eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А. Буряк: "Проблематизация – стержень управленческих технологий"

Тезисы доклада

1.

Принципиальное рассмотрение понятия проблематизации в оргуправ­лен­ческом контексте отличает подход ММК от большинства других известных трактовок проблематизации, – начиная со школы «Анналов» и заканчивая ТРИЗ-ом – ОРИЗом. При этом процессы проблематизации в качестве непременного атрибута вменяются мыследеятельности управления как обеспечивающей развитие, в отличие от слоев руководства и организации, ответственных за функционирование и воспроизводство. В игровую эпоху эти представления стали одним из ключевых инструментов в организации рабочих процессов ОДИ.

2.

Главным достижением Кружка на пути технологизации процесса проблематизации стал анализ ее внутренней структуры, который собственно, и позволил «разыгрывать» постановку проблем в коллективной работе на ОДИ. Наиболее распространенным является технологическое разделение процесса проблематизации на семь этапов или «станций»:

[I] самоопределение (тематическое, методологическое, позиционное и др.);

[II] ситуационный анализ («инвентаризация» составляющих будущей ситуации);

[III] целе­по­ла­га­ние (модельное в случае проектирования, параметрическое в случае программирования и т.п.);

[IV] анализ ситуации (системная соорганизация составляющих ситуации в пространстве целей);

[V] собственно проблематизация, т.е. постановка/формулирование проблем;

[VI] перевод проблем в задачи (методическая организация полноценной целерезультативной мыследеятельности);

[VII] решение задач (имеющее снять назначенные проблемы практически).

3.

Впрочем, этими разделениями достижения, видимо, исчерпываются. Дальнейшая работа по превращению так представленной проблематизации в полноценную управленческую технологию могла бы включить, во-первых, спецификацию процессов/техник проблематизации относительно основных подтипов управления – программирования, проектирования, планирования и т.н. ‘задействования’,  различающихся между собой категориальным представлением своих целевых функций и ресурсов[1].

4.

На следующем шаге следовало бы попытаться специфицировать техники проблематизации относительно узлов, кооперативных и коммуникативных связок управленческой мыследеятельности. В качестве примера план-карты таких разработок может быть положена схема шага развития («велосипед»). Здесь процедуры проблематизации организуются внутри трех системно связанных циклов работ – прожективного мыслительного конструирования и обеспечивающих это мышление циклов ситуационной аналитики и реализационной (‘имплементирующей’) политики.

5.

Циклы «аналитики» и «политики» в равной степени важны для формирования действительности прожективного управленческого мышления, но имеют при этом противоположные временные векторы и модальные операторы. В «аналитике» проблематизируется отношение управленческого решения к содержанию ситуаций прошлого (действительность); этот цикл проблематизации в сегодняшнем менеджменте оформлен в практике консалтинга.  Цикл «политики» проблематизирует проспективное, реализационное отнесение управленческого прожекта (возможность) и может быть сопоставлен практикам маркетинга, брендинга и промоушена.

6.

Наконец, третье перспективное поле исследований и разработок по СМД-теории проблематизации – это осуществление проблематизирующих функций в рамках цикла мыслительного конструирования (т.е. в работе на досках управленческого мышления в схеме шага развития). В этом контексте, с одной стороны, должны быть возобновлены давно заглохшие методологические исследования «творческого мышления», а, с другой, восприняты и переосмыслены представления о проблематизации, сформированные постмодернистской философией. Предстоит, в частности, увлекательная работа по отслеживанию технологических приемов рефлексивного осмысления и рационального анализа тех социокультурных отношений, которые актуализируются в ситуациях управления.


[1] Представление о типологической сопряженности этих управленческих функций было введено автором еще в 1976 (Подольск), но дальше не разрабатывалось.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44