eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

ММК в эпицентре кризиса цивилизационной идентичности: вызовы развития на пороге нового века (тезисы доклада).

П.В.Малиновский

П.В. Малиновский

ММК в эпицентре кризиса цивилизационной идентичности: вызовы развития на пороге нового Века

(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)

 

Тема, за которую я взялся, — достаточно сложная. Исходя из того, что сейчас сказал П. Г. Щедровицкий, она, может быть, в некоторых точках будет забеганием вперед; но, в то же время, дает шанс посмотреть на ситуацию, сложившуюся с Московским методологическим кружком и в целом с методологическим движением, в достаточно ши­роком контексте.

Что меня в первую очередь подвигло на подобный анализ? Вспоминаю вечер 23 февраля прошлого года, когда шло «самоопределенческое» обсуждение того, где и как искать место и будущее Московского методо­логического кружка, его птенцов. В каких тематических фокусах это тогда обсуждалось? Первый фокус — страна (имелась в виду в первую очередь Россия, хотя методологи работают и в других странах); второй фо­кус — это сфера деятельности; и последний фокус (его мы с С.Б. Переслегиным обозначили в коротких репли­ках) — стиль, прежде всего, стиль мышления, стиль деятельности. Сегодня я буду строить свой доклад, двигаясь последовательно по этим фокусам и наращи­вая при этом содержание.

Начну с первого фокуса — фокуса страны. Мне кажется, он наиболее подходит для того, чтобы дать общий абрис той ситуации, которая позволяет говорить о кризисе цивилизационной идентичности. И мой тезис номер один совершенно очевиден: СССР — родина ММК, и, собственно, кончина Советского Союза — это и есть повод для того, чтобы все мы, бывшие граждане этой страны, поразмышляли о том, к какой цивилиза­ции мы принадлежим, куда и как мы собираемся дви­гаться. Какова цивилизационная идентичность нас — бывших жителей, бывших граждан Советского Союза, имеющих отношение к Московскому методологиче­скому кружку?

Какие очевидные варианты ответа напрашиваются?

Первый вариант: Советский Союз был лидером социалистической цивилизации, и, с этой точки зрения, мы потерпели поражение, поскольку социалистический лагерь как таковой в его прежней форме, возглавляемой Советским Союзом, исчез с политической карты.

Второй вариант: Советский Союз - это универ­сальное государство на завершающей фазе цикла жизни Российской империи, и этот цикл жизни за­кончился. Если верить Арнольду Тойнби, то все про­изошло именно так, как он и предсказывал: мы не­ожиданно вдруг потеряли ту страну, которую люби­ли, и которая была одной из красивейших и лучших на этой прекрасной земле.

Наконец, третий вариант (он остается пока еще открытым, поскольку процесс регионализации в мире продолжается): Советский Союз был одной из стран, которую условно — в терминологии новой регионали­зации — можно называть реализацией проекта «госу­дарство-регион». Вопрос остается открытым еще и по­тому, что СНГ, с моей точки зрения, является паллиа­тивной формой решения этой проблемы.

Если мы возьмем цикл жизни Советского Союза (четыре фазы: генезис, утверждение социализма, СССР — лидер соцлагеря, и СНГ — современная фаза, что называется, «цивилизованного развода»), то Мос­ковский методологический кружок, как легко заметить, возникает в той фазе — пиковой для существования СССР, — когда СССР достиг своего расцвета; и в дальнейшем эволюция ММК (генезис Московского логиче­ского кружка, фаза собственно ММК, фаза ОДИ, фаза «наследников ММК») примерно повторяет эволюцион­ную линию и самого Советского Союза. Иными слова­ми, есть какая-то родственная связь, и принцип исто­ризма позволяет мне выдвигать некие гипотезы о зави­симости динамики Московского методологического кружка как некоего социокультурного образования от общей цивилизационной динамики.

Самоопределение Советского Союза достаточно очевидно: СССР был альтернативным проектом Цен­тральной цивилизации, которая к ХХ веку воцарилась на всей поверхности Земли. С этой точки зрения, пора­жение Советского Союза, или реализация сценария глобализации, который Френсис Фукуяма назвал в 1989 году «концом истории», с одной стороны, и разыгрывающиеся сейчас альтернативы — «сценарий макдональдизации» и «столкновения цивилизаций» — эти две, реализующихся параллельно, тенденции глобали­зации, с другой, и задают, собственно, рамку для пони­мания кризисной цивилизационной ситуации. И, есте­ственно, третий тренд, или третий сценарий (попытка найти некий «третий путь») — это сценарий альтерглобализации.


Я воспользуюсь привычной нашей реперной схемой (см. рис. 1) для того, чтобы принцип поливариантности развития в виде сценария, который я только что обозна­чил, был представлен в более объемном виде. Это ситуа­ция геостратегического выбора: известные оси, сложив­шиеся в 80 - 90-е годы прошлого века для самопонима­ния, и те сценарии, которые существуют в принципе, я буду переводить на язык цивилизационного анализа. Это вопрос о том, что за тип глобальной цивилизации (кото­рый, судя по всему, является продуктом процесса глоба­лизации) складывается; и, возвращаясь к теме нашего первого круглого стола, — это первый вызов развития, состоящий в том, что, по-видимому, глобальная цивили­зация должна представлять собой принципиально новый тип цивилизационного развития. И это и есть исходная ситуация для обсуждения темы моего доклада.

Итак, три варианта, отмеченные здесь, задают мне возможность трех интерпретаций этой ситуации на трех различных плоскостях. Первая, привычная для нас плоскость — это плоскость «геополитика - геоэконо­мика»; здесь я цивилизацию называю «супер-» или «сверхцивилизация». Дискуссии о том, что это за тип цивилизации, идут уже давно; в частности, покойный Г. Г. Дилигенский внес большой вклад в разработку по­нятия суперцивилизации. Понятие суперцивилизации достаточно хорошо известно сейчас после того, как вышла книга «Империя» (фабула: попытка установить на Земле такую сверхцивилизацию во главе с США). Вторая плоскость — это плоскость «геополитика - гео­культура»; здесь будет задаваться тема метакультур, метацивилизаций. И третья плоскость — это плоскость трансцивилизации.

Обозначив эти тематические фокусы, я задаю сле­дующие рамки: соответственно, страна — это рамка су­перцивилизации, ядром которой является суперэтнос; сфе­ра - это метацивилизация, ядро — метакультура; и транс-цивилизация задает для нас рамку видения и понимания стиля ММК — здесь ядро транскультуры (см. рис. 2).


Я буду пользоваться рабочими определениями то­го, что такое суперцивилизация, что такое метацивилизация, что такое трансцивилизация. Я обращаю ваше внимание на то, что ключевым словом в случае супер­цивилизации является опять-таки «суперэтнос».

Что же касается метацивилизации, то здесь в мире существует достаточно жесткое понимание, и сейчас оно интенсивно прорабатывается. Допустим, метацивилизацию можно рассматривать по частям света: Запад, Восток, Север, Юг; метацивилизацию могут создавать мировые религии. Ее ядро — это метакультура, которая не укоренена в привычном понимании в культуре этно­сов, но существует поверх ее (например, отнесена к прошлому или будущему) и задает эту цивилизационную идентичность.

И, наконец, трансцивилизация связана именно с осознанием переходного состояния цивилизационного процесса. Здесь я пользуюсь понятием «транскульту­ра», которое ввел Михаил Эпштейн и которое доста­точно любопытно, поскольку предполагает несколько парадоксальное понимание культуры. Согласно ему, транскультура — это та культура, которая преодолевает любую культуру, существующую здесь-и-теперь. Это понимание он дополнил представлением о критической метакультуре (к этому парадоксальному пониманию культуры мы еще вернемся).

Сейчас я буду двигаться в первом локусе нашего внимания — в вопросе о суперэтносе. Здесь я не хочу долго останавливаться, потому что вы видите это из га­зет, и тема «русского мира», которая широко обсужда­лась Московским методологическим кружком с со­братьями и нашими товарищами по оружию, являлась в свое время альтернативой тому реальному англоглоба-листскому миру, который лидирует. Фактически можно обсуждать только вопросы о том, является ли суперэт­носом «золотой миллиард», или же им являются те, кто говорит на английском языке, ит.д. Хочу отметить очень важный момент: эта тема в настоящее время фак­тически иссякла; вышла ставшая уже классической ра­бота Джеймса Беннета (кусочки ее переведены и висят в Интернете), которая является прямым вызовом, сме­ной представления о том, что происходит с Централь­ной цивилизацией. Беннет вводит термин «англосфера», причем обратите внимание: речь идет не об этни­ческой характеристике — речь идет об определенном способе организации жизни людей на Земле. Причем важно, что здесь в англосферу (с точки зрения автора) попадают не только и не столько люди, говорящие по-английски, но занимающиеся определенного рода дея­тельностью, и эта характеристика весьма важна, по­скольку сдвигает наш анализ к следующему фокусу — фокусу сферы. И меня этот сдвиг заставляет задать свое рабочее определение понятия «цивилизация».

Оно следующее: цивилизация — это устойчиво воспроизводимая популяция биосоциальных существ, создающих и поддерживающих искусственные формы организации своей жизни и деятельности на определен­ных территориях, чтобы обеспечить надежную комму­никацию между собой и трансляцию опыта и ключевых сакральных смыслов из поколения в поколение. Запечатлевание этого опыта в генетической и меметической памяти все новых поколений и образует историю циви­лизации. С этой точки зрения развитие (я здесь полагаю развитие в том многообразии, о котором говорил П.Г. Щедровицкий) может быть зафиксировано как со­вокупность эволюционных процессов, которые ведут к взаимосвязанным изменениям генетической и меметической памяти. В то осевое время, которое мы с вами пережили (первая половина 70-х годов), мы пользова­лись понятием о мемах, или «мимах», введенным До­укинсом. Англоязычная лексика заставляет нас исполь­зовать это слово, в связи с чем возникает совершенно ясная и понятная параллель, представление о живых существах, существах генетической предопределенно­сти, и значит — по аналогии задается система культур­ных кодов, которые называются «мемы». Позавчера у нас как раз был очередной «некруглый юбилей» с момента введения Уотсоном и Криком в культурный обо­рот представления о модели гена как двойной спирали. И фактически точно такая же схемка позволяет нам рассматривать эволюционные процессы, происходящие с цивилизацией, именно в этих двух взаимопереплетающихся рядах.

Чтобы понятно было это многообразие, явос-пользуюсь представлением, созданным А. Крушановым, об эволюционе как единице подобного сорта. Это такое представление об эволюции, когда я собираю единицы и строю такой язык описания цивилизационных процессов развития, например: эволюция, инволю­ция, ретроволюция, революция, кореволюция, контрре­волюция, катаволюция, коэволюция, контрэволюция, коинволюция, деволюция, параэволюция, автоэволю­ция, трансволюция, метаэволюция... И простейшее сканирование (я все-таки информационный работник!) введенных осмысленных представлений позволяет го­ворить о том, что процессы развития — это и есть нечто такое ветвящееся и близкое бытующей в постмодерне картинке ризоматического изображения. Причем если вы даже чуть-чуть вникните в смысл этих приставок, вы поймете, что это развитие носит совершенно разнона­правленный характер, разнонаправлены его масштабы, и парадокс состоит как раз в том, что одновременно в одной и той же точке популяция может переживать очень разнообразные и разнонаправленные процессы развития. Поэтому их анализ представляет собой доста­точно жестокую вещь, и бытующее представление о хаосе, царящем в мире, является как бы ответом на во­прос о том, что же собой представляет развитие в конце ХХ - начале XXI века, — оно представляет собой страшную мешанину представлений, видений, моделей ит. д. ит. п.

Для того чтобы с этим безобразием разобраться, я введу такую красивую онтологическую картинку, кото­рой я пользуюсь уже 20 лет, и которая задает мне язык цивилизационного анализа. Я опираюсь здесь на пред­ставление о популятивном объекте (см. работы Г.П. Щедровицкого середины 70-хгг.). Вот его базовые категории: поколенческая сменяющаяся ленточка — идущая во времени и растекающаяся в пространстве; коммуникация, здесь-и-теперь происходящая с людьми, находящимися в той или иной популяции; формы орга­низации; и, наконец, трансляция. Вот тот джентльмен­ский набор, который позволяет мне дальше заниматься анализом цивилизационных процессов.

Сейчас проходит встреча мировых лидеров, и вы понимаете, что это вопрос практической полити­ки: может ли страна стать глобальной цивилизацией? Я возвращаюсь к этой схеме, чтобы была понятна — в качестве иллюстрации — та характеристика, кото­рая в литературе называется «Соединенные Штаты -страна систем». Что это означает? Наличие суперэт­носа, претендующего на глобальную популяцию, го­сударства как глобального лидера, территории с клю­чевыми ресурсами и формирование универсальной метацивилизации.

Эта матрица цивилизационного анализа, о которой я говорил, задает альтернативное видение, ключевое для анализа; если вернуться к Беннету, то это представление о сфере деятельности как сфере, объемлющей четыре кате­гориальных слоя описания: популяции, коммуникации, организации, трансляции. В качестве короткой иллюстра­ции (просто чтобы было понятно, что не мы одни в этом мире занимались сферным анализом), я «разрисовал» классическую работу Дэниэла Белла «Грядущее постин­дустриальное общество» 1973 года (это его попытка со­циологического прогноза) (см. рис. 3).


Он ввел понятие ситусов как определенных типологи­ческих характеристик сфер жизнедеятельности, в основном — деятельности. Для меня здесь важно ввести это представление о различии ситусов: внизу располо­жены ситусы, которые он называет «институциональ­ными» (это сферы деятельности, связанные с опреде­ленным разделением труда), а прямо на вас смотрит по перпендикуляру другое представление — о функцио­нальных ситусах. Я обращаю ваше внимание на то, что они, эти ситусы, связаны: там есть некая иерархия «по статусу», которую я обозначаю, вводя термины «сво­бодные   профессионалы»,   «парапрофессионалы»   и «массовые профессионалы».

Итак, заканчивая рассмотрение первой части за­явленной темы, я все-таки склоняюсь к следующему прогнозу: глобальная цивилизация будет не глобальной империей, а глобальной сферой деятельности. Это по­зволяет мне ответить на тот самый вопрос, который разгорелся вечером 23 февраля прошлого года. Дейст­вительно, в анализе сферы, в новом взгляде на сферы деятельности, шире — жизнедеятельности, и находится, по-видимому, ключик к ответу на вопрос, как нам дальше развиваться.

Здесь мы с вами сталкиваемся с конкуренцией проектов — проектов метацивилизации (сейчас я просто напоминаю то, о чем уже много говорил). Для меня очень важна введенная методологическая версия популяционного представления о том, что глобальная цивилизация — это не сингулярный, как теперь говорят, объект, а популятивное образование. Поэтому вести речь об отдельно взятой цивилизации бессмысленно. В историческом измерении сейчас выделяется одновре­менно четыре поколения цивилизаций: архаические, традиционные, современные и постсовременные. И лидер новой единицы, который позволяет нам увидеть процесс глобализации и прототипы или черточки бу­дущей глобальной цивилизации — это представление об англосфере. Прототип — лидер сетевой цивилиза­ции, он вводит термин «сетевое содружество».

Краткая историко-лингвистическая справка по возникновению термина «цивилизация». Обращаю ва­ше внимание на то, что термин сначала фиксируется в форме «сивилите» (французский язык, восходящий к римлянам) и вводит его В.Р. Мирабо в 1756 г.; любо­пытно: первая глобальная война (1756 г.) — и появля­ется термин. В 1831 г. Франсуа Гизо издает фундамен­тальный труд об истории Франции как цивилизации и вводит парадигму цивилизации как страны. Обратите внимание, что до конца ХХ века мы цивилизацию так себе и представляли. Подавляющее большинство писа­телей пытается написать сейчас историю российской цивилизации — в различных версиях. С моей точки зрения, наша важная работа, которую мы проделали в 60 - 70-егг., и наш важный вклад — это разработка ММК представлений о сферах деятельности. Наконец, 90-егоды — появление представления о глобальной цивилизации как проблеме и как проектах, и 2001 г. — работа Джеймса Беннета.

После такого широкого представления, я сейчас задал бы ситуацию как ситуацию жесткого выбора. О.И. Генисаретского, к моему сожалению, нет; я буду пользоваться его термином (хотя, по-видимому, с несколько иным смыслом). Эту нынешнюю ситуацию вы­бора я бы зафиксировал в виде двух трендов — профес­сионализации и конфессионализации, ссылаясь на из­вестное представление П.А. Сорокина о социокультур­ных циклах. Представляется, что в наше время следует говорить не о возрождении новой религиозности и ги­бели цивилизации, построенной на принципах профес­сионализма, а, так сказать, о появлении нового типа ци­вилизации, выдвижение новых идеалов, новой идеаль­ной фазы. Я ее условно называю, вслед за О.И. Генисаретским, «трендом трансфессионализации». Это и есть ситуация выбора, в которой мы реально на­ходимся: либо продолжение процесса профессионали­зации как доминирующего, либо возрождение домини­рования конфессии и версия новой конфессиональной глобальной цивилизации с новой религией, либо трансфессионализация, то есть синтез мирских и рели­гиозных представлений на новых основаниях.

Я пользуюсь базовым представлением, введенным в сфере деятельности, и представлением о Цивилизации профессионалов как доминирующей сейчас, в настоя­щее время, и просто обозначаю цикл жизни этой Циви­лизации профессионалов. Это праистория — антич­ность, которая задала образцы конфессиональных про­фессий; доистория — средние века, появление профес­сиональных конфессий (христианские священнослужи­тели различного сорта); предыстория — раннее Возро­ждение, «время титанов», образцов нового профессио­нализма; и, наконец, XV -XVI вв. — зарождение циви­лизации собственно профессионалов в явном виде, с использованием термина «профессионал» (напоминаю, что «професс» — это термин, означающий четвертую степень посвящения среди иезуитов, ордена, который был учрежден в 1534 г. и получил санкцию папы Павла III на свое существование в 1540 г.). Этот процесс за­рождения нового профессионализма проходит на фоне процесса секуляризации, борьбы, разворачивающейся внутри христианства (Реформация и Контрреформа­ция), и фактически эти новые прототипы профессиона­лизма — это борьба иезуитов и протестантской морали, протестантской этики. Два новых представления о том, каким должен быть профессионализм.

В этот период, который я вслед за цивилизационистом Райтом (в работе 1942 г. «Война» он ввел пред­ставление о циклах жизни цивилизации) назову герои­ческим периодом, происходит борьба двух трендов: тренда зарождения массовых профессий, построенных по иезуитскому образцу (условно скажем, с жесткой вертикалью), с одной стороны, а с другой — тренд ли­беральных профессий, певцами и проповедниками ко­торых стали вольные братья-каменщики, масоны. Соб­ственно, борьба между этими трендами — это и есть картинка, продолжающаяся, если верить современным писателям-конспирологам, до сих пор. Но меня интере­сует не то, что произошло в ходе этой борьбы, а та серия революций, которая привела к утверждению нового профессионализма как основы и ядра той глобальной цивилизации (или проекта глобальной цивилизации), которая реально осуществляется в настоящее время на нашей планете.

Итак, героический период достаточно жестко об­рывается в 1914 г.; начинается век потрясений и раско­ла, который привел к появлению альтернативной циви­лизации; и здесь мы, наконец, подходим к «нам люби­мым», понимая, что эту альтернативную цивилизацию строил Советский Союз и иже с ним. То есть, социали­стические версии построения общества (а если вы не­множко обратитесь к истории, то вы поймете, что тер­минология профессионализма широко использовалась), корпоративные государства, построенные на основе упорядоченной профессиональной жизни, — это обра­зец, который был положен практически в основание всех государств, которые в ХХ веке конкурировали ме­жду собой. Только версии были разные: одна — либе­ральная, другая — социалистическая.

Наконец, то, что мы уже застали, — это круше­ние альтернативного проекта (1989 г.) и переход к следующей фазе — фазе сплочения Цивилизации про­фессионалов и ее утверждения как некоего единого образования. И мы с вами получаем естественный от­вет на вопрос о том, каково содержание всех этих проектов глобальной цивилизации: все эти проекты глобальной цивилизации — это и есть попытки раз­решить кризисный процесс, связанный с трансформа­цией Цивилизации профессионалов. Посмотрим, что это за кризисный процесс.

Итак, есть традиционные профессии в виде сосло­вий, которые время от времени реставрируются — не­смотря на все попытки воплотить новый профессионализм, в том числе и в нашей стране. Профессиональные сообщества — это новые свободные профессии. Интересно, что серьезные работы историков страны — родины нового профессионализма, то есть Англии, показывают, что уже с XV в. три профессии: медики, юристы и моряки — являются основоположниками этих самых новых профессий. Потом появляются другие новые профессии, связанные с коммерческой, технической, коммуникационной и прочими революциями. Потом — профессиональные союзы, связанные с утверждением массовых профессий. Потом проходит волна профессиональных микрореволюций, которая породила социальное движение под названием «буржуазная революция» (Реформация, Контрреформация и т.д.). И потом, уже в XIX в., идет новая волна (опять война помогает), и появляется третий тип профессионалов — парапрофессионалы. Я поздравляю всех мужчин, которые прошли соответствующую воинскую службу, но не попали на постоянное служение — вы все являетесь теми самыми парапрофессионалами. Сегодня, 23 фев­раля, в нашей стране — праздник парапрофессионалов в этом смысле слова, поскольку зарождение этого типа профессионализма связано именно с армиями, которые разворачивались как построенные на основе всеобщей воинской повинности.

Наконец, последняя революция: Гарольд Перкин, который провел анализ британской истории, доказал, что британское общество в XVIII - XIX вв. дало клас­сический образец общества профессионалов; так он ут­верждает, что с конца XX века мы переживаем гло­бальную профессиональную революцию. Моя версия же заключается в том, что идет процесс транспрофессионализации, появляется четвертая волна профессионалов и новый тип институционализации профес­сиональной деятельности — профессиональные сети.

 

Эта схема (см. рис. 4) задает в новом измерении то, о чем я сейчас сказал: развитие универсальных принципов нового профессионализма; и моя гипотеза достаточно жесткая: развитие есть атрибут Цивилиза­ции профессионалов. Никто, кроме Цивилизации про­фессионалов, проблемами развития не озабочен.

Четыре типа профессиональных культур связаны с доминирующими формами социальной организации. Первый тип: свободные профессии. Смотрите, здесь действуют два противоречивых тренда: один это уникализация и специализация, другой это унифика­ция и специализация. Если в первом случае это совме­стно-индивидуальная деятельность, во втором — со­вместно-последовательная деятельность, построенная на ячейках совместно-индивидуальной деятельности. То есть — пирамидки, но частичные: «одномерные» люди все-таки отвечают за те узкие обязанности, кото­рые им вменены в машинах деятельности.

Наконец, начинается этот резкий поворот — контрреволюция, возникает контркультура; третья фа­за — парапрофессии — и привела, собственно, к раско­лу цивилизации профессионалов. Почему? Потому что меняется установка. Если первые две культуры были культурами специализма, то парапрофессионалы — это уже не специалисты, а люди, которые осваивают так называемые универсальные, стандартные технологии. И, собственно, успех парапрофессионалов зависит от того, насколько быстро они успевают менять эти техно­логии, пока рынки еще позволяют им добиваться мак­симальной прибыли.

В пояснение скажу следующее. Всё наше допол­нительное образование, которое существует наряду с образованием классическим, советским, построенным на воспроизводстве представителей массовых профес­сий, было связано — уже в эпоху российского рефор­мирования — с производством массы парапрофессионалов. Нормальный менеджер — это парапрофессионал. Здесь не должно быть никаких иллюзий; и амери­канцы это отлично знают.

Я обращаю ваше внимание на то, что если у нас этот тип профессионализма практически не институ­ционализирован, то в США он институционализиро­ван: 8 января 2002 г. вышел специальный закон, при­нятый Конгрессом, регламентирующий деятельность педагогов-парапрофессионалов. Деятельность медиков-парапрофессионалов     и     юристов-парапрофес­сионалов регламентирована еще раньше, в прошлом веке.

Что отличает этот тип профессиональной куль­туры — культуру парапрофессионалов? Парапрофессионал в одиночку работать не может. Он — частич­ный человек, и он должен обязательно работать в команде. И с ним, если вы хотите обеспечить ре­зультат, должны работать настоящие профессиона­лы, причем желательно — не массовые, а свободные профессионалы.

Наконец, четвертый тип — это транспрофессио­налы. Я этот термин ввел в 1992 г.; в литературе он появился, как я потом выяснил, в 1996 г. — американ­цы, занимаясь проблемой СПИДа, использовали («неза­висимо от меня», как говорится; я не думаю, что они читали газету «Открытое образование», где я опубли­ковал в 1992 г. статью) тот же самый термин. Моя вер­сия состоит в том, что транспрофессионализация связа­на с использованием форм совместно-творческой дея­тельности — принципиально новых форм организации.


Что представляет собой развитие для каждого из типов профессионализма? Относительно представите­лей массовых профессий — см. рис. 5. Парапрофес­сионалы — см. рис. 6; обращаю ваше внимание на то, что парапрофессионалы живут стратами, и они мигрируют между традиционными пирамидальными организациями за счет систем повышения квалификации и т.д.


Представители свободных профессий, которые целиком

и полностью владеют каким-то дисциплинарным зна­нием, — см. рис. 7.


И, наконец, новый горизонт развития, который пока еще не очень понятен, но он, на мой взгляд, задается этими формами работы транспрофессионалов, которые укоренены в различных профессиональных сетях. Об­ратите внимание, что это — «перевернутая пирамидка», сосредоточенная на некоторой практической проблеме, требующая комплексирования и максимального фунди­рования научных и технических знаний, включая спо­собность людей в рефлексии выходить в верхние слои, конфигурировать знания, искать уникальные решения проблемы (см. рис. 8).

  

Мне также важно отметить еще раз, что, с моей точки зрения, ММК, развернув серию ОДИ, задал в первой своей версии — версии, когда реализовывались исследования в рамках ОДИ, — образец этого самого транспрофессионализма. Если посмотреть, как проис­ходило институциональное оформление нового типа профессионализма, то увидим, что в 1996 г. введено представление о T-консультантах, в 2000 г. — пред­ставление о T-менеджерах. Вот характерные черты представления об этом новом профессионализме: трансдисциплинарность исследования, рефлексивность, ориентированность на практику, умение работать ко­мандами, умение привлекать из сетей необходимые знания и недостающие компетенции, установка на фак­тически тотальное развитие для того, чтобы найти ком­плексное уникальное решение проблемы...

В чем природа кризиса цивилизации профессио­налов? Это — конфликт между специализмом и уни­версализмом. Для меня важно отметить, что здесь мы переходим (и это важно для самоопределения) к пониманию того, что случилось с нами, с ММК. Вначале тренд ММК идет на фоне либерализации, происходя­щей в Советском Союзе (в социально-гуманитарных науках, в первую очередь), и перемещения бывших массовых профессионалов в сферу свободных профес­сионалов. ММК, тогда еще логический кружок, двигал­ся по той же самой траектории, и те, которые были ус­пешны, — они, в общем-то, обустроились (социализи­ровались) в этих самых новых или старых хорошо из­вестных науках и практиках.

Где-то в районе 1969 - 70-хгг. происходит уход в новую сферу, начинается реализация новых программ ММК. Я обращаю внимание на точку 19 января 1974 г. — рефлексия этого поворота и попытка осмыс­лить ее в терминах профессионализма, которая закон­чилась практически ничем. Иными словами, профес­сиональной идентичности у ММК не появилось. Но за­то появилось жесткое противопоставление тем профес­сионалам, которые реально по этой схеме ММК поки­нули, уйдя в совершенно новую действительность — действительность транспрофессионализма.

В 70-е годы шла подготовка и массовая разработ­ка инструментария, который позволил перейти к по­пыткам создания и реализации новых форм организа­ции совместной деятельности (коллективной мыследеятельности) в рамках ОДИ, к попыткам комплексного решения проблем — иногда рутинных, иногда уникаль­ных. Я выдвигаю такой тезис: фактически игры и стали одним из первых (по крайней мере, мне неизвестны аналогичные, хотя я и пытался их найти) вариантов реализации транспрофесионализма.

Дальнейшее движение началось после того, как в рамках игр исследования свернулись в силу того, что не было интеллектуального ресурса, чтобы обеспечить трансдисциплинарные исследования. У нас последний раз на семинаре с П.В. Барановым состоялось интерес­ное обсуждение того, почему они свернулись: не было соответствующего уровня исследователей, готовых анализировать феномен коллективной мыследеятельности в режиме исследования действием. То есть, отсут­ствие профессионалов должного уровня для проведения этих исследований практически сделало неизбежным крах самой программы транспрофессионализации. Иг­ры сами по себе, за счет упора на игротехнику, превра­щаются потихоньку в парапрофессиональную деятель­ность. Происходит расщепление: кому-то удается реа­лизовать проекты на транспрофессиональном уровне, кому-то не удается. Сейчас мы, собственно, по-прежнему находимся в этой ситуации разброда и шата­ния, поскольку, как сегодня Петр Георгиевич [Щедро­вицкий] совершенно точно и жестко сказал, отсутствие традиционного классического профессионализма не позволяет играть на поле транспрофессионалов, и поэтому приходится играть на поле парапрофессионалов.

Вклад ММК: схема мыследеятельности как «са­кральный объект» (я использую здесь термин Р. Коллинза из известной книжки «Социология фило­софий»), популятивные представления о развивающих­ся объектах, технологии конфигурирования знаний, схема «шага развития» — всё это, с моей точки зрения, позволяет говорить о переходе к фокусу формирования стиля, адекватного проекту трансцивилизации как творческой цивилизации. Здесь для меня очень важно вернуться к исходному пункту, о базовых категориях цивилизации, и отметить, что схема мыследеятельности фактически отработала — пока еще в том формально-онтологическом представлении цивилизации — слой коммуникации. И задача, которая перед нами стоит, это задача осмыслить, какие в остальных слоях — популяционном, организационном и трансляционном — сред­ства надо еще доработать, чтобы доползти до осмыс­ленного и целостного представления цивилизации, ис­пользуя эту схему мыследеятельности.

С моей точки зрения, перспективные направле­ния — это, во-первых, организация изучения структур совместно-творческой деятельности, и, во-вторых, — язык, который можно было бы использовать. Укажу на популярный сейчас язык новых активов, «неосязаемых капиталов»: человеческий капитал, социальный капи­тал, культурный капитал, репутационный капитал, ин­теллектуальный капитал и т.п. Это позволило бы нам конкурировать с реально лидирующей сейчас америка­низируемой англосферой. С этой точки зрения, уже ставшая классической работа Ричарда Флорида «Подъ­ём творческого класса» (2002 г.), в которой произведен скрупулезный анализ творческого капитала США нача­ла тысячелетия, — это вызов нашему развитию. Потому что мы о своем творческом потенциале ничего не зна­ем, а он утверждает, что новый творческий класс — 38 миллионов американцев, число которых существенно выросло за последние 15 лет («прирост» составляет 20 миллионов), — эти люди составляют основной источ­ник цивилизационного капитала, конкурентного пре­имущества США.

Для меня очень важны эти ситуации — я бы ска­зал, ситуации моральных коллизий, связанных с твор­ческой деятельностью — и люди, которые оказываются в ситуациях этих выборов. Поэтому репутационный, или моральный, капитал является ключиком к успеш­ности совместно-творческой деятельности, поскольку отвечает на вопрос, где можно найти людей, которые способны решить эти самые проблемы.

Кто является субъектом развития творческой ци­вилизации — цивилизации, альтернативный проект ко­торой реализуется сейчас в США? Моя версия - что это все-таки транспрофессионализация, и опыт ММК, с моей точки зрения, является уникальным; нам надо просто вернуться к нему. В этой связи у меня есть предложе­ния для проработки. Для того чтобы понять, как устро­ен стиль мышления, можно вспомнить представление об опыте как процессе — системное представление, о котором я в 1987 г. «доложил» на Московском между­народном конгрессе по логике, методологии и филосо­фии науки; потом я эту версию забросил, но теперь даю задание самому себе — вернуться.

Где методологи могли бы приложить свои силы? Перечислю некоторые направления:

1) освоение новых трансдисциплинарных мето­дов исследования действием — то, что сейчас полу­чило название «Mode 2», с дальнейшей разработкой представлений о смене эпистем, методов конфигури­рования разнородных знаний (методология и эписте­мология междисциплинарных исследований, ориен­тированных на разработку социальных и гуманитар­ных технологий);

2)   развитие систем организационного научения и управления знаниями с использованием техник методо­логической рефлексии и игропрактик (корпоративный рынок);

3)   формирование методологических модулей под уникальные проблемы (задачи), требующие комплекс­ного, трансдисциплинарного подхода (инноватика и территориальное развитие);

4)   создание систем непрерывного обучения (и самообучения) транспрофессионалов и парапрофессионалов для вновь конструируемых направлений деятельно­сти (рынок консультационных услуг)

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44