eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Был ли Г.П.Щедровицкий методологом?

P>А.А. Пинский Был ли Г.П.Щедровицкий методологом? // Кентавр. 18. 1997;

А.А. Пинский

У Френ­си­са Бэ­ко­на есть од­но ха­рак­тер­ное ме­сто: “При­ро­ду сле­ду­ет за­гнать пса­ми, вздер­нуть на ды­бу, из­на­си­ло­вать; ее нуж­но пы­тать, что­бы за­ста­вить вы­дать свои тай­ны, пре­вра­тить в ра­бу, вве­сти в рам­ки и управ­лять ею”.

Я как-то ска­зал о чем-то по­доб­ном Щед­ро­виц­ко­му, на­вер­ное не су­мев и не осо­бен­но ста­ра­ясь скрыть от­но­ше­ние к по­доб­ным иде­ям. Он сра­зу де­ла­ет стой­ку: “Чего­-чего, вы что, То­ля, то­же на­ту­ра­лист?” Я го­во­рю: “Не по­ни­маю, почему пре­крас­ное сло­во ‘на­ту­ра­лист’ вы пре­вра­ти­ли в ру­га­тель­ст­во. Кро­ме то­го: что вы ду­мае­те об эко­ло­гичес­ком под­хо­де?” От­вет: “По­ни­мае­те, что та­кое эко­ло­гичес­кий под­ход... Когда нор­маль­ный чело­век ви­дит кучу му­со­ра, он хочет ее уб­рать или ути­ли­зо­вать. Эко­лог же ого­ра­жи­ва­ет эту кучу за­борчиком и, са­мое глав­ное, ве­ша­ет на за­борчик умо­ляю­щую таб­личку: ‘По­жа­луй­ста, не на­до на это писать’ ”. Я ему го­во­рю: “Ге­ор­гий Пет­ро­вич, но ведь вы же не та­кой, как го­во­ри­те, как по­лучает­ся из ва­ших слов!” А он доб­ро­же­ла­тель­но при­щу­рил­ся и от­вечает: “А от­ку­да то­гда вы это знае­те?” И в этом “от­ку­да же то­гда знае­те” для нас и за­ключает­ся во­прос дей­ст­ви­тель­но­го чело­вечес­ко­го, гу­ма­ни­тар­но­го по­зна­ния.

У се­го­дняш­не­го мыш­ле­ния и со­от­вет­ст­вую­ще­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го ти­па, по су­ти, два ис­то­ка, раз­но­речивых и взаи­мо­дей­ст­вую­щих: один вос­хо­дит к ра­цио­на­лиз­му (и, от­сту­пая чуть еще на­зад, к бэ­ко­но­во-де­кар­тов­ской па­ра­диг­ме XVII ве­ка), вто­рой – к ро­ман­тиз­му (в пер­вую очередь име­ют­ся в ви­ду не­мец­кие ро­ман­ти­ки). Об этом, на­при­мер, го­во­рят два та­ких ав­то­ра, как Р.Тар­нас в сво­ей “Ис­то­рии за­пад­но­го мыш­ле­ния”, и Г.Га­да­мер (на­при­мер, в ра­бо­те “Миф и ра­зум”). Это два со­вер­шен­но раз­ных ав­то­ра (один аме­ри­ка­нец, дру­гой – еще жи­вой пат­ри­арх не­мец­кой со­вре­мен­ной клас­си­ки); ин­те­рес­но, что здесь, тем не ме­нее, они го­во­рят од­но и то же, да­же почти до­слов­но.

Пер­вый по­ток до­ми­ни­ро­вал уже до­воль­но дли­тель­ное вре­мя, не­сколь­ко ве­ков, оп­ре­де­лив три­умф так на­зы­вае­мых Но­вых На­ук, тех­но­ло­гиз­ма, тех­но­кра­тиз­ма и “идео­ло­гии ме­то­да”. “Вто­рой по­ток” со­хра­нял, ко­нечно, свою ис­то­ричес­кую не­пре­рыв­ность, но весь­ма ма­ло оп­ре­де­лял мыш­ле­ние, об­ра­зо­ва­ние, сти­ли и нра­вы ци­ви­ли­за­ции. Толь­ко начиная со вто­рой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка, сначала мед­лен­но (и, ко­нечно, толь­ко на За­па­де), ста­ли ви­ди­мым об­ра­зом на­ка­п­ли­вать­ся и да­вать о се­бе знать при­зна­ки фун­да­мен­таль­ной транс­фор­ма­ции и сдви­га гло­баль­ной па­ра­диг­мы от тех­но­кра­тичес­кой к гу­ма­ни­тар­ной.

Мое мне­ние сле­дую­щее: тра­гизм, за­гад­ка и ве­личие чело­ве­ка Ге­ор­гия Пет­ро­вича Щед­ро­виц­ко­го во мно­гом со­сто­ит в том, что судь­ба и ис­то­рия рас­по­ря­ди­лись так, что в нем чрез­вычай­но мощ­но од­но­вре­мен­но при­сут­ст­во­ва­ли и раз­вер­ты­ва­лись эти два им­пуль­са, ко­то­рые во мно­гом по­ка что (име­ет­ся в ви­ду ши­ро­кое ис­то­ричес­кое “по­ка что”) про­ти­во­речивы и чрез­вычай­но труд­но под­да­ют­ся гар­мо­ни­за­ции. И так сло­жи­лось, что эти два начала – тех­но­кра­тичес­кое и гу­ма­ни­тар­ное, чело­вечес­кое, – реа­ли­зо­ва­лись в нем на двух раз­ных пла­нах: пер­вое оп­ре­де­ля­ло в ос­нов­ных чер­тах его “внеш­нее”, его де­ла, кон­цеп­ты, фор­му­ли­ров­ки; вто­рое же бы­ло со­кры­то в его “внут­рен­нем”. Для ме­ня прин­ци­пи­аль­но, что со­вер­шен­но од­но де­ло, что он де­лал и го­во­рил, а дру­гое де­ло – чем он был, или: что он есть.

Га­да­мер на­пи­сал эпо­халь­ную кни­гу “Ис­ти­на и ме­тод”, во мно­гом это ста­ло воз­мож­ным по­то­му, что уже ста­ли вид­ны и отчас­ти по­нят­ны те прин­ци­пи­аль­но важ­ные об­лас­ти чело­вечес­ко­го бы­тия, где эти по­ня­тия – ис­ти­ны и ме­то­да – ока­зы­ва­ют­ся не­со­вмес­ти­мы. Ис­ход­ные ин­туи­ции, ре­ле­вант­ные про­бле­ме, вы­ра­зил сре­ди пер­вых, на­вер­ное, Хай­дег­гер, в 1930-31 гг., на­при­мер в ста­тье “Учение Пла­то­на об ис­ти­не”. Он по­ка­зал, как у гре­ков, начиная где-то с Пла­то­на, ис­ти­на и не­со­кры­тость, пол­но­та бы­тия (aleteia) начина­ют “под­па­дать под яр­мо идеи” (eidos, idea). В суб­стан­ции Бы­тия ус­мат­ри­ва­ют­ся не­кие “иде­аль­ные” об­ра­зо­ва­ния, струк­ту­ры, ко­то­рые (вро­де бы...) со­став­ля­ют его ос­тов, ске­лет, ко­то­рые по­том эман­си­пи­ру­ют­ся из жи­вой тка­ни бы­тия и за­тем “ста­но­вят­ся над ним” – с пре­тен­зи­ей “ло­гичес­кой де­тер­ми­на­ции” и, по­про­сту го­во­ря, управ­ле­ния. Ана­ло­гичную по­пыт­ку де­ла­ет вся­кая ме­то­до­ло­гия: вычле­не­ние из жиз­ни, ин­ди­ви­ду­аль­ной и со­ци­аль­ной дея­тель­но­сти, не­ких иде­аль­ных, ло­ги­ко-со­об­раз­ных “ме­то­дов” (схем, кон­ст­рук­ций, струк­тур, про­грамм и т.п. – в лю­бом случае, “ске­ле­тов”), ко­то­рые яко­бы долж­ны оп­ре­де­лять все и вся и, ра­зу­ме­ет­ся са­мое важ­ное, управ­лять всем и вся.

Се­го­дня, – в ис­то­ричес­ком “се­го­дня”, – уже ве­ет дух кон­ца сто­ле­тия и но­во­го ты­сячеле­тия. Уже улов­ле­но и да­же про­пи­са­но мно­го но­во­го. На­при­мер: “Ис­кус­ст­во по­ни­ма­ния – это ведь не то осо­бое уме­ние, ко­то­ро­му мож­но обучить­ся, с тем что­бы стать тем, кто учил­ся это­му, чем-то вро­де про­фес­сио­наль­но­го ‘понимателя’, тол­мача – нет, это ис­кус­ст­во при­над­ле­жит бы­тию чело­ве­ка как та­ко­во­му и не­от­рыв­но от не­го... В этом смыс­ле так на­зы­вае­мые ‘нау­ки о духе’ по пра­ву но­сят на­име­но­ва­ние гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­п­лин (humaniora). Впол­не воз­мож­но, что в Но­вое вре­мя – а это от­но­сит­ся к его сущ­но­сти – вы­сво­бо­ди­лись, ста­ли ав­то­ном­ны­ми ме­тод и нау­ка. На де­ле же <да­же эта научно-тех­но­ло­гичес­кая куль­ту­ра> тем не ме­нее не в со­стоя­нии окончатель­но сло­мать ту боль­шую, го­раз­до бо­лее ши­ро­кую рам­ку, ко­то­рой при­над­ле­жит чело­вечес­т­во” (Г.-Г. Га­да­мер. Ри­то­ри­ка и гер­ме­нев­ти­ка – Док­лад 1976 г.).

Мар­тин Бу­бер про­вел ана­ло­гичное и еще бо­лее глу­бо­кое раз­личение в “Двух об­раз­ах ве­ры” (раз­личив древ­не­иу­дей­скую, “бы­тий­ную” emuna – и гречес­кую, по мыс­ли­тель­ной фор­ме, pistis). Се­го­дня мы так­же все лучше по­ни­ма­ем, что к по­доб­ным же не­тех­но­ло­ги­зи­руе­мым “гу­ма­ни­тар­ным ве­щам” (чис­то чело­вечес­ким реа­ли­ям) при­над­ле­жит и соб­ст­вен­но “об­ра­зо­ва­ние”, в от­личие от обучения. Все это не бы­ло еще от­кры­то куль­ту­ре и мыс­ли се­ре­ди­ны сто­ле­тия, осо­бен­но в Со­вет­ском Сою­зе.

Чело­вечес­кое, humaniora, яв­ля­лись как раз те­ми ве­ща­ми, ко­то­рые “внеш­ний Щед­ро­виц­кий” прин­ци­пи­аль­но дол­жен был кри­ти­ко­вать и от­вер­гать. При­ве­ду случай из 1985 го­да, из ра­бо­ты так называемого “Круж­ка ЦСКА”.

В мар­те там состоялся мой док­лад про обы­ден­ность. На док­ла­де бы­ли Щед­ро­виц­кий и Ни­ки­та Г. Алек­се­ев. Де­ло вы­шло жар­ким. Я знал, что по­ня­тия “обы­ва­те­ля”, “про­сто чело­ве­ка”, “про­сто жиз­ни”, “во­об­ще ин­тел­ли­ген­та” и то­му по­доб­ные – для Щед­ро­виц­ко­го не­тер­пи­мы. А я – то им­пли­цит­но, то почти де­мон­ст­ра­тив­но – са­мо­оп­ре­де­лял­ся в по­доб­ной по­зи­ции. Случилось ожи­дае­мое, он начал бу­ше­вать. Я про­ци­ти­ро­вал, пом­ню, пла­то­нов­ско­го Со­кра­та, насчет “про­сто чело­ве­ка и муд­ро­сти”.

(Это ме­сто из “Про­та­го­ра”. Со­крат встречает юно­шу, ко­то­рый хочет, что­бы с ним за­ни­мал­ся зна­ме­ни­тый со­фист Про­та­гор. Со­крат спра­ши­ва­ет, чему он хочет обучать­ся у Про­та­го­ра. Они бы­ст­ро ус­та­нав­ли­ва­ют, что речь не идет об обучении ме­ди­цин­ско­му ис­кус­ст­ву, ли­бо иг­ре на ки­фа­ре и т.п. Юно­ша го­во­рит, что ему хочет­ся быть муд­рее... “и во­об­ще” (как ска­за­ли бы се­го­дня), – но, спра­ши­ва­ет Со­крат, в чем муд­рее и что это за “во­об­ще”? Кро­ме то­го, го­во­рит он, те­бе ведь при­дет­ся не толь­ко день­ги пла­тить, но и в ду­шу свою при­ни­мать нечто, чего ты по­ка сам не по­ни­ма­ешь. Ко­роче, Со­крат бы­ст­ро “про­бле­ма­ти­зи­ру­ет” юно­шу, и они от­прав­ля­ют­ся к Про­та­го­ру.

На со­от­вет­ст­вую­щий во­прос Со­кра­та Про­та­гор го­во­рит, что смысл его де­ла за­ключает­ся в том, что юно­ша, об­щаю­щий­ся с ним, “ка­ж­дый день бу­дет ухо­дить до­мой, став­ши лучше, чем вчера” (318 a-b). Со­крат вновь ста­вит свой во­прос о вая­те­лях, флей­ти­стах и т.п. и про­сит Про­та­го­ра кон­кре­ти­зи­ро­вать: в чем лучше ста­нет юно­ша? Про­та­гор го­во­рит, что это раз­личение Со­кра­та очень про­дук­тив­но и по­зво­ля­ет ему, Про­та­го­ру, ска­зать, что его вос­пи­та­ние со­вер­шен­ст­ву­ет чело­ве­ка не как спе­циа­ли­ста, но на­прав­ле­но на то, что­бы чело­век со­вер­шен­ст­во­вал­ся в управ­ле­нии сво­им до­мом, го­су­дар­ст­вом, а так­же как хо­ро­ший гра­ж­да­нин (318 e – 319 a). Со­крат го­во­рит, что это за­мечатель­но и что по­доб­ные качес­т­ва, мо­жет быть, суть во­об­ще глав­ней­шие, но за­гвозд­ка в том, что “это­му ис­кус­ст­ву нель­зя научить­ся”. Он при­во­дит свои ре­зо­ны: афи­ня­не, бес­спор­но, ум­ный на­род, и ко­гда они за­се­да­ют в На­род­ном Со­б­ра­нии, то по во­про­сам строи­тель­ст­ва ко­раб­лей они при­гла­ша­ют экс­пер­та­ми ко­ра­бель­щи­ков, по во­про­сам строи­тель­ст­ва не­дви­жи­мо­сти – строи­те­лей, но по во­про­сам управ­ле­ния го­ро­дом вся­кий мо­жет и дол­жен го­во­рить, не ог­ля­ды­ва­ясь на со­от­вет­ст­вую­щих экс­пер­тов, спе­циа­ли­стов, ибо та­ко­вых не су­ще­ст­ву­ет. Здесь нет “про­фес­сио­на­лиз­ма”, ско­рее важ­на рас­су­ди­тель­ность чело­ве­ка, по­ря­дочность, муд­рость, все то, что на­зы­ва­ет­ся труд­но­пе­ре­во­ди­мым сло­вом arete.)

На­зре­вал взрыв, и он про­изо­шел на при­ми­ряю­щей по­пыт­ке Алек­сее­ва, ко­гда тот начал всех, и в пер­вую очередь Щед­ро­виц­ко­го, ус­по­каи­вать: “Ну лад­но, Ге­ор­гий, лю­ди в жиз­ни идут раз­ны­ми син­кре­тичес­ки­ми пу­тя­ми...” – “Да нет же, Кит !! (т.е. Ни­ки­та) – бу­к­валь­но про­кричал Щед­ро­виц­кий. – Где эти муд­ре­цы, где они?! Ты их ви­дел?! Это же все вра­нье! Не­ту ничего та­ко­го! Или что? – от нас тре­бу­ет­ся сейчас Ана­то­лия Ар­кадь­е­вича при­знать муд­ре­цом?!”

И так да­лее. Учитель умел сры­вать док­ла­ды, это­го не от­ни­мешь.

Но го­да через два, ко­гда я ра­бо­тал по те­мам анг­лий­ской ана­ли­тичес­кой фи­ло­со­фии, он мне ска­зал “То­ля, чего вы все пы­тае­тесь най­ти ка­кой-то псев­до­объ­ек­тив­ный смысл в этой ана­ли­тичес­кой фи­ло­со­фии? Все пы­тае­тесь объ­ек­ти­ви­ро­вать ее ка­кое-то куль­тур­ное со­дер­жа­ние и значение, впи­сать ее в ка­кую-то сфе­ру – как там, мол, бы­ло по су­ще­ст­ву. Я вам ска­жу: ничего там не бы­ло осо­бен­но­го, как, впрочем, и вез­де. Бы­ло скучно. И со все­ми ва­ши­ми “сфе­ра­ми” точно так же; скучно там, и все. А вот поя­вил­ся Люд­виг Вит­ген­штейн, и ста­ло не так скучно. А по­том сно­ва бу­дет скучно. И иначе не бы­ва­ет.”

Вы­ше мы го­во­ри­ли о двух по­то­ках, от­сту­пив, пусть чис­то но­ми­наль­но, при­мер­но до XVII-XVIII вв. Но мож­но пой­ти и глуб­же. На­ше мыш­ле­ние и куль­ту­ра сто­ят на двух ко­лон­нах: иу­део-хри­сти­ан­ской и гре­ко-ан­тичной. Пер­вая име­ет од­ним из сво­их ос­но­во­по­ла­гаю­щих ми­фов ис­то­рию о гре­хо­па­де­нии. У вто­рой в этом же качес­т­ве есть миф о Про­ме­тее. Фрид­рих Ниц­ше (“Ро­ж­де­ние тра­ге­дии из ду­ха му­зы­ки”, §9) спра­вед­ли­во ска­зал, что со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми – как ме­ж­ду “се­ст­рой и бра­том”. Он на­звал пер­вый миф по пре­иму­ще­ст­ву жен­ским, вто­рой – по пре­иму­ще­ст­ву муж­ским. Бес­спор­но, что ко­гда мы мыс­лим “внеш­не­го Щед­ро­виц­ко­го”, он мо­жет свя­зать­ся у нас с ти­та­ничес­ким про­ме­те­ев­ским об­ра­зом, с ра­ди­каль­но муж­ским дея­тель­ным началом. Но здесь, кста­ти, мож­но, ком­по­зи­ци­он­но удачно, вер­нуть­ся к пла­то­но­во­му “Про­та­го­ру”.

Со­крат, на очеред­ном ви­ра­же про­бле­ма­ти­за­ции, го­во­рит Про­та­го­ру: ты все вре­мя го­во­ришь нам об этой об­щечело­вечес­кой “муд­ро­сти”, “доб­ро­де­те­ли”, о труд­но­уло­ви­мой “аре­тэ”. Но – о чем, соб­ст­вен­но, идет речь? Мож­но ли хо­тя бы по­ка­зать нам это arete, за­дать его дей­ст­ви­тель­ность, ес­ли по­ка да­же не го­во­рить об обучении ему?

На это Про­та­гор рас­ска­зы­ва­ет чудес­ный миф.

Ко­гда бо­ги соз­да­ли жи­вот­ных и лю­дей, то на­де­лять их раз­личны­ми спо­соб­но­стя­ми ста­ли Про­ме­тей и Эпи­ме­тей. Эпи­ме­тей вы­про­сил у Про­ме­тея со­гла­сия на то, что­бы сде­лать все са­мо­му. И Эпи­ме­тей раз­дал всем жи­вот­ным спе­ци­аль­ные спо­соб­но­сти (ле­тать, пла­вать в во­де, пи­тать­ся тра­вой или мя­сом и т.п.); лю­дям ничего из это­го не ос­та­лось. То­гда Про­ме­тей, для спа­се­ния ро­да люд­ско­го, вы­крал из мас­тер­ской бо­гов раз­личные ис­кус­ст­ва (“тех­ни­ки”, “тех­но­ло­гии”) и огонь и пе­ре­дал это лю­дям, со­от­вет­ст­вен­но научив лю­дей этим ис­кус­ст­вам. Лю­ди, та­ким об­ра­зом, смог­ли вы­жить, бо­лее то­го – они ока­за­лись в род­ст­ве с бо­га­ми, а по­то­му ста­ли, во-пер­вых, воз­дви­гать им ал­та­ри и по­кло­нять­ся, во-вто­рых, чле­но­раз­дель­но го­во­рить и все ис­кус­но име­но­вать и, в-треть­их, стро­ить жи­ли­ща, па­хать зем­лю, де­лать оде­ж­ду и т.п. Но! – у них не по­лучалось жить со­вме­ст­но, что, по жиз­ни, тре­бо­ва­лось. Как толь­ко они схо­ди­лись в со­об­ще­ст­во, то сра­зу начина­ли оби­жать друг дру­га и ссо­рить­ся. То­гда Зевс стал опа­сать­ся, что чело­вечес­кий род, по дан­ной причине, по­гиб­нет; он по­слал Гер­ме­са, что­бы тот при­нес лю­дям Спра­вед­ли­вость и Прав­ду. Гер­мес спра­ши­ва­ет: “Как раз­де­лить ме­ж­ду людь­ми эти да­ры?” Зевс го­во­рит: “Что ты име­ешь в ви­ду?” Гер­мес: “Ведь по­ка жизнь лю­дей так уст­рое­на, что лишь не­мно­гие вла­де­ют, ска­жем, ме­ди­цин­ским де­лом, но на всех их ис­кус­ст­ва хва­та­ет; иные не­мно­гие вла­де­ют плот­ниц­ким де­лом – и плот­ничают на ос­таль­ных; ко­роче, есть раз­де­ле­ние функ­ций”. Зевс го­во­рит: “Нет, здесь долж­но быть иначе. Спра­вед­ли­вость и Прав­ду нуж­но рас­пре­де­лить так, что­бы ка­ж­дый был к ним причас­тен. Не смо­гут лю­ди жить со­об­ща, ес­ли толь­ко не­ко­то­рые бу­дут об­ла­дать со­от­вет­ст­вую­щи­ми спо­соб­но­стя­ми”.

Чис­то муж­ско­го, Про­ме­те­ев­ско­го, начала не­дос­та­точно для пол­но­ты и со­хра­не­ния Жиз­ни. Дол­жен поя­вить­ся Гер­мес, су­ще­ст­во по оп­ре­де­ле­нию гар­мо­ни­зи­рую­щее, “про­ме­жу­точное”, под­виж­ное, мяг­ко ме­няю­щее свои внеш­ние фор­мы, в прин­ци­пе – суще­ст­во му­же­ско-жен­ское, во мно­гом (по су­ти и по ми­фу) до­пол­няю­щий Про­ме­тея, ком­пле­мен­тар­ный ему. Бы­ли ли у Ге­ор­гия Пет­ро­вича по­доб­ные качес­т­ва? Ко­нечно. Но под­пус­кал ли “внеш­ний Щед­ро­виц­кий” их к внеш­не­му про­яв­ле­нию, бо­лее то­го – к фик­са­ции в сло­вес­ной или смы­сло­вой фор­ме? Аб­со­лют­но нет!

Я как-то был глу­бо­ко по­тря­сен. Как раз по­сле той “раз­бор­ки” на док­ла­де про обы­ден­ность, через па­ру дней, я прие­хал к не­му в гос­ти. В квар­ти­ре ви­се­ла ин­те­рес­ная кар­ти­на, не­мно­го в ду­хе экс­прес­сио­низ­ма: изо­бра­же­ны об­на­жен­ные мужчина и жен­щи­на, по ком­по­зи­ции как Адам и Ева в раю, и мужчина этот, очень мус­ку­ли­стый, дер­жит в на­пря­жен­ной пра­вой ру­ке боль­шой гаечный ключ. Я был шо­ки­ро­ван та­кой ин­тер­пре­та­ци­ей. Я пом­ню эту кар­ти­ну до сих пор.

Он был ок­ру­жен очень жес­то­кой жиз­нью, очень жес­то­ким мыш­ле­ни­ем, причем та дей­ст­ви­тель­ность свою же­ст­кость у­мно­жа­ла на не­кую все­об­щую ил­лю­зор­ность и на бо­лез­нен­ность, не­здо­ро­вость. Мне рас­ска­зы­ва­ли, на­при­мер, та­кой случай: как-то раз Иль­ен­ков с ком­па­ни­ей гу­ля­ли всю ночь, а под ут­ро за­ва­ли­лись к ко­му-то из фи­ло­со­фов до­мой; и Иль­ен­ков нес в ру­ках ог­ром­ную, почти в метр, пла­ст­мас­со­вую бу­к­ву “Я”. Что это та­кое? – спра­ши­ва­ет его друг-фи­ло­соф. Иль­ен­ков от­вечает: Это “транс­цен­ден­таль­ное Я”, ка­ко­вое я снял с вит­ри­ны ма­га­зи­на “Мя­со”.

Мой зна­ко­мый рас­ска­зал мне эту ис­то­рию с ве­се­лым эн­ту­зи­аз­мом, но я почув­ст­во­вал, что ве­се­лье – ве­сель­ем, но есть в этом что-то кар­ди­наль­но не­здо­ро­вое. Это бы­ло мрачней­шее вре­мя. Ге­ни­са­рет­ский спра­вед­ли­во за­ме­тил: “Хо­тим мы или не хо­тим, но ме­то­до­ло­гия не­сла на се­бе все вре­мя ро­до­вую трав­му мар­ксо­ид­но­го про­ис­хо­ж­де­ния”. В Со­вет­ском Сою­зе спо­ри­ли два ви­да мыш­ле­ния: с ма­те­риа­ли­стичес­ким ес­те­ст­вен­но­научным под­хо­дом на­чи­на­ло спо­рить со­вет­ское нео­ге­гель­ян­ст­во, ко­то­рое очень ра­до­ва­лось, ко­гда, про­тас­ки­вая сло­во “диа­лек­тичес­кий”, оно счита­ло се­бя оп­по­нен­том и по­бе­ди­те­лем “ма­те­риа­лиз­ма”. И оно тя­ну­ло бу­к­ву с люминесцентной вит­ри­ны ма­га­зи­на “Мя­со” – и очень ра­до­ва­лось. Бр-р-р... Но не сле­ду­ет за­бы­вать, что те лю­ди, ко­то­рые про­тя­ну­ли на се­бе это жут­кое вре­мя – по­ис­ти­не ги­ган­ты и, по­про­сту го­во­ря, куль­тур­но-ис­то­ричес­кие мучени­ки. Нам се­го­дня мно­го боль­ше да­но, но есть ли у нас их ве­ли­кие си­лы?

Так что бы­ло не до “жен­ских качеств”. Мяг­кость, муд­рость, лю­бовь, жизнь – все сло­ва жен­ско­го ро­да ухо­ди­ли глу­бо­ко под зем­лю, в са­мые за­пря­тан­ные глу­би ду­ши. “До лучших дней, до бу­ду­щей за­ри ухо­дит свет под­зем­ною тро­пою”. На­до бы­ло дер­жать мар­ку, на внеш­нем пла­не. Пом­ню та­кой случай. Де­ло бы­ло на от­кры­том се­ми­на­ре в Губ­кин­ском ин­сти­ту­те. Ге­ор­гий Пет­ро­вич де­лал док­лад, а по­том, во вре­мя дис­кус­сии, один мо­ло­дой чело­век стал с ним о чем-то спо­рить, пря­мо бо­дать­ся. На­при­мер, он по­пы­тал­ся пой­мать Ге­ор­гия Пет­ро­вича яко­бы в ди­лем­му “ос­нов­но­го во­про­са фи­ло­со­фии”.

– “По­зволь­те!” – вос­кли­цал он. – “То­гда от­веть­те, что для вас пер­вично?” Щед­ро­виц­кий ус­та­ло на не­го по­смот­рел: “Вас ин­те­ре­су­ет, ко­гда я ро­дил­ся? Я мо­гу на­звать ме­сто и при­бли­зи­тель­ное вре­мя”. И то­му по­доб­ное. По­сле док­ла­да мы вме­сте вы­хо­ди­ли из ау­ди­то­рии. Я начал ка­кой-то во­прос: “Ге­ор­гий Пет­ро­вич, а вот...” Он ме­ня пре­рвал сло­ва­ми: “То­ля, пой­дем­те схо­дим в туа­лет”. Ну, ра­зу­ме­ет­ся, по­шли. Вид у не­го был до­воль­но из­мучен­ный, ему бы­ло труд­но. Я ему ска­зал: “Ге­ор­гий Пет­ро­вич, чего вы так реа­ги­ро­ва­ли, ну ка­кой-то там юно­ша, ну по­шу­мел”. А мы сто­им у со­от­вет­ст­вую­щих сна­ря­дов, и тут он от­влек­ся от ес­те­ст­вен­но­го про­цес­са, по­вер­нул­ся ко мне, гля­нул ус­та­лы­ми, изу­ми­тель­ны­ми и очень про­сты­ми гла­за­ми (та­кие гла­за бы­ли у мое­го де­да – ста­ро­го и муд­ро­го мес­течко­во­го иу­дея, ко­то­рый не кончал ни­ка­ких “ака­де­ми­ев”) и очень вы­ра­зи­тель­но про­из­нес: “По­ни­мае­те, То­ля, на­до же все вре­мя дер­жать мар­ку!”

Я все вре­мя чув­ст­во­вал, что в нем это бы­ло, жи­ло. Но он не хо­тел про­пус­кать это в реф­лек­сию и, сле­до­ва­тель­но, в свои сло­ва и ин­тер­пре­та­ции. И по­то­му се­го­дня мне пред­став­ля­ют­ся не столь важ­ны­ми идеи и тек­сты ГП “са­ми по се­бе”. К при­ме­ру, я за­сел за от­дель­ные ста­тьи из тол­сто­го то­ма из­бран­ных тру­дов, вспом­нил, с ка­ким уг­луб­ле­ни­ем я вчиты­вал­ся 15 лет на­зад в ка­ж­дую фра­зу этих ста­тей в биб­лио­те­ке... И что се­го­дня? – почти ничего. Бу­дут ли лю­ди вчиты­вать­ся в эти тек­сты, вы­мы­вать из них скры­тые кру­пи­цы глу­бо­ких смы­слов? Со­мни­тель­но. (При этом я считаю чрез­вычай­но важ­ной и цен­ной всю из­да­тель­скую ра­бо­ту, ко­то­рая ве­дет­ся в свя­зи с его кни­га­ми, стать­я­ми, ар­хи­вом). Учитель ри­со­вал на дос­ке боль­шой пря­мо­уголь­ник, по­том чер­тил в нем па­ру чело­вечков и про­во­дил па­ру стре­лок; сейчас эти схе­мы опуб­ли­ко­ва­ны ти­по­граф­ским спо­со­бом. С со­от­вет­ст­вую­щи­ми тео­ре­тичес­ки­ми кон­тек­ста­ми и па­ра­гра­фа­ми. Смо­жет ли кто-то вос­соз­дать хоть ты­сячную часть то­го Смыс­ла, ко­то­рый воз­ни­кал в ком­на­те, ко­гда ри­со­ва­лась Схе­ма? Ну ко­нечно же, нет. Итак, ос­та­ет­ся ли чело­век (не его мыс­ли, ска­жем, а сам чело­век) в сво­их де­лах, в пре­сло­ву­тых про­дук­тах и ре­зуль­та­тах сво­ей дея­тель­но­сти? Урок Щед­ро­виц­ко­го с очевид­но­стью по­ка­зы­ва­ет, что нет, не ос­та­ет­ся.

Ино­гда он го­рячо пы­тал­ся свои­ми тео­рия­ми и сло­ва­ми до­ка­зать про­ти­во­по­лож­ное. Но он сам – не тем, по­вто­ряю, что он де­лал и го­во­рил, но тем, чем он был (или есть – ?) убе­ди­тель­но мне по­ка­зал об­рат­ное. Я вспо­ми­наю его по­хо­ро­ны в Дон­ском мо­на­сты­ре. Раз­ные ува­жае­мые лю­ди го­во­ри­ли раз­ные сло­ва. Ска­зал ли кто-нибудь хоть нечто на­стоя­щее о нем, хоть отчас­ти от­вечаю­щее ре­аль­ной си­туа­ции, ко­то­рая вдруг не­об­ра­ти­мо воз­ник­ла по­сле его ухо­да? Нет. Но я ви­дел, как пла­кал Ге­ни­са­рет­ский. Я то­гда почув­ст­во­вал, что ли­бо мы еще не уме­ем го­во­рить нуж­ные сло­ва, ли­бо это во­об­ще не да­но чело­ве­ку.

По­слу­шай­те, мно­го ли мы мо­жем ска­зать о нем? Им­ма­нет­но-ме­то­до­ло­гичес­кие ин­тер­пре­та­ции его, как чело­ве­ка, ка­жут­ся мне об­речен­ны­ми на ра­ди­каль­ную од­но­сто­рон­ность и ущерб­ность. В оформ­лен­ной, “внеш­ней” ме­то­до­ло­гии про­сто нет и близ­ко ни­ка­ких средств для это­го. В сво­ей су­ти он был по­ляр­ной про­ти­во­по­лож­но­стью сво­ему де­ти­щу. И очень мно­гие тя­ну­лись к не­му (или к это­му в нем), а не к ме­то­до­ло­гии. Но мож­но ли по­нять то, что не бы­ло вы­ра­же­но? – ес­ли то, что есть, не сов­па­да­ет с тем, что го­во­рит­ся, пусть да­же го­во­рит­ся им са­мим. Что вы­ше по­зна­ния? (Или, дру­ги­ми сло­ва­ми, с чего начина­ет­ся дей­ст­ви­тель­ное по­зна­ние?)

При­ве­ду один уди­ви­тель­ный случай. Не так дав­но я го­во­рил с од­ним из тех, кто с кон­ца 60-х был в чис­ле его бли­жай­ших учени­ков. Чудес­ный, тон­кий чело­век. И вот, ме­ж­ду прочим, он пред­ло­жил мне на­пи­сать со­пос­та­ви­тель­ное рас­смот­ре­ние “Ру­дольф Штей­нер – Ге­ор­гий Щед­ро­виц­кий”. Я го­во­рю: “По­ни­ма­ешь, что ме­ня бы дей­ст­ви­тель­но ин­те­ре­со­ва­ло (ра­зу­ме­ет­ся, не как по­тен­ци­аль­но­го ав­то­ра), так это его точно, жиз­нен­но и ху­до­же­ст­вен­но на­пи­сан­ная био­гра­фия. Мне ка­жет­ся, что нуж­но имен­но это, а не очеред­ная кон­цеп­туа­ли­за­ция, пусть и со­пос­та­ви­тель­ная”. Он молчит. Я ему го­во­рю: “Ну ты же столь­ко мно­го зна­ешь о нем. На­пи­ши – про­сто жи­тей­ские вос­по­ми­на­ния”. От­вет: “По­ни­ма­ешь, не бу­ду и не мо­гу. Де­ло в том, что вос­по­ми­на­ния, как жанр, пи­шут о лю­дях...” – Я: “И что?!” – “Да нет, ничего. Но ведь су­ще­ст­во с Мар­са мо­жет впол­не при­ки­нуть­ся тво­ей те­туш­кой или школь­ным то­ва­ри­щем. Но как-то слож­но в этом случае пи­сать вос­по­ми­на­ния”.

Ну, пусть это чудо­вищ­ная абер­ра­ция. Но здесь я яв­но по­нял: нет по­зна­ния и по­ни­ма­ния чело­ве­ка, ес­ли нет люб­ви к не­му. И се­го­дня речь мо­жет ид­ти о дей­ст­ви­тель­но чело­вечес­кой, гу­ма­ни­тар­ной ре-ин­те­пре­та­ции его об­раза и его го­ло­са. Ко­нечно, в короткой статье не­воз­мож­но это “ло­гичес­ки” или, не дай Бог, тек­сто­ло­гичес­ки “обос­но­вать”. Как он мне как-то ска­зал: “Чего?! Обос­но­вать?! Ес­ли вам, То­ля, нуж­ны обос­но­ва­ния, то ва­ли­те в ва­шу Ака­де­мию, на все эти Ученые Со­ве­ты, там как раз все обос­но­вы­ва­ют”.

Мо­жет быть, по­сте­пен­но начнут сме­нять­ся кон­тек­сты: не На­торп и Ко­ген, а Ниц­ше и Кир­ке­гор; не Вит­ген­штейн-1, а Вит­ген­штейн-2; не Ла­ка­тос, а Га­да­мер; не Гус­серль “Ло­гичес­ких ис­сле­до­ва­ний”, а Гус­серль “Кри­зи­са” и “жиз­нен­но­го ми­ра”. (Мы име­ем здесь в ви­ду ши­ро­кое сме­ще­ние в фи­ло­со­фии, на­блю­дае­мое с начала ХХ в.: от фи­ло­соф­ской ло­ги­ки и гно­сео­ло­гии, а так­же ло­гичес­кой ме­то­до­ло­гии, – к ме­нее ра­цио­на­ли­зи­руе­мым и ме­нее “ло­ги­зи­руе­мым” на­прав­ле­ни­ям фи­ло­со­фии жиз­ни, фе­но­ме­но­ло­гии и гер­ме­нев­ти­ки. При этом по­нят­но, что кон­текст за­да­ет­ся не пло­ской оп­по­зи­ци­ей “ра­цио­наль­ное-ир­ра­цио­наль­ное”, но, ско­рее, иде­ей раз­ных форм ра­цио­наль­но­сти, мно­же­ст­вен­ность и не­клас­сичность ко­то­рых осо­бен­но про­яви­лась во вто­рой по­ло­ви­не ХХ века).

Ра­зу­ме­ет­ся, я не ска­жу: вот, есть та­кая гран­ди­оз­ная ра­бо­та, да­вай­те про­ри­су­ем це­ли, да­вай­те ее спро­грам­ми­ру­ем и со­вер­шим! Но я бы ска­зал, что мож­но по­нять сле­дую­щее: уже начал­ся и идет ка­кой-то круп­ный и ти­хий про­цесс, где по­доб­ное про­сто бу­дет про­ис­хо­дить. Он ведь дав­но начал­ся в чьих-то ду­шах: так – у Рап­па­пор­та, иначе – у Ге­ни­са­рет­ско­го, еще как-то – на­вер­ное, у мно­гих дру­гих. Мо­жет быть, но это уже во вто­рую или в 42-ю очередь, то­гда и тот ре­аль­ный мно­же­ст­вен­ный ме­та­мор­фоз, ко­то­рый во мно­гих из нас (и в куль­ту­ре, на­вер­ное) со­вер­ша­ла и со­вер­ша­ет ме­то­до­ло­гия, смо­жет быть по­нят. Ос­таль­ное, в дан­ном во­про­се, – субъ­ек­тив­но скучно, а объ­ек­тив­но – бес­пер­спек­тив­но. Ведь глав­ный при­знак жи­во­го есть ме­та­мор­фоз.

Ге­ор­гий Пет­ро­вич был почти пре­дель­ным вы­ра­зи­те­лем гор­до­го, сво­бод­но­го и бла­го­род­ней­ше­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма. Ин­ди­ви­дуа­лизм та­ко­го мас­шта­ба – лучший га­рант жиз­нен­но­сти де­ла, пре­гра­да на пу­ти вся­кой од­но­значной фик­са­ции фор­мы. В ис­то­рии есть не­ма­ло пре­крас­ных при­ме­ров то­му – от Со­кра­та до Криш­на­мур­ти.

 Как-то раз я дол­жен был де­лать док­лад на “внут­рен­нем се­ми­на­ре”. За па­ру дней до то­го мне по­зво­нил Щед­ро­виц­кий и ска­зал: “То­ля, я дол­жен срочно отъ­е­хать, так что ме­ня на се­ми­на­ре не бу­дет. За­се­да­ние про­ве­дет ли­бо Петр, ли­бо Гро­мы­ко. Я, ра­зу­ме­ет­ся, по­том бу­ду вни­ма­тель­но слу­шать плен­ку”. Ну, насчет про­слу­ши­ва­ния плен­ки я не стро­ил ил­лю­зий, но док­лад, ко­нечно, сде­лал. Од­на­ко, при­зна­юсь пря­мо, и са­ма ат­мо­сфе­ра док­ла­да, и его об­су­ж­де­ние мне бы­ли как-то не осо­бо ин­те­рес­ны. По­том ме­ня ГП спра­ши­ва­ет: “Ну, как про­шло ва­ше со­об­ще­ние?” Я от­вечаю: “Да, при­знать­ся, ни­как. Я чув­ст­во­вал, что ни­как не мо­гу уло­вить смысл – а зачем все это?” Учитель го­во­рит: “Хм... Та­кое ва­ше на­строе­ние бы­ло пря­мо свя­за­но с мо­им от­сут­ст­ви­ем?” – “Ко­нечно.” – “А вы по­про­буй­те это объ­ек­ти­ви­ро­вать, в мыс­ле­дея­тель­но­ст­ном пла­не. Чего вам по су­ти не­дос­та­ва­ло?” – “По­ни­мае­те, – от­вечаю я ему, – в ком­на­те не бы­ло ни­ка­кой внут­рен­ней орг­струк­ту­ры; а так­же – ни­ка­кой смы­сло­вой струк­ту­ры. При­мер­но так. Не знаю, прав­да, на­сколь­ко вас уст­раи­ва­ет та­кая объ­ек­ти­ва­ция.” – “Впол­не уст­раи­ва­ет. Я де­лаю вы­вод, что вы, как док­ладчик, не смог­ли про­из­ве­сти те­ма­тичес­кий смысл, а Петр, как ве­ду­щий, не смог си­туа­цию ор­га­ни­зо­вать”. Я в от­вет: “Ге­ор­гий Пет­ро­вич, я не­сколь­ко не о том. Во-пер­вых, те­ма­тичес­кие смыс­лы я мо­гу ус­пеш­но про­из­во­дить у се­бя до­ма или в Биб­лио­те­ке имени Ле­ни­на. Во-вто­рых, Петр тут то­же не при чем; он все хо­ро­шо вел, за­да­вал со­дер­жа­тель­ные во­про­сы и так да­лее.” – “По­слу­шай­те, а чего вам то­гда на­до? Вы по­ро­ж­дае­те смыс­лы, Петр ор­га­ни­зо­вы­ва­ет ком­му­ни­ка­цию. Чего вам на­до? Толь­ко, по­жа­луй­ста, не го­во­ри­те, что вы до­мо­гае­тесь мо­ей люб­ви”.

(A propos. Все это бы­ло при­мер­но в по­ру мо­их док­ла­дов о Вит­ген­штей­не. На од­ном из них Ге­ор­гий Пет­ро­вич про­из­нес за­пом­нив­шую­ся мне фра­зу: “То­ля, а ведь я вас по­сле­до­ва­тель­но не­на­ви­жу. И по­это­му бу­ду по­сле­до­ва­тель­но уничто­жать. Но вы не сму­щай­тесь, я ведь мо­гу лю­бить толь­ко тех, ко­го не­на­ви­жу”. Я ему го­во­рю: “Ну ко­нечно, я все это пре­крас­но знаю.”)

Но вер­нусь к раз­го­во­ру. Я от­вечаю: “Ге­ор­гий Пет­ро­вич, как пи­са­ла Ахмадулина, – ни сло­ва о люб­ви! Да­вай­те ос­та­нем­ся в плос­ко­сти смы­слов и значений.” – “Вот-вот, да­вай­те ос­та­нем­ся.” – “По­ни­мае­те, Ге­ор­гий Пет­ро­вич, мне на­до, по скла­ду на­ту­ры ве­ро­ят­но, что­бы рас­хри­стан­ная ком­му­ни­ка­ция, в ко­то­рой все на­хо­дит­ся в дви­же­нии, в по­ис­ке и в дис­кус­сии, в ко­то­рой все смыс­лы и значения на хо­ду стро­ят­ся, раз­мы­ва­ют­ся, плы­вут, – что­бы та­кая ком­му­ни­ка­ция все же име­ла не­кую ин­стан­цию, мо­гу­щую эти смыс­лы по­рой кри­стал­ли­зо­вать, от­фик­си­ро­вать. И то, что я толь­ко вас лично ви­жу в качес­т­ве та­кой ин­стан­ции, это со­вер­шен­но не по­вод кри­ти­ко­вать Пет­ра как ве­ду­ще­го.” Он го­во­рит: “Чего­-чего? Это что, из об­лас­ти ‘на чем серд­це ус­по­ко­ит­ся’ ? ” – “Ну да, ко­нечно. Но – ведь так лю­ди жи­вут. А кро­ме то­го – мы же ва­ши учени­ки.” Тут гла­за его за­свер­ка­ли. “По­слу­шай­те, То­ля, я при­мер­но знаю, как лю­ди жи­вут, но, об­ра­ти­те вни­ма­ние, ме­ня это ма­ло ин­те­ре­су­ет. Это вас ин­те­ре­су­ет, с ва­шим жиз­не­дея­тель­но­ст­ным под­хо­дом. Мо­жет быть, еще ко­го-то, ну на­при­мер...” Я его пе­ре­бил: “Ну да­вай­те без имен, Ге­ор­гий Пет­ро­вич.” – “Вот-вот! Сейчас вы мне начне­те го­во­рить ка­кую-то ин­тел­ли­гент­скую ахи­нею, вро­де то­го, что здесь за­тра­ги­ва­ет­ся честь жен­щи­ны или что-то, в лю­бом случае, в этом же ду­хе. Но ме­ня, То­ля, все это ма­ло ин­те­ре­су­ет! А вы вот лучше от­веть­те на во­прос: а для ме­ня, для ГП, кто вы­сту­па­ет в ро­ли этой ва­шей ‘смыс­лок­ри­стал­ли­зую­щей ин­стан­ции’? Кто?” – “Ну по­нят­но, – го­во­рю я. – Ни­кто. Вы са­ми.” – “Ага, кое-­что по­ня­ли? И в этой свя­зи за­ду­май­тесь, что это то­гда оз­начает: быть мо­им учени­ком?”

Я ду­маю, он сам все ска­зал. И ес­ли еще не­мно­го до­ду­мать са­му суть то­го им­пуль­са, ко­то­рый он нес (не “бу­к­ву учения”, не фор­му ис­то­ричес­кой тра­ди­ции, в ко­то­рую этот им­пульс об­ле­кал­ся), то мож­но ощу­тить, с ка­кой ло­гичес­кой и эк­зи­стен­ци­аль­ной не­из­беж­но­стью, все сно­ва и сно­ва, в его судь­бе воз­ни­кал эле­мент по­ис­ти­не вы­со­ко­го тра­гиз­ма.

Про­цесс ин­ди­ви­дуа­ции, ска­зал бы Юнг, начина­ет­ся в кол­лек­ти­ве и в не­ко­то­рой па­ра­диг­ме, но по­том на­сту­па­ет по­ра, ко­гда он мо­жет про­дол­жать­ся толь­ко при ус­ло­вии вы­хо­да из кол­лек­ти­ва и па­ра­диг­мы. Ос­та­ют­ся сво­бод­ные чело­ве­ки, и эта сво­бо­да ока­зы­ва­ет­ся все­гда вы­со­кой и ино­гда жес­то­кой. На­при­мер. Сре­ди глав­ных пра­вил сред­не­ве­ко­вых ро­зен­крей­це­ров бы­ло два сле­дую­щих: во-пер­вых, ро­зен­крей­цер но­сит оде­ж­ду то­го го­ро­да, в ко­то­ром жи­вет; во-вто­рых, он дол­жен хра­нить тай­ну сто лет. Воз­ни­ка­ет серь­ез­ный во­прос – а как они мог­ли то­гда уз­на­вать друг дру­га ? Один све­ду­щий чело­век, в от­вет на этот во­прос, ска­зал: “Толь­ко по взгля­ду. На­при­мер, едет князь-ро­зен­крей­цер вер­хом по пло­ща­ди и за­мечает в тол­пе: вон, у то­го тор­гов­ца осо­бый взгляд. И все. Едет даль­ше.”

Ка­жет­ся, что это – пре­дел. Я уве­рен, что Щед­ро­виц­кий все это ве­дал очень хо­ро­шо. Один раз он мне ска­зал: “Все эти ге­нии нау­ки клас­сичес­ко­го ти­па – что Гус­серль, что Гру­шин – они все оди­ночки. Для ме­ня же прин­ци­пи­аль­ным яв­ля­ет­ся во­прос кол­лек­тив­ной мыс­ле­дея­тель­но­сти и ком­му­ни­ка­ции. И я во мно­гом это реа­ли­зо­вал. Я спо­ко­ен. Я знаю – есть Ге­ни­са­рет­ский, есть Ле­февр, есть Ро­зин, Са­зо­нов и Тю­ков, – и я, по­вто­ряю, спо­ко­ен”. Я его спра­ши­ваю, на по­до­баю­щем слен­ге: “И это ва­ша пре­дель­ная рам­ка?” Он хит­ро улыб­нул­ся и за­бурчал: “Пре­дель­ная..., пре­дель­ная... Для ме­ня, То­ля, нет ничего пре­дель­ней личной сво­бо­ды.”

Вро­де, мож­но ста­вить точку. И то­гда это был бы ко­нец, чем-то по­хо­жий на ту­пик. Но ведь тот же Юнг, “апо­стол и идео­лог ин­ди­ви­дуа­ции”, под­во­дя итог сво­ей жиз­ни, на­пи­сал: “Мне ка­жет­ся, что conditionalis (со­сла­га­тель­ное на­кло­не­ние) Пав­ла ‘ес­ли бы не бы­ло Люб­ви’ со­дер­жит все по­зна­ние... ‘Лю­бовь не ис­сяк­нет ни­ко­гда’, да­же ес­ли чело­век ‘гла­го­лет язы­ком ан­ге­лов’ или с научной тща­тель­но­стью про­сле­жи­ва­ет до са­мо­го по­след­не­го уров­ня жизнь клет­ки”. И я по­ла­гаю, что Ге­ор­гий Пет­ро­вич это то­же ве­дал.

Был ли Щед­ро­виц­кий ме­то­до­ло­гом? Я бы сейчас от­ве­тил так: “Это не­сколь­ко за­ви­сит и от нас. Дай Бог, что­бы мы его им не сде­ла­ли. По край­нем ме­ре, что­бы мы его не ос­тав­ля­ли толь­ко ме­то­до­ло­гом”.

На боль­ших ис­то­ричес­ких ин­тер­ва­лах ме­ня­лись и ме­ня­ют­ся ин­тер­пре­та­ции Со­кра­та и Пла­то­на, Криш­на­мур­ти и Штей­не­ра и т.д. – но са­мое важ­ное все же все­гда пре­бы­ва­ло в их чело­вечес­ких об­раз­ах, в них са­мих, в их жиз­нях. Сквер­ной и не­прав­ди­вой бы­ла бы си­туа­ция, ес­ли бы за­фик­си­ро­ва­лось, что Пла­тон был “фи­ло­со­фом объ­ек­тив­но­го идеа­лиз­ма”. Прокл ска­зал о Пло­ти­не: “Пло­тин, фи­ло­соф...” – но ведь у не­го не по­вер­нул­ся бы язык на­звать его “не­оп­ла­то­ни­ком”. Штей­нер ни­ко­гда не на­зы­вал се­бя “ан­тро­по­со­фом”. О Со­кра­те и Криш­на­мур­ти да­же го­во­рить не при­хо­дит­ся.

Я вы­ше ска­зал: “гу­ма­ни­тар­ная ре-ин­те­пре­та­ция”. Мож­но до­ба­вить – и ре-аби­ли­та­ция. В чело­вечес­кой сфе­ре ведь сле­ду­ет го­во­рить не о “тех­нэ”, но о “дю­на­мис” (им­ма­нент­ная чело­вечес­кая си­ла, спо­соб­ность, “ability”). И ес­ли ка­кие-то лю­ди из нас (ус­ло­вие: из тех, кто знал его лично, кто не­по­сред­ст­вен­но об­щал­ся с ним) смо­гут по­слу­жить этой реа­би­ли­та­ции, то, мо­жет быть, он бу­дет не­мно­го рад это­му, а мы, со сво­ей сто­ро­ны, мо­жет быть, да­дим по­вод к то­му, что­бы он про­стил нас. А за что – это ка­ж­дый впол­не мо­жет ска­зать се­бе сам. 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44