Б.Д. Эльконин: "Как инициируется проблематизация"
Тезисы доклада
- В работах Г.П.Щедровицкого проблематизация имеет место в программировании, дополняя его процессом построения и преобразования способа действия. При этом сложная деятельность программирования переакцентируется, становясь не столько последовательным решением задач, сколько последовательным преобразованием поля действия.
- Приведенное представление о проблематизации и проблеме перекликается с представлением об учебной задаче (УЗ) из теории (и практики) учебной деятельности (УД). В теории УД учебная задача отличается от конкретно-практической тем, что ее решение разворачивается не как достижение требуемого результата, а как построение (перестройка) общего способа действия. Этот тип задач направлен на самого действующего – схемы его действия и видения. Соответственно, в развертывании учебной задачи важно обращение ученика на собственный способ действия, т.е. соответствующие ему схемы. Так, например, величина и число выстроены как разные способы (схемы) упорядочивания (сравнения) вещей.
- Вопрос, который ставится в обеих теориях и практиках мышления связан с источниками появления проблемы. В теории УД учебная задача возникает (инициируется обучающим) через ситуацию разрыва в выполнении результативного действия, т.е. решении конкретно-практической задачи. Этот разрыв оформляется как отсутствие готовых (уже известных) средств выполнения действия и, соответственно, как необходимость их построения. Похоже, что появление проблемы понимается Г.П.Щедровицким аналогичным образом.
- Понятно, что учебная задача (или проблема) как бы «выбивает» человека из ситуации маниакального достижения, замещая ее другой ситуацией. Если так, то разрыв в достижении результата является скорее поводом, чем источником построения способа действия, или, точнее, построения места способа в действии – места схемы видения поля действия, т.е. в конечном счете – места мышления.
- В экспериментальных исследованиях последнего времени место способа действия (образа поля действия) строилось в другом разрыве: разрыве между выполнением действия и отображением процесса действования. Действие могло быть успешно, но его течение оказывалось нигде не отмеченным. Человек действовал как бы в пустоте, и чувствовал себя при этом довольно нелепо. Я полагаю, что именно этот разрыв – разрыв между процессом действования и его отображением является источником обустраивания места образа действия и построения его способа. Соответственно, такова, на мой взгляд, схема ситуации проблематизации.