зо­ван и вос­при­имчив; это од­ни из лучших сту­ден­тов и воз­мож­ных со­труд­ни­ков в пе­да­го­гичес­ком экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нии — но имен­но для со­труд­ничес­т­ва с ме­то­до­ло­га­ми, как с про­фес­сио­на­ла­ми осо­бо­го ро­да, а не для об­ра­ще­ния в ме­то­до­ло­гичес­кую ве­ру.

Орг­мыс­ли­тель­но ме­то­до­ло­гия для начала этой ра­бо­ты име­ет не мно­го, но и не так уж ма­ло. Это ра­бо­ты Г.П.Щедровицкого о ху­до­же­ст­вен­ном рын­ке, на­ра­бот­ки по­след­них лет по ре­гио­на­ли­сти­ке и тео­рии го­ро­да, на­ко­нец, ОДИ-тех­ни­ки, кста­ти, не раз уже оп­ро­бо­ван­ные в экс­пе­ри­мен­таль­ных цик­лах ди­зай­нер­ско­го и ар­хи­тек­тур­но­го об­ра­зо­ва­ния. Кро­ме то­го, есть ог­ром­ный и слож­ный ма­те­ри­ал для ана­ли­за и ас­си­ми­ля­ции — про­фес­сио­наль­ные ме­то­ди­ки, час­то тео­ре­тичес­ко­го или ме­то­до­ло­гичес­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния (МАр­хИ, ВНИИ­ТЭ, не го­во­ря уже о за­пад­ных шко­лах). Сю­да же на­до до­ба­вить тео­рии ху­до­же­ст­вен­но­го про­цес­са в раз­личных Ис­кус­ст­вах и спо­со­бов ин­те­гра­ции ху­до­же­ст­вен­ной дея­тель­но­сти в со­ци­ум (глав­ным об­ра­зом за­пад­ные, но и Бах­тин, Ло­сев, Лот­ман) и стоя­щие за ни­ми фи­ло­соф­ско-ме­то­до­ло­гичес­кие кон­цеп­ции. Сре­ди мыс­ли­тель­ных за­го­то­вок так­же уже на­ра­бо­тан­ные ана­ли­ти­ки ак­ту­аль­ных, как те­перь го­во­рят, со­ци­аль­но-по­ли­тичес­ких “вы­зо­вов” и эм­пи­ричес­ки фик­си­руе­мых ре­ак­ций на оные.

В орг­дея­тель­но­ст­ном пла­не на бу­ду­щее важ­ней­шая часть ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния — пуб­ли­ко-со­зи­да­ние, об­ра­зо­ва­тель­ная ра­бо­та с со­об­ще­ст­ва­ми. В СССР ху­до­же­ст­вен­ная пуб­ли­ка бы­ла ес­ли не пол­но­стью раз­ру­ше­на, то чрез­вычай­но силь­но де­фор­ми­ро­ва­на. В осо­бен­но­сти это от­но­сит­ся к ди­зай­ну и ар­хи­тек­ту­ре — тем об­лас­тям ху­до­же­ст­ва, ко­то­рые тес­нее свя­за­ны с рын­ком и от­но­ше­ния­ми соб­ст­вен­но­сти. В Рос­сии до ре­во­лю­ции реа­ли­зо­ва­лись 12 спо­со­бов (!) ар­хи­тек­тур­но­го про­све­ще­ния об­ще­ст­вен­но­сти — не-ар­хи­тек­то­ров, по­тен­ци­аль­ной ар­хи­тек­тур­ной пуб­ли­ки, т.е. за­казчиков на ар­хи­тек­тур­ную про­дук­цию. Те­перь, ес­те­ст­вен­но, не ос­та­лось ни од­но­го. В об­щем случае ин­сти­ту­ции ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния долж­ны вы­сту­пать как куль­тур­ный центр — ну хо­тя бы так, как это де­ла­ла и де­ла­ет, по куль­тур­ным стан­дар­там про­шло­го сто­ле­тия, Мо­с­ков­ская кон­сер­ва­то­рия.

Но в об­су­ж­дае­мой си­туа­ции речь идет не о куль­тур­тре­гер­ст­ве, а о ре­аль­ном струк­ту­ри­ро­ва­нии со­об­ществ, в том чис­ле за счет ус­мот­ре­ния и сим­во­ли­за­ции их кол­лек­тив­ной субъ­ек­тив­но­сти. И вот, ес­ли она ус­мот­ре­на и, не без по­мо­щи ху­до­же­ст­ва, са­мо­осоз­на­на, то­гда при­хо­дит по­ли­тик с его спе­ци­фичес­ким чуть­ем к ку­му­ли­ро­ван­но­му чужо­му ин­те­ре­су. Здесь для ме­то­до­ло­гии от­кры­ва­ет­ся путь к вхо­ж­де­нию в по­ли­ти­ку не из эко­но­ми­ки, и со сво­им ли­цом: ос­во­ить ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние как прак­ти­ку для ме­то­до­ло­гии значит пе­ре­стать вы­ду­мы­вать со­ци­ум a priopi и стать уни­каль­ным — не зна­то­ком, а дер­жа­те­лем его струк­ту­ри­ро­ван­но­сти.

В ре­ор­га­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния как осо­бо важ­ное об­стоя­тель­ст­во долж­на быть учте­на не­об­хо­ди­мая пе­ре­функ­цио­на­ли­за­ция “творчес­ких сою­зов”, сфор­ми­ро­ван­ных Ста­ли­ным в начале 30-х гг. как ор­га­ны идео­ло­гичес­ко­го над­зо­ра, в про­фес­сио­наль­ные гиль­дии. При­об­ре­тая но­вое на­значение, творчес­кие сою­зы, кро­ме за­дач под­дер­жа­ния стан­дар­тов про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти и эти­ки, юри­дичес­кой и иму­ще­ст­вен­ной за­щи­ты сво­их чле­нов, при­об­ре­та­ют так­же важ­ней­шую функ­цию оп­ре­де­ле­ния и под­дер­жа­ния на­цио­наль­ных стан­дар­тов про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

В по­ли­тичес­ком, эко­но­мичес­ком кон­сал­тин­ге ва­жен ре­зуль­тат, а сред­ст­ва спря­та­ны. По­то­му ме­то­до­лог лично мо­жет здесь и про­сла­вить­ся, и раз­бо­га­теть, но ме­то­до­ло­гия при этом не ка­жет сво­его ли­ца. При ху­до­же­ст­вен­но-об­ра­зо­ва­тель­ной = клуб­ной = раз­но­клуб­ной ра­бо­те с со­об­ще­ст­вом, при про­пус­ке через ху­до­же­ст­вен­ный клуб раз­ных со­об­ществ ме­то­до­ло­гия дер­жит про­стран­ст­во клу­ба, и за счет это­го — вид­на. Это — воз­мож­ный путь к ин­сти­туа­ли­за­ции ме­то­до­ло­гии.

Мо­жет быть, глав­ное со­об­ра­же­ние в поль­зу уси­лен­но­го ин­те­ре­са к дан­ной те­ме со­сто­ит в том, что ра­бочее ме­сто в ху­до­же­ст­вен­ном об­ра­зо­ва­нии от­вечает пер­спек­ти­ве ме­то­до­ло­гии сти­ле­жиз­нен­но, сбли­жая ее об­раз и значимость с “пе­да­го­гичес­кой про­вин­ци­ей” Гес­се. Вы­ход в об­ласть ху­до­же­ст­вен­но­го — за­кон­ный этап по­сле иг­ро­во­го, ас­си­ми­ли­рую­щий от­кры­тые в ОДИ опыт и цен­ность не­по­сред­ст­вен­ной субъ­ек­ти­ва­ции смыс­ла и от­кры­ваю­щий воз­мож­но­сти па­ра­диг­ма­ти­за­ции это­го опы­та и по­ста­нов­ки его в центр ме­то­до­ло­гичес­кой ра­бо­ты. Это важ­ней­ший мо­мент в под­лин­ной по­ли­ти­за­ции, т.е. в зри­мом и об­ще­раз­личимом струк­ту­ри­ро­ва­нии об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

Вый­дя из ин­тел­лек­ту­аль­но­го ан­дер­гра­ун­да в су­ма­то­ху ны­неш­них па­ра­научных прак­тик, ме­то­до­ло­гия ут­ра­ти­ла преж­нее клуб­ное про­стран­ст­во, не­об­хо­ди­мое ей для са­мо­вос­про­из­вод­ст­ва, и не су­ме­ла по­стро­ить но­во­го. Мо­жет быть, ей ока­жет­ся впо­ру клуб­ное про­стран­ст­во, не­пре­мен­но имею­щее­ся внут­ри пол­но­цен­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние и ме­то­до­ло­гия — оба — жи­вут в боль­шой Ис­то­рии, и впол­не мо­гут дру­же­ски про­гу­ли­вать­ся, не­спеш­но бе­се­дуя к об­щим для них поль­зе и удо­воль­ст­вию.

*   *   *

Об­ра­зо­ва­ние, осо­бен­но выс­шее, по­ли­ти­ка и ху­до­же­ст­вен­ность (в час­т­но­сти, в свя­зи с тео­ри­ей ху­до­же­ст­вен­но­го рын­ка) по­сто­ян­но на­хо­ди­лись в по­ле ин­те­ре­са «позд­не­го» Г.П.Щед­ро­виц­ко­го, и, по всей ви­ди­мо­сти, не случай­но. Се­ми­на­ры, а за­тем ОД-иг­ры 1970-80 гг. по про­бле­мам раз­ви­тия выс­шей шко­лы; не­од­но­крат­ные об­су­ж­де­ния по по­ня­тию по­ли­ти­ки, на­при­мер, се­ми­нар по случаю 10-ле­тия ОДИ под Сверд­лов­ском («Со­бачьи реб­ра»); ас­пи­рант­ский се­ми­нар в Ин­сти­ту­те тео­рии ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва (ху­до­же­ст­вен­ность в ипо­ста­си ар­хи­тек­тур­но­сти), ко­то­рым Г.П. ру­ко­во­дил в по­след­ние го­ды жиз­ни, — толь­ко не­сколь­ко эпи­зо­дов, под­твер­ждаю­щих факт та­ко­го ин­те­ре­са. Мож­но ви­деть в этом случай­но­сти ком­му­наль­ной жиз­ни, мож­но стро­ить ли­нии раз­ви­тия ме­то­до­ло­гии, ко­то­рые с не­об­хо­ди­мо­стью ве­ли ее ли­де­ра в эти те­ма­тичес­кие об­лас­ти; а мож­но ус­мот­реть в этих сов­па­де­ни­ях ука­зую­щий перст.

Се­го­дня, как и два­дцать лет на­зад, все эти на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти по-преж­не­му ле­жат в зо­не бли­жай­ше­го раз­ви­тия ме­то­до­ло­гии. Ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние — са­мая пер­спек­тив­ная об­ласть, в ко­то­рой вся эта про­бле­ма­ти­ка как бы уже вы­ло­же­на и из­го­тов­ле­на к раз­ра­бот­ке. По­жа­луй, толь­ко еще од­на ни­ша рав­но про­сто­рна для раз­ви­тия ме­то­до­ло­гии — со­ци­аль­ное бо­го­сло­вие. Но и кон­ку­рен­ция в этой об­лас­ти, и со­ци­аль­ный риск ве­ли­ки, а внут­рен­няя го­тов­ность со­об­ще­ст­ва, мно­гие ак­са­ка­лы ко­то­ро­го ис­по­ве­ду­ют шес­ти­де­сят­ничес­кий ате­изм, очевид­но не­дос­та­точна для серь­ез­ной бо­го­слов­ской дея­тель­но­сти. Хо­тя эти два по­при­ща, ху­до­же­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние и со­ци­аль­ное бо­го­сло­вие, по­нят­но, во­все не ис­ключают, а на­про­тив — пред­по­ла­га­ют друг дру­га.

В за­ключение мож­но от­ва­жить­ся на про­гноз: ес­ли СМД-ме­то­до­ло­гия и не дви­нет­ся в сфе­ру ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния, там все рав­но в пер­вое де­ся­ти­ле­тие XXI ве­ка, в Ев­ро­пе, хо­тя и не обя­за­тель­но в Рос­сии, кон­сти­туи­ру­ет­ся силь­ное ин­тел­лек­ту­аль­ное течение, ко­то­рое бу­дет на­по­ми­нать Studia Humanitas XV сто­ле­тия в сво­их от­но­ше­ни­ях с ис­кус­ст­вом, фи­ло­со­фи­ей и ре­ли­ги­ей, и ко­то­ро­му су­ж­де­но сыг­рать осо­бую роль в ин­тел­лек­ту­аль­ной и по­ли­тичес­кой ис­то­рии близ­ко­го бу­ду­ще­го.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44