eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Проблема человека в наследии Г.П. Щедровицкого

В.Л. Данилова

Проблема человека в наследии Г.П. Щедровицкого

(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)

Назвав свой доклад таким образом, я отнюдь не собираюсь рассказывать, как хорошо методология решила проблему человека, до этого много веков стоящую. Меня здесь интересует прямо противопо­ложный поворот темы. Интересно, обратившись к истории семинара, игр и работам Георгия Петрови­ча, посмотреть, каким образом, во всём этом массиве исторически случившегося в методологии, возникает проблема человека, как она выглядит по отношению к этому состоявшемуся телу методологии.

Прежде всего, бросается в глаза то, что мысли­тельные формы обсуждения человека и человеческо­го, которые начали складываться где-то в период разработки теории деятельности, в 60-егоды, отли­чаются от той практики жизни, того образа жизни, который сложился, поддерживался семинаром и от тех требований, которые участники семинара, а позднее — игр, предъявляли к самим себе. Я имею в виду, в частности, что основным среди тех положе­ний, через которые человек онтологически мыслится в методологических работах, является положение о том, что человек служит материалом деятельно­сти. Налицо отказ от попыток мыслить человека как субъекта деятельности, в то время как на семинаре и на играх, но уже в более отрефлексированной и тех­ничной форме, наоборот, основным требованием к участнику было требование самоопределения (а материал не может самоопределяться просто по кате­гории материала) и требование субъективации. Та­кого рода противоречий можно набрать довольно-таки много. Мне кажется, что другой проекцией тех противоречий, которые я сейчас описываю, является обсуждаемое Б.В. Сазоновым на сайте, в его публи­кации «Методология и этика», противоречие между теорией деятельности и деятельностным подходом. Я указываю на это просто для того, чтобы пояснить, что я здесь имею в виду.

Меня эти противоречия сначала очень заинтри­говали. Настолько, что я сделала доклад на семинаре. Однако за время, прошедшее с этого доклада, я поняла, что, в общем-то, интриги здесь никакой нет. По­скольку то, что мы мыслим о человеке, мы мыслим в онтологии теории деятельности, то есть в онтологии воспроизводства деятельности, а то, что мы сами осуществляли, будучи членами семинара или участ­вуя в игре, предпринималось и осуществлялось в рамке развития. То есть, интрига в той мере, в какой она есть - это соотношение между процессом вос­производства и процессами развития, как они были представлены в мышлении и в теле семинара.

Проблема человека как она может быть поставле­на на основании наработок ММК — это, насколько я понимаю, проблема человека развивающегося. Помыс­лить человека в рамках процесса воспроизводства — достаточно просто, это многократно проделывалось, и в семинарах ММК, и вне их можно найти достаточно много работ. Но если мы пытаемся помыслить человека как человека развития (в одной из статей восьмидесято­го года Пётр Щедровицкий предложил выразительное имя для этого человека — «гарант развития», в отличие от человека, как источника новаций, который развития еще не гарантирует), то мы сталкиваемся с некоторыми сложностями и противоречиями.

Во-первых, противоречивость в отношении это­го человека к культуре. Мне кажется, эта противоре­чивость схватывается в проблеме Гамлета, как ее по­нимал Выготский — через систему нескольких зер­кал. С одной стороны, на семинаре поддерживалась идея свободы в деятельности, которая хорошо была обозначена на прошлом коллоквиуме, на примере то­го, что быть свободным в уравнениях Максвелла — это значит уметь их решать. То есть, свобода как не­которое подчинение себя нормам деятельности. Это было ценностью и одной из базовых характеристик методологического семинара, поскольку она рассмат­ривалась как служение деятельности. С другой сто­роны, это всё лежит в рамке воспроизводства. Разви­тие не отменяет этого служения, но требует выхода за пределы нормировки. Совершенно реальная проблема человека, ставшего на путь развития: необходимость нести на себе культуру — с одной стороны, и необходимость броска за её пределы — с другой. Который, опять-таки, не бросок в никуда, не просто инновация, а развитие, которое должно быть, в конечном счёте, соотнесено с тем, что развивается и что, опять-таки, вне человека и вне событий этого броска. Это проти­воречие много раз проявлялось в теле семинара. В качестве примера можно указать на факт ухода из се­минара практически всех сильных учеников. Раньше или позже, сильные ученики уходили, и сам Георгий Петрович высказывался об этом в том смысле, что методолог не может оставаться в семинаре.

Другое «зеркало» — это организация проблематизации в играх, где для ее, проблематизации, осуществления нужно было, чтобы рабочий процесс был субъективирован, чтобы он осуществлялся людьми и осуществлялся максимально культурно. Поэтому когда на играх этот культурный ресурс был, в общем-то, исчерпан и оказалось, что постав­ленные задачи культурно решать уже никто не мо­жет, то стала пропадать основа проблематизации. Итак, с одной стороны, указанные процессы должны были реализовываться максимально культурно, с другой стороны — они были всего лишь материалом для проблематизации, а проблематизация предпола­гает какой-то скачок за эти рамки. И я не могу утверждать, что семинар или игры дали окончательное решение этого парадокса.

Вторая точка, второй парадокс или проблема (точное выражение я тут не могу найти), которая ка­сается человека развивающегося, «гаранта разви­тия», — связана с идеей самоопределения. Вообще, довольно просто представить себе, помыслить и ор­ганизовать самоопределение относительно некоторой заданной структуры, будь это структура деятельно­сти или структура мышления. То есть, если мы на иг­рах описали устройство некоторой деятельности как состоящее из набора позиций, то дальше очень про­сто самому, или со своей группой, занять место в этом наборе позиций и как бы надеть на себя ту фор­му, которой эта позиция задаётся. Ход, практически, технологизированый. Но это ведь ещё не развитие, это — самоопределение в рамках воспроизводства. Если же мы начинаем говорить о самоопределении в рамках развития, то там сама приставка «само-» на­чинает приобретать другой смысл. Если самоопреде­ление в рамках воспроизводства — это определение себя относительно чего-то другого, то самоопределе­ние относительно процесса развития — это, скорее, самоопределение собой, когда человек одновременно и развивается сам и осуществляет процесс развития другого, создавая новую форму, как для себя, так и для другого.

Несколько раз в журнале «Кентавр», в обсуждениях, мелькала мысль о том, что нам нужна онто­логия человека. Но обратите внимание: если мы рас­сматриваем человека развивающегося и делаем такое онтологическое полагание, что он — человек само­определяющийся в этом развитии, то после этого он­тология человека становится уже невозможной. Если человек самоопределяется собой, задавая как своё будущее, так и будущее той объемлющей рамки, в которой он это делает, то дальше только он сам мо­жет ответить на вопрос о том, в чём его сущность. Полагание здесь любой онтологии означало бы ог­раничение возможностей развития, сведения разви­тия к какому-то варианту расширенного воспроиз­водства (простите за метафоричное использование терминов).

В какой-то мере можно обсуждать, на основе иг­рового и методологического опыта, как же удавалось семинару как группе, а также отдельным участникам семинара, реализовывать на себе эти сложности и про­тиворечия. То есть, как, несмотря на немыслимость развития и немыслимость себя как гаранта развития, людям это удавалось?..

Я обозначу несколько тем, которые, вроде бы, имеют отношение к ответу на этот вопрос.

Во-первых, тема рефлексии. Похоже, что осу­ществление развития происходит таким образом, что человек или группа, с одной стороны, делают бросок в то, чего ещё нет, но, с другой стороны, потом реф­лексируют это, как развитие нескольких разных сущ­ностей. Для меня здесь важно, что именно несколько разных. В истории семинара практически всегда эти события методологического мышления рефлексировались как развивающие много чего разного. Я бы могла сейчас показывать, что это является необходи­мым условием существования именно развития, но я не смогу делать это в данном формате, поскольку это требует более детального и, наверное, более идеоло­гического разговора.

Мне кажется очень важным представления о событии, событийности и необходимости рефлек­сии для того, чтобы управляться с событиями, ко­торые обсуждал О.И. Генисаретский на своём док­ладе на Чтениях 2002 года. Сейчас, обозначая тему рефлексии, мне бы хотелось сделать это вместе с указанием на тему события и с прямой отсылкой на этот доклад.

Вторая тема — это тема, обсуждавшаяся Г.П. Щедровицким на Игре-50 и так или иначе за­хватывавшаяся на нескольких предшествующих иг­рах. Тема исторической рамки. Похоже, что человек, осуществляя развитие, не может отнести себя к ка­кой-либо деятельностной рамке (не важно, в проект­ном, или в аналитическом залоге положена деятель­ность) и здесь оказывается необходима историческая рамка. Сюда, вроде бы, тяготеет обсуждение миссии, которое Георгий Петрович начал на играх примерно той же поры — на играх с тридцатыми-сороковыми номерами.

Ещё одна тема, которая сюда тяготеет, хотя явно отдельная, — это тема поступка. В частности, как это обсуждается в лекциях Г.П. Щедровицкого «На дос­ках», где он говорит о том, что и условие деятельностного подхода, и условие методологического мышления, и, вообще, условие существования человека как челове­ка — это возможность человека осуществить простое нравственно-определённое действие.

Наконец, вроде бы, именно сюда относится те­матика мыследеятельности и тема Другого, которая звучит сегодня с самого начала выступлений. Понят­но, что человек развивающийся существует через проблематизацию. Та форма, в которой мы сейчас схватываем проблематизацию — это форма мыследеятельности, то есть, соответственно, сосуществова­ния в коммуникации, сосуществования и столкнове­ния (это ведь более сложные отношения, чем просто столкновения) разнотипных действий, разноосновных мышлений и разноязыковых коммуникаций. То, что это является условием развития, понятно, но насколь­ко это является механизмом, обеспечивающим разви­тие, — по-видимому, предстоит обсуждать.

Ещё одна реплика. Не знаю, правда, относится ли она к тем темам, которые необходимо обсуждать, чтобы понять человека развивающегося. Я имею в виду, что «обустройство» развития, «схватывание» развития (не знаю, какое слово годится здесь) в семи­наре заключалось в том, что создавалось несколько зон развития, связанных между собой отношениями имитации. Сошлюсь здесь на обсуждения того, что ОДИ — это имитация будущего. Но и интеллектуаль­но-методологические игры, обсуждения на семинаре, в какой-то мере можно рассматривать, как имитацию оргдеятельностных игр. Получается некоторая пира­мида развивающихся сообществ. Я бы хотела сейчас эту тему только обозначить, возможно, для более де­тального обсуждения в будущем.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44