eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Б.Д. Эльконин: "Как инициируется проблематизация"

Тезисы доклада

  1. В работах Г.П.Щедровицкого проблематизация имеет место в программировании, дополняя его процессом построения и преобразования способа действия. При этом сложная деятельность программирования переакцентируется, становясь не столько последовательным решением задач, сколько последовательным преобразованием поля действия.
  2. Приведенное представление о проблематизации и проблеме перекликается с представлением об учебной задаче (УЗ) из теории (и практики) учебной деятельности (УД). В теории УД учебная задача отличается от конкретно-практической тем, что ее решение разворачивается не как достижение требуемого результата, а как построение (перестройка) общего способа действия. Этот тип задач направлен на самого действующего – схемы его действия и видения. Соответственно, в развертывании учебной задачи важно обращение ученика на собственный способ действия, т.е. соответствующие ему схемы. Так, например, величина и число выстроены как разные способы (схемы) упорядочивания (сравнения) вещей.
  3. Вопрос, который ставится  в обеих теориях и практиках мышления связан с источниками появления проблемы. В теории УД учебная задача возникает (инициируется обучающим) через ситуацию разрыва в выполнении результативного действия, т.е. решении конкретно-практической задачи. Этот разрыв оформляется как отсутствие готовых (уже известных) средств выполнения действия и, соответственно, как необходимость их построения. Похоже, что появление проблемы понимается Г.П.Щедровицким аналогичным образом.
  4. Понятно, что учебная задача (или проблема) как бы «выбивает» человека из ситуации маниакального достижения, замещая ее другой ситуацией. Если так, то разрыв в достижении результата является скорее поводом, чем источником построения способа действия, или, точнее, построения места способа в действии – места схемы видения поля действия, т.е. в конечном счете – места мышления.
  5. В экспериментальных исследованиях последнего времени  место способа действия (образа поля действия) строилось в другом разрыве: разрыве между выполнением действия и отображением процесса действования. Действие могло быть успешно, но его течение оказывалось нигде не отмеченным. Человек действовал как бы в пустоте, и чувствовал себя при этом довольно нелепо. Я полагаю, что именно этот разрыв – разрыв между процессом действования и его отображением является источником обустраивания места образа действия и построения его способа. Соответственно, такова, на мой взгляд, схема ситуации проблематизации.        
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44