«Возможность мысли»
« И сегодня главный процесс для страны – формирование слоя высококлассных оргуправленцев, а также формирование соответствующих идей организации, руководства и управления»
Г. П. Щедровицкий
23 февраля этого года основателю методологии Г. П. Щедровицкому исполнилось бы 75 лет. Имя Георгия Петровича (или просто . Г.П., как привыкли называть Щедровицкого его ученики и последователи) известно в нашем городе достаточно многим не только по публикациям, но и тем, кто принимал участие в его мероприятиях и организационао-деятельностных играх, которые он проводил в Тольятти. В ОДИ принимали участие такие известные тольятгинцы А. Г. Зибарев, А. И. Ясинский, А. П. Волошин, А. И. Рыжков. Тольяттинская академия управления - проект учеников Г.П.
ОН СОЗДАЛ ДВИЖЕНИЕ
Из сухой библиографической справки следует: ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994) - российский методолог и философ, основатель и лидер Московского методологического кружка (ММК). Г. П. Щедровицкий впервые стал рассматривать методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положения деятельностного подхода, а затем, с конца 70-х, системо-мыследеятельностного (СМД) подхода.
Живое отношение к Учителю, к его Делу можно увидеть и почувствовать в День памяти Г. П. Щедровицкого, которому посвящаются ежегодные Чтения. Они проходят 23 февраля, в день рождения Георгия Петровича, в Москве, на них собираются его последователи и ученики. В этом году Чтения посвящены юбилейной дате 75-летию, а также 50-летию ММК, детищу Г.П. Тема десятых Чтений: "Наследие Г. П. Щедровицкого в философском, методологическом, культурном контекстах".
Тем, для кого это имя и непривычные слова - ММК, СМД, малознакомы, можно посоветовать обратиться к множеству публикаций. После прочтения есть возможность поближе почувствовать глубину и напряженность мысли Гения. Кроме того, из воспоминаний его коллег в опубликованных биографических очерках можно сложить впечатление об этом необыкновенном_человеке. Масштаб и значение сотворенного при жизни Г.П., его творческое наследие складывается не только из публикаций, но и из обширного архива (4000 папок), работа с которыми только начинается, внедренных проектов и программ в образовании, дизайне, градостроительстве, экономике и др.
О личности Г.П. сегодня опубликовано достаточно много, в том числе и приуроченного к настоящему юбилею. Но его образ особенно ярко предстает, когда ознакомишься с его автобиографическим текстом, изложенным в книге "Я всегда был идеалистом...". Этот текст позволяет увидеть время, в котором творил Г.П., как-то по-другому, его взглядом понимающего и осмысливающего происходящее из пространства "вечных вопросов". Это виденье формировалось им не в замкнутом пространстве, а в активной жизненной позиции, в столкновении с жесткой реальностью жизни.
За занятую им жизненную позицию идеалиста приходилось расплачиваться - исключение из партии, невозможность опубликовать работы, да и просто ограничение для возможности трудоустройства. Как теоретическая деятельность, так и карьера Г.П. несут на себе отпечаток социо-культурной ситуации в СССР. Он исключался из членов КПСС в 1968-м "за действия, использованные во вред партии и стране", был рассыпан набор книги "Педагогика и логика", которая увидела свет только через 23 года. Взгляды Г.П. объявлялись антимарксистскими в газете "Правда" в 1969-м, лишь с 1995-го началась подготовка к изданию его собрания сочинений. Основная тема его жизни - это создание методологии как самостоятельной сферы знания. Если в начале его деятельности методологическое движение мыслилось в основном как направление в контексте научно-познавательной деятельности (методология науки), то впоследствии в его работах
Для многих современных успешных руководителей имя Щедровицкого определяет выбор метода для совершенствования своего бизнеса. |
впервые методология трактовалась как "теория человеческой деятельности", предмет которой принципиально отличен от предмета всех других конкретных наук. К этому времени для Г.П. стало почти аксиомой, что методология - это не просто учение о средствах и методах мышления и деятельности, а форма организации, ив этом смысле "рамка" всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей. А это одновременно означало, что ее "нельзя транслировать как знание и набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность ".
Можно попытаться сформулировать образно основной смысл его жизни как борьбу с немыслием. В своих бесчисленных публичных циклах лекций, которые сегодня оформляются и публикуются в серии "Из архива Г. П. Щедровицкого", он создавал среду, в которой формировался слой элиты, понимающей и способной к практическому осмысленному действию в меняющихся условиях. В качестве иллюстрации этого можно привести мысль, высказанную им в 1981 г.: "Я утверждаю, что употребления знания как способа действия, как способности действовать и как способности понимать задают противоречащие, по крайней мере, иные, требования к организации знания, нежели употребление знания как орудия, как инструмента. Если относительно инструмента или орудия мы можем с какой-то степенью достоверности сказать, что они должны быть простыми в употреблении, то знанию как способности мы предъявляем прямо противоположные требования. Мы говорим, что это знание должно быть настолько сложным, чтобы сделать еще более сложными нас самих и поставить вровень со временем, с уровнем задач
Уровень сегодняшних задач в быстро меняющемся миру требует адекватных знаний, но ни практика производства знаний в научном сообществе, ни прошлый опыт не могут обеспечить все возрастающие возрастающие потребности современного деятеля, и прежде всего управленца. Ибо именно управленцы - это тот слой, элита, от успехов которой зависит развитие общества
Понимая это, Г.П. в 1979 г. предложил новую форму практикования философии и методологии - организационно-деятельностную игру (ОДИ). ОДИ позволили соединить организацию межпрофессиональных коллективов для реализации проектов и программ с рафинированной философской дискуссией и со строгой методологической рефлексией.
Темами ОДИ становились самые острые проблемы: реформы образования и юстиции, безопасность атомных электростанций, экономика БАМа, ВПК или ТЭК, демократизация хозяйства и органов местного самоуправления, свободные экономические зоны и суверенитет союзных республик. Такие игры, а они отныне приобретают регулярный характер, получили имя "организаиионно-деятелъностных" (ОДИ). В отличие от традиционных деловых и учебно-деловых игр содержанием ОДИ стало - по образу и подобию методологического семинара - не усвоение знаний и готовых форм деятельности, а решение проблем. И в то же время в отличие от самого
* семинара это были уже не методологические, а предметно-ориентированные проблемы, и решали их не непосредственно методологи, а специалисты-профессионалы, со-организуемые методологами.
Хотя вся энергия Г.П. в это время была так или иначе направлена на развитие оргдеятельностных и оргтехнических форм бытования методологического движения, он осваивает и ассимилирует и новую предметную проблематику. Работа над ней отражена в таких публикациях, как "Научные и практические вопросы создания проектов, эффективно реализуемых с точки зрения инженерных
„изысканий". Категории сложности изыскательских работ как объект исследований с системодеятельностнрй дочки зрения". Та жизнь, которую в течении нескольких десятков лет вел Г. П., - а главным в ней всегда была работа, - требовала от него непрерывного расхода жизненных сил. 80-е годы, отданные организационно-деятельностным играм, вычерпали эти силы без остатка. За период 1979-1991 гг. он организовал и провел свыше 90 игр (с количеством участников от десятка до нескольких сот человек) в самых разных регионах страны.
Г.П. В ТОЛЬЯТТИ
В конце 80-х годов Г.П. посещает наш город с циклом лекций по линии союза научных и инженерных обществ СССР, Комитета по СМД-методологии и ОДИ. В 1998 году с 23 ноября по 2 декабря в Тольятти проходит первая ОДИ на тему "Перспективы и стратегия развития системы АвтоВАЗтехоб-служивания". Участники той игры - известные в нашем городе' люди А. Г. Зибарев, А. И. Ясинский, А. П. Волошин, А. И. Рыжков и многие другие. Больше всего запомнились с той игры атмосфера напряженной конструктивной коллективной работы, азарт и озарения в обсуждавшихся проблемах. Даже в такой неожиданной постановке темы третьего дня мероприятия как "Система АвтоВАЗтехоб-служивания как средство и механизм развития хозяйства, страны и регионов", более актуальной для сегодняшнего дня.
Личные ощущения от той, первой, встречи - это возникшее понимание иного подхода к решению проблем и необходимость освоения нового инструментария для их решения. По крайней мере, некая осмысленность себя и построение собственного пути в окружающем тебя мире. Многие участники того мероприятия добились заметных успехов в жизни.
В 1989 году Г.П. проводит ОДИ на АвтоВАЗе по теме "Перспективы и программы развития автомобилестроения в стране". Эта игра организовывалась и проводилась в Научно-техническом центре ПО "АвтоВАЗ" под председательством главного конструктора Г. К. Мирзоева и его заместителя П. М. Прусова. Многие идеи, возникшие на игре, были впоследствии реализованы в НТЦ. Интересны и судьбы людей, участников, сыгравших заметную роль в становлении инженерии на ВАЗе. Иногда думается, что если бы та-
место в структуре деятельности инженерного корпуса в виде постоянно действующей функции, то многие сегодняшние проблемы были бы вчерашним днем. При подготовке игры Г.П. утверждал, что для города Тольятти с его молодым населением, инженерия - это то, что должно стать точкой роста его собственного и всей страны. Инженерная мысль имеет здесь необходимые условия для того, что бы стать законодателем в современном обществе. Для этого воспроизводство и подготовку инженерного корпуса должен был обеспечивать Тольяттинский политехнический институт. Что и предопределило следующую игру, которая была спроектирована и проведена в ТПИ (ОДИ-80) с 26 мая по 3 июня 1990 года. Тема ОДИ-80: "Содержание, методы и организационные формы инженерной подготовки и образования в ТПИ". Заказчиком игры выступил В. И. Столбов, среди участников помимо преподавателей ТПИ были работники ВАЗа, выпускники ТПИ, студенты. В обсуждении идеи ОДИ с Владимиров Ивановичем Столбовым была сформулирована основная мысль - для подготовки и разворачивания работ по подготовке инженеров необходимо тесное взаимодействие с производствами ВАЗа, поскольку развитие автомобилестроения зависит от развития образования инженеров. А автомобильная держава, это та, у которой самая передовая инженерная мысль и самая передовая система подготовки инженеров. "Заложив основы промышленного производства, мы должны достроить в вертикальных связях до инженерной, оргуправлнческой мысли, чтобы стать такой державой". Уже тогда, на игре, было понято, что подготовка современного инженера - это задача, требующая, прежде всего, создания новых предметов, формирующих инженерное мышление, технологии подготовки оргуправленцев для современного производства. Тогда же на игре прозвучала мысль о необходимости создания университета в городе.
Образование - эта тема проходит через всю жизнь Г.П. В нашем городе на идеях Г. П. Щедровицкого его учениками реализуется программа подготовки современных оргуправленцев - это Тольяттинская академия управления, возглавляемая вот уже более 13 лет И. В. Богдановым. В истоках её создания лежит интересный эпизод, определивший её методологическую направленность. На одном из мероприятий, проводимых с участием Георгия Петровича, тогда на базе Банк-колледжа, состоялась встреча П. А. Нахмановича и Г.П. На вопрос П. А. Нахмановича, как сделать так, чтобы идеи этого нового учебного заведения получили развитее, Г.П., указав рукой на присутствующих на этой встрече, его коллег по ОДИ, А. П. Зинченко и Н. Ф. Андрейченко, ответил: "Это. то лучшее, что я имею, и передаю его вам".
Сегодня выпускников академии можно увидеть во многих организациях города, где они успешно трудятся, формируя слой современных управленцев нашего города. А в стенах Академии регулярно встречаются со студентами методологи соратники и коллеги ГЛ., благодаря чему в городе имеется возможность обсуждения с ними городских проблем. Можно смело утверждать, что именно это позволяет сохранять мышление о городе, теоретически осмысливать проекты и программы, обсуждая их с известными людьми, такими как В. Глазычев, П. Щедровицкий, С. Попов, О. Гинисаретский, В. Никитин и многие другие. Это то, что позволяет нам быть "впереди планеты всей", поскольку благодаря постоянному обсуждению, возможности мысли по актуальной теме для России - "города и местное самоуправление" мы являемся её точкой роста.
Можно смело утверждать, что на последнем этапе жизни Г.П. Тольятти стал тем местом, где его дело и идеи легли в благодатную почву. Для многих современных успешных руководителей имя Щедровицкого определяет выбор метода для совершенствования своего бизнеса. Все отчетливее проявляются задачи и проблемы для. современных управленцев, способы и пути решения которых достаточно подробно изложены в трудах Г.П., что позволяет надеяться на востребованность его опубликованных и готовящихся к изданию трудов.
Трудно, да, пожалуй, и невозможно вместить в страницы короткого очерка жизнь, даже если иметь в виду только "научную жизнь", человека такого масштаба, каким был Георгий Петрович Щедровицкий. Он всегда шел своим путем, невзирая на внешние обстоятельства и условия, в которых приходилось жить, и был одним из тех людей, о которых говорят, что они сделали себя сами. Живя своими идеями, весь гигантский запас жизненной энергии он вложил в их развитие и воплощение. И вот теперь, после ухода, начинается его жизнь в них и через них.