Проблема человека в наследии Г.П. Щедровицкого
Проблема человека в наследии Г.П. Щедровицкого
(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)
Назвав свой доклад таким образом, я отнюдь не собираюсь рассказывать, как хорошо методология решила проблему человека, до этого много веков стоящую. Меня здесь интересует прямо противоположный поворот темы. Интересно, обратившись к истории семинара, игр и работам Георгия Петровича, посмотреть, каким образом, во всём этом массиве исторически случившегося в методологии, возникает проблема человека, как она выглядит по отношению к этому состоявшемуся телу методологии.
Прежде всего, бросается в глаза то, что мыслительные формы обсуждения человека и человеческого, которые начали складываться где-то в период разработки теории деятельности, в 60-егоды, отличаются от той практики жизни, того образа жизни, который сложился, поддерживался семинаром и от тех требований, которые участники семинара, а позднее — игр, предъявляли к самим себе. Я имею в виду, в частности, что основным среди тех положений, через которые человек онтологически мыслится в методологических работах, является положение о том, что человек служит материалом деятельности. Налицо отказ от попыток мыслить человека как субъекта деятельности, в то время как на семинаре и на играх, но уже в более отрефлексированной и техничной форме, наоборот, основным требованием к участнику было требование самоопределения (а материал не может самоопределяться просто по категории материала) и требование субъективации. Такого рода противоречий можно набрать довольно-таки много. Мне кажется, что другой проекцией тех противоречий, которые я сейчас описываю, является обсуждаемое Б.В. Сазоновым на сайте, в его публикации «Методология и этика», противоречие между теорией деятельности и деятельностным подходом. Я указываю на это просто для того, чтобы пояснить, что я здесь имею в виду.
Меня эти противоречия сначала очень заинтриговали. Настолько, что я сделала доклад на семинаре. Однако за время, прошедшее с этого доклада, я поняла, что, в общем-то, интриги здесь никакой нет. Поскольку то, что мы мыслим о человеке, мы мыслим в онтологии теории деятельности, то есть в онтологии воспроизводства деятельности, а то, что мы сами осуществляли, будучи членами семинара или участвуя в игре, предпринималось и осуществлялось в рамке развития. То есть, интрига в той мере, в какой она есть - это соотношение между процессом воспроизводства и процессами развития, как они были представлены в мышлении и в теле семинара.
Проблема человека как она может быть поставлена на основании наработок ММК — это, насколько я понимаю, проблема человека развивающегося. Помыслить человека в рамках процесса воспроизводства — достаточно просто, это многократно проделывалось, и в семинарах ММК, и вне их можно найти достаточно много работ. Но если мы пытаемся помыслить человека как человека развития (в одной из статей восьмидесятого года Пётр Щедровицкий предложил выразительное имя для этого человека — «гарант развития», в отличие от человека, как источника новаций, который развития еще не гарантирует), то мы сталкиваемся с некоторыми сложностями и противоречиями.
Во-первых, противоречивость в отношении этого человека к культуре. Мне кажется, эта противоречивость схватывается в проблеме Гамлета, как ее понимал Выготский — через систему нескольких зеркал. С одной стороны, на семинаре поддерживалась идея свободы в деятельности, которая хорошо была обозначена на прошлом коллоквиуме, на примере того, что быть свободным в уравнениях Максвелла — это значит уметь их решать. То есть, свобода как некоторое подчинение себя нормам деятельности. Это было ценностью и одной из базовых характеристик методологического семинара, поскольку она рассматривалась как служение деятельности. С другой стороны, это всё лежит в рамке воспроизводства. Развитие не отменяет этого служения, но требует выхода за пределы нормировки. Совершенно реальная проблема человека, ставшего на путь развития: необходимость нести на себе культуру — с одной стороны, и необходимость броска за её пределы — с другой. Который, опять-таки, не бросок в никуда, не просто инновация, а развитие, которое должно быть, в конечном счёте, соотнесено с тем, что развивается и что, опять-таки, вне человека и вне событий этого броска. Это противоречие много раз проявлялось в теле семинара. В качестве примера можно указать на факт ухода из семинара практически всех сильных учеников. Раньше или позже, сильные ученики уходили, и сам Георгий Петрович высказывался об этом в том смысле, что методолог не может оставаться в семинаре.
Другое «зеркало» — это организация проблематизации в играх, где для ее, проблематизации, осуществления нужно было, чтобы рабочий процесс был субъективирован, чтобы он осуществлялся людьми и осуществлялся максимально культурно. Поэтому когда на играх этот культурный ресурс был, в общем-то, исчерпан и оказалось, что поставленные задачи культурно решать уже никто не может, то стала пропадать основа проблематизации. Итак, с одной стороны, указанные процессы должны были реализовываться максимально культурно, с другой стороны — они были всего лишь материалом для проблематизации, а проблематизация предполагает какой-то скачок за эти рамки. И я не могу утверждать, что семинар или игры дали окончательное решение этого парадокса.
Вторая точка, второй парадокс или проблема (точное выражение я тут не могу найти), которая касается человека развивающегося, «гаранта развития», — связана с идеей самоопределения. Вообще, довольно просто представить себе, помыслить и организовать самоопределение относительно некоторой заданной структуры, будь это структура деятельности или структура мышления. То есть, если мы на играх описали устройство некоторой деятельности как состоящее из набора позиций, то дальше очень просто самому, или со своей группой, занять место в этом наборе позиций и как бы надеть на себя ту форму, которой эта позиция задаётся. Ход, практически, технологизированый. Но это ведь ещё не развитие, это — самоопределение в рамках воспроизводства. Если же мы начинаем говорить о самоопределении в рамках развития, то там сама приставка «само-» начинает приобретать другой смысл. Если самоопределение в рамках воспроизводства — это определение себя относительно чего-то другого, то самоопределение относительно процесса развития — это, скорее, самоопределение собой, когда человек одновременно и развивается сам и осуществляет процесс развития другого, создавая новую форму, как для себя, так и для другого.
Несколько раз в журнале «Кентавр», в обсуждениях, мелькала мысль о том, что нам нужна онтология человека. Но обратите внимание: если мы рассматриваем человека развивающегося и делаем такое онтологическое полагание, что он — человек самоопределяющийся в этом развитии, то после этого онтология человека становится уже невозможной. Если человек самоопределяется собой, задавая как своё будущее, так и будущее той объемлющей рамки, в которой он это делает, то дальше только он сам может ответить на вопрос о том, в чём его сущность. Полагание здесь любой онтологии означало бы ограничение возможностей развития, сведения развития к какому-то варианту расширенного воспроизводства (простите за метафоричное использование терминов).
В какой-то мере можно обсуждать, на основе игрового и методологического опыта, как же удавалось семинару как группе, а также отдельным участникам семинара, реализовывать на себе эти сложности и противоречия. То есть, как, несмотря на немыслимость развития и немыслимость себя как гаранта развития, людям это удавалось?..
Я обозначу несколько тем, которые, вроде бы, имеют отношение к ответу на этот вопрос.
Во-первых, тема рефлексии. Похоже, что осуществление развития происходит таким образом, что человек или группа, с одной стороны, делают бросок в то, чего ещё нет, но, с другой стороны, потом рефлексируют это, как развитие нескольких разных сущностей. Для меня здесь важно, что именно несколько разных. В истории семинара практически всегда эти события методологического мышления рефлексировались как развивающие много чего разного. Я бы могла сейчас показывать, что это является необходимым условием существования именно развития, но я не смогу делать это в данном формате, поскольку это требует более детального и, наверное, более идеологического разговора.
Мне кажется очень важным представления о событии, событийности и необходимости рефлексии для того, чтобы управляться с событиями, которые обсуждал О.И. Генисаретский на своём докладе на Чтениях 2002 года. Сейчас, обозначая тему рефлексии, мне бы хотелось сделать это вместе с указанием на тему события и с прямой отсылкой на этот доклад.
Вторая тема — это тема, обсуждавшаяся Г.П. Щедровицким на Игре-50 и так или иначе захватывавшаяся на нескольких предшествующих играх. Тема исторической рамки. Похоже, что человек, осуществляя развитие, не может отнести себя к какой-либо деятельностной рамке (не важно, в проектном, или в аналитическом залоге положена деятельность) и здесь оказывается необходима историческая рамка. Сюда, вроде бы, тяготеет обсуждение миссии, которое Георгий Петрович начал на играх примерно той же поры — на играх с тридцатыми-сороковыми номерами.
Ещё одна тема, которая сюда тяготеет, хотя явно отдельная, — это тема поступка. В частности, как это обсуждается в лекциях Г.П. Щедровицкого «На досках», где он говорит о том, что и условие деятельностного подхода, и условие методологического мышления, и, вообще, условие существования человека как человека — это возможность человека осуществить простое нравственно-определённое действие.
Наконец, вроде бы, именно сюда относится тематика мыследеятельности и тема Другого, которая звучит сегодня с самого начала выступлений. Понятно, что человек развивающийся существует через проблематизацию. Та форма, в которой мы сейчас схватываем проблематизацию — это форма мыследеятельности, то есть, соответственно, сосуществования в коммуникации, сосуществования и столкновения (это ведь более сложные отношения, чем просто столкновения) разнотипных действий, разноосновных мышлений и разноязыковых коммуникаций. То, что это является условием развития, понятно, но насколько это является механизмом, обеспечивающим развитие, — по-видимому, предстоит обсуждать.
Ещё одна реплика. Не знаю, правда, относится ли она к тем темам, которые необходимо обсуждать, чтобы понять человека развивающегося. Я имею в виду, что «обустройство» развития, «схватывание» развития (не знаю, какое слово годится здесь) в семинаре заключалось в том, что создавалось несколько зон развития, связанных между собой отношениями имитации. Сошлюсь здесь на обсуждения того, что ОДИ — это имитация будущего. Но и интеллектуально-методологические игры, обсуждения на семинаре, в какой-то мере можно рассматривать, как имитацию оргдеятельностных игр. Получается некоторая пирамида развивающихся сообществ. Я бы хотела сейчас эту тему только обозначить, возможно, для более детального обсуждения в будущем.