eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Дискуссия по теме коллоквиума

Анисимов. Уважаемые коллеги, в несвойственной для меня мане­ре, лозунгами, но все таки скажу. Когда выступал Андрей Евгенье­вич, он очень, мне кажется, открыто, добросовестно, спокойно говорил о том, что он практикует как инженер и какие соответ­ствующим образом получает результаты. Другое дело, что удруча­ющая социокультурная и культурная ситуация в стране приводит к тому, что управленцы высокого уровня даже эти задачи рассма­тривают как сверхсложные и новые.

Но меня удивляет, когда Александр Прокофьевич останавливается на этом же уровне. Он столько лет в методологии, где есть множество замещающих слоев, где есть инструментарий, где есть онтологические и предметные основания для того, чтобы не­случайно рефлектировать все процедуры, в том числе схематиза­ции (схематизации в проблематизации, в онтологизации, в первичном освоении материала и т.д.)

Мне кажется, что для нашего сообщества (для ММК и во­круг него) прилично все-таки рассматривать практический опыт все го лишь как иллюстративный для того, чтобы взлетать на более серьезный уровень обсуждения. Проблематизация вне использования понятий, категорий, онтологий и других специальных инструментов - это не проблематизация, это некоторая схематизация трудной ситуации, но не больше. А методология, если она не ставит проблем, то она фактически себя демобилизует.

Вот этот момент я хотел бы подчеркнуть. А в связи с этим, конечно же, хотелось бы серьезных, действительно, таких углуб­ленных рассмотрений процедур схематизации и их роли в про­блематизации, в онтологизации. Я, конечно, с удовольствием бы и свои версии при этом предложил сообществу для детального об­суждения. И тогда, мне кажется, память Георгия Петровича была бы, скажем так, в нашем сознании приподнята на более высокий уровень.

Щедровицкий. Хоть бы намекнул на эти процедуры. А то типа: «Если бы вы сказали.» Ты - мне, я - тебе. «Если бы вы сказали, и я бы вам сказал, а так вот промолчу».

Сазонов. Я благодарен Андрею за последнюю часть, поскольку она тоже помогла мне сократить выступление. Но продолжу относи­тельно схематизации.

Я уже начал фактически это обсуждать в первом своем вы­ступлении, когда сказал, что схематизация на методологическом семинаре велась в рамках проблематизации докладчика, где докладчик должен был схематизировать процессы своих рассуж­дений, как в рефлективном историческом залоге, так и в залоге-проспекте проектирования своей дальнейшей мыслительной деятельности.

И параллельно эта схематизация обсуждалась в языке тео­рии мышления на предмет организации мышления самого доклад­чика. Значит, докладчик, как правило, находился в предмете мышления, он решал ту или иную задачку из области содержа­тельной диалектической логики, и его рассматривали в качестве мыслящего. С этой точки зрения проблем схематизации практи­чески не было, за исключением собственно теоретико-мысли­тельных или логических.

Принципиально другая ситуация выстраивается в связи с развитием игр, и фактически это то, что сегодня обсуждал Анд­рей. Что в играх происходит? В играх мы столкнулись с тем, что имеется в виду не одна фигура, которая выкладывает свое содер­жание, а как минимум несколько - это участники, и их точки зре­ния или содержание принципиально не совпадают.

Принципиальным достижением методологии было понимание того, что несовпадение содержания вызвано не просто ошибками в мышлении, не просто глупостью, а различием пози­ций. Поэтому главные результаты игры - это позиционное рас­хождение содержаний. Значит, игра не столько сорганизует, сколько, прежде всего, демонстрирует эту ситуацию расхождения, она ставит это как проблему.

И в этом смысле этот результат фиксируется, прежде всего, на уровне коммуникации и понимания участников игры. Нужен очень высокий культурный уровень участников для того, чтобы за счет понимания этой ситуации выработать некоторое единое со­держание. То, как было у Андрея, это очень высокий профессио­нальный уровень.

Как правило, это не происходит, и тогда возникает пробле­ма: что делать с этими схемами для организации дальнейшей сов­местной работы. И возникает другой тип проблематизации по отношению к схемам: не просто как условия развития мыслительной составляющей участников, а как условия решения про­блемы в контексте развития деятельности. И с этой точки зрения я принципиально согласен также с Андреем, когда он говорит, что здесь работает деятельностный подход, а не онтологический. По­скольку попытка свести это в некоторую единую онтологию, с мо­ей точки зрения, является квазирешением проблемы.

Что же я дальше вижу в качестве выхода из этого? Следова­тельно, ситуация развития деятельности не ограничивается за счет схематизации той или иной ситуации деятельности, а требу­ет раз решения.

Значит, просто кратко называю технологии, в которых это решается. Проблема заключается в том, чтобы обратиться к кате­гориальной связке естественного и искусственного, и те естест­венные данности и естественные представления действительности, которые выявлены и положены здесь участниками, вывести или реконструировать как искусственные в контексте исторической деятельности и перейти к рассмотрению.

После процесса обыскусствления данной естественной дей­ствительности, которую внесет каждый из участников, возникает проблема конструирования некоторого нового решения как за счет смены позиций участников, так и за счет изменения их пред­ставлений, теоретических или каких-то иных.

И в этом громадная роль должна отводиться науке. И ставит­ся проблема взаимодействия научных предметов и методологического подхода по реконструкции «естественного» и обыскусствления его как «искусственного». И с моей точки зрения, проблема здесь решается не за счет построения некоторой универсальной, единой онтологии, а за счет построения перехода к совокупности научных предметов, которые несут за собой онтологии, способы, методы и т.д. Это - большая проблема соотношения методологии и науки в решении проблем организации коллективной мыследеятельности. Спасибо.

Щедровицкий. Спасибо. Миша Флямер. Потом Георгий, потом Рустем Максудов. Друзья, прошу очень сжато.

 

Флямер. Я бы хотел в первую очередь отнестись к содержательным тезисам докладчиков. Мое первое такое более или менее серьезное погружение в вопрос схематизации я связываю с дискуссией, по-мо­ему, 87-го года. Дискуссия проходила между Сергеем Валентино­вичем Поповым и Петром Георгиевичем Щедровицким по итогам мероприятия нового типа - мероприятия, которое проводили Сер­гей Валентинович и Петр Георгиевич на БАМе... Там были выборы штаба ЦК ВЛКСМ в зоне БАМ и одновременно разработка про­граммы освоения этой зоны. В то время Сергей Валентинович ак­тивно работал со схемами, в частности он обсуждал схемы демократизации, и по итогам этого мероприятия в зоне БАМа он сформулировал следующую позицию: «Я создал новую схему - так называемую схему демократизации - 2. И я сделал то, что мне поз­волило провести новый тип мероприятия, которое раньше не име­ло места».

В оппозицию ему Петр Георгиевич говорил: «А в каком смысле создана новая схема?» Задавал он такой вопрос и коммен­тировал его следующим образом: «Ведь взяв за основу оргтехни-ческую схему, схему «шага развития», ты использовал то категориально-логическое ядро, которое уже было». И во всякой схеме Петр Георгиевич предлагал различать категориально-логи­ческое ядро схемы и смысловую интерпретацию, в том числе и от­носимую к тем или иным конкретным ситуациям. Можно ли в этих условиях говорить, что создана новая схема, если схема «шага раз­вития», оргтехническая схема была и раньше?

Я сей час привожу эту дискуссию для того, чтобы вернуться к вопросу о том, а что же имеется вообще в виду, когда говорится про схематизацию. И если посмотреть в альбом схем, которые, скажем, Александр Прокофьевич демонстрировал, то мы можем в этом альбоме увидеть этот архетип, например, схемы воспроиз­водства деятельности и трансляции культуры. Например, я имею в виду вашу (обращаясь к Зинченко - ред.) схему, связанную с мас­терской, которую вы здесь демонстрировали.

Вот это такой очень важный момент, на мой взгляд, когда следует различать схематизацию в смысле создания новой схемы по отношению к ряду тех категориально-онтологических ядер, ко­торые уже есть, схематизированы, например, в истории Московского методологического кружка. Это совершенно один вопрос. И другой вопрос - привлечение уже имеющегося.

Но теперь следующий важный вопрос и мой вопрос к вам, Александр Прокофьевич, про понятие схемы. Потому что ведь привлечь можно то, что потом вы отнесете к ситуации и скажете, что оно «изображает ситуацию», но само это отнесение не разре­шает вопроса. У вас в руках или в вашей мысли знание о ситуации? Или вы работаете со схемой, которая не есть знание? Следова­тельно, хотелось бы вернуться к разговору про понятие о схеме в отличие от знания, которое также может относиться к ситуации и изображать ситуацию. Вроде бы это совершенно разные вещи.

И второе замечание по докладу Волкова. Мне кажется, что без восстановления вообще концепции мыслительной коммуникации невозможно сформулировать опыт, который вы на себе несете.

В сборнике работ «Понимание, рефлексия, мышление» (та­кая толстая черная книжка) Георгий Петрович описывает сюжет своих размышлений середины 60-х годов. Когда схема, на которой были нарисованы два позиционера, с каждым из которых была связана некая ситуация, в которой они высказываются, уже была нарисована, и Георгий Петрович обсуждал, что мышление – это не отражение. Когда рисуется эта схема как обмен некоторыми сообщениями участников, которые смотрят и отражают что-то из своих ситуаций, и эти сообщения несут такой отражающий харак­тер, мышления нет.

И дальше я считаю, что это такая принципиальная точка, над которой следует подумать. Потому что без продумывания во­проса о том, каким же образом мы, собственно, говорим про ком­муникацию как мышление, а не отражение ситуации в речи... Волков. Прости, что перебиваю, но если отмотать диктофон на­зад, в дискуссии у меня был целый микропараграф о том, что не отражение, не описание.

Фля мер. Я все это слышал, я поэтому и говорю то, что говорю. Потому что твердость этого различения нужна для того, чтобы то, о чем вы хотите говорить, - а, на мой взгляд, ваша позиция отли­чается от позиции Александра Прокофьевича... А именно, я ее так сформулирую, что весь вопрос не в том, чтобы эффективно действовать, а в том чтобы было то, что управляет, что имеет это управляющее начало. И вы его, фактически, приписывали мысли­тельно создаваемой схеме.

Но для того, чтобы раскрыть этот вопрос: каким же обра­зом то, что управляет, вообще создается, - на мой взгляд, нужно восстановить эту концепцию мыслительной коммуникации. Вот жесткая оппозиция отражению.

Щедровицкий. Спасибо большое. Пожалуйста, Георгий.

 

Афанасьев. Уважаемые коллеги, я хотел сказать несколько слов о своем понимании тематики схематизации и в конце о возможных линиях какого-то движения в этой теме.

Насколько я понимаю, схематизация фактически выполня­ет функцию квазиобъективации в ситуации безобъектной дея­тельности (или когда деятельность сложна, там какая-то очень сложная система, и нельзя выделить объект, и он исторически не выделен). И схематизация дает первое схватывание, в общем, бе­зусловно, гомогенизируя эту ситуацию, упрощая ее, но предуготавливая для системы управления и организации. То есть это тот трансфер, который мышление совершает в системы управления и организации для того, чтобы они могли вообще действовать с немножко уменьшенной областью сложности.

В общем, на самом деле история использования изображе­ний в системах управления, наверное, очень стара.

Мне в свое время очень понравилась история о том, как страны метрополии просили художников рисовать, как устроены крепости и фортификационные сооружения, чтобы на картине видеть, как это сделано, не имея возможности непосредственно посетить все свои колонии. То есть создавалось со­брание таких картин. И все радикально изменилось, когда была введена фотография, оказалось, что реально все выглядит сов­сем не так. То есть система управления откорректировала этот шаг. Насколько я понимаю, схема и схематизация дают возмож­ность управления идеальными объектами, то есть теми процессами, которые нельзя снять на фотоаппарат, нельзя заказать фотографу или художнику. И я бы сосредоточился только на этой ее функции, на границе между мышлением и системами уп­равления.

Несколько моментов, которые мне здесь кажутся еще важ­ными. Думаю, что в настоящее время в целом в мире происходят процессы технологизации вот этой управленческой графики. И, переходя к части ощущений будущих линий, наверное, предшествующий цикл сопоставлений, имел бы смысл по сопоставлению с развитой системой графики, которая есть в бизнес-графике, в стратегическом управлении, и позволяет, действительно, согласовывать достаточно объемные позиции. И в си­стемах планирования будущего и управления развитием, таких как, например, технология Форсайта - международная, опери­рующая достаточно большими, объемными картами изображе­ний, позволяющими согласовывать через картирование позиции очень многих участников, и мультиязычных, и поликультурных, и этнических.

Мне видится, что, наверное, на следующем шаге сейчас уже намечается эта линия, связанная с пониманием технологизации в прямом смысле слова. Не в смысле человекоразмерной техно­логизации, а технологизации, схематизации, соразмерной не только человеку.

В свое время, если вы видели схему телевизора, то вы можете развернуть ее, и схема того телевизора, которым мы поль­зуемся, занимает огромный стол. Можно спросить, почему такое простое устройство, как телевизор, и его схема занимает стол, а схема управления регионом имеет три блока и пять квадратиков?

Это человекоразмерные системы. То есть в системах управ­ления пошли по принципу «7 ± 2», и система графикации расс­читана именно на это. Но при этом сейчас происходит инте­ресный процесс стандартизации и использования компьютерных систем.

Мне кажется, на этой границе возникают очень интерес­ные тенденции к наращиванию, может быть, не смысла, но, по крайней мере, объемности и детальности изображений и стандартизации, что, может быть, более важно, тех графических средств, которые используются в системах управления, и в том числе в международных системах управления. То есть возника­ют рамочные программы, европейские и мировые, и до нас доходят так называемые «дорожные карты», которые есть фак­тически синоним план-карт, которые в методологии обсужда­лись в 60-ые годы (но стандартизованные и с учебниками, как их составлять, и с системой распространения этого опыта изго­товления «дорожных карт»). Поэтому я здесь просто зафиксировал бы это, что мы не одни в схематизации, в системах управления, по крайней мере, что есть развитая система, и вот такая линия есть.

В завершении я только хотел бы напомнить, что на одной из «семейных игр» мною, может быть, не очень отчетливо, вво­дился такой термин, не претендующий на значимость, может быть, - «схемопись». Схемопись как возможный шанс СМД методологии.

Могу так метафорически быстро перевести этот термин. Вы, наверное, знаете, что единство Китая построено на общей письменности, а не на общей речи. То есть как бы фактически поч­ти графический язык позволяет людям, совершенно непонимаю­щим друг друга на уровне речи, объединяться в рамках единого действия.

И в этом смысле схемопись - это язык не для методологии, а это язык схематизации для профессиональных и предметных сфер, на котором они могут друг друга понимать. Вот этот проект, он немножко другой, чем раньше здесь обсуждавшийся на докла­дах. Мы обсуждали как бы схематизацию для себя, то есть для вну­треннего употребления. Но возможны такие ходы и проекты, когда можно стандартизировать схемопись так, чтобы ей можно было пользоваться не методологу, а профессионалу, не теряя свой профессионализм. Возможно, это какая то линия институционализации методологического мышления. Щедровицкий. Спасибо.

 

Максудов. Я в каком-то смысле продолжу то, что говорил Миша Флямер. Мне кажется, что очень важным моментом в докладе Андрея Евгеньевича были попытки зафиксировать вот эту напря­женную форму понимания, что же такое схематизация и схема. По­тому что даже в одном предложении, с одной стороны, было это вроде бы предписание к действию, а с другой стороны - творение объекта. И вроде бы ход к пониманию идеи схематизации и схем происходит, когда вот такие напряжения, может быть, даже не все­гда осознаваемые, фиксируются.

Но я бы сказал о недостаточности интерпретации схемы как некоторой идеи. Когда говорится: схема мыследеятельности -это схема состава... Но при этом я думаю, что когда мы говорим о схеме, все-таки надо по-другому интерпретировать и понимать: прежде всего схема - это выражение идеального объекта.

Что касается схемы мыследеятельности, я думаю, что она была создана для того, чтобы сформировать новый класс предме­тов, то есть сформулировать такие предметы, которые заменяли бы то, что существует. Но не в смысле естественнонаучных пред­метов, а те новые предметы, которые по-новому схватывают ре­альность и идут на смену естественнонаучным предметам. И мне кажется, что вот этот момент понимания, интерпретации, схва­тывания схем как идей, вот он недостаточно проработан, что и дает возможность такого редуцированного понимания схем и схе­матизации.

Если возвращаться к критериям схемности... Действительно, дает ли возможность схема создавать новые предметы и новый класс предметов? Может быть, тогда мы и говорим о схеме. Если не дает, то это будет фиксация чего-то. И, насколько я понимаю, Геор­гий Петрович в последние годы напряженно пытался с помощью идеи и схемы мыследеятельности по-новому проинтерпретировать все схемы, которые были созданы в ММК. Во всяком случае, я чи­тал как минимум две попытки: это мыследеятельностное прочтение схемы знаний и мыследеятельностное прочтение оргтехнической схемы. И в этом, мне кажется, очень важный момент.

И тяжесть ситуации состоит не только в сопоставлении Фуко и идей ММК в разных параметрах, в разных схемах, но и в критике. Ну что сопоставлять: у одного - одно, у другого - другое. Но задать такую критику, которая показывала бы, что идеи мыследеятельнос­ти так схватывают сегодняшний мир, так дают возможность рабо­тать, как никому и никак не удается, - вот это важный момент.

Возможно, особенность схемы мыследеятельности состоит в том, что она позволяет одновременно работать и в оргдеятельностном, и в онтологическом пространстве. И в этом, мне кажется, тоже надо по-новому продумывать эвристический и творческий смыслы этих схем. Для меня, во всяком случае, это рефлексивно относится к тому, что я говорил, это попытка мыследеятельно проинтерпретировать схему воспроизводства дея­тельности и трансляции культуры. Все.

Щедровицкий. Спасибо. Александр Прокофьевич. Зинченко. Здесь продавалась книжка Зиновьева «Фактор понима­ния», на обложку которой вынесена его заключительная фраза: «Мир этот погибнет от отсутствия понимания».

Уважаемые члены Клуба любителей СМД методологии, спа­сибо за вопросы и замечания. До свидания, до новых встреч. Волков. Короткая реакция на реплику Флямера. Атрибутировать к схемам такие категории, как «новое», для меня есть нонсенс или попытка натурализовать схемы. Схема не бывает ни новой, ни ста­рой, она либо обеспечивает то, о чем я говорил, либо не обеспе­чивает. А новая она или старая - это ложное употребление. Так нельзя пользоваться схемой.

Состоявшаяся дискуссия позволяет мне еще раз, но уже гру­бо, резюмировать все утверждение и весь доклад. Я двигался очень примитивно. Я говорил, что есть (бывают) задачи управле­ния, которые требуют для своего решения коммуникации; в свою очередь она, коммуникация, может быть обеспечена соответству­ющей схематизацией, я даже грубее говорил - соответствующей графикацией, под схемой понимал очень узкий класс изображе­ний. Что обеспечивает на четвертом шаге соответствующее мышление.

Или обратным ходом: если нет задачи управления, мышле­ние не нужно, оно избыточно, это бантик какой-то и баловство. Это первое.

И второе. С моей точки зрения, гораздо более сложный во­прос, который поднялся по итогам предыдущего коллоквиума, -это про онтологию. Мне кажется, то, что я говорил, не наклады­вает запрета на обсуждение морали, политики, человека никоим образом, а, наоборот, убирает и расчищает площадку для этой ди­скуссии. Пожалуй, все.

 

Щедровицкий. Коллеги, честно говоря, мне страшно не нравит­ся то, как мы обсуждаем схематизацию, вот уже несколько лет. Однако каждый раз, когда я начинаю готовиться к докладу по этой теме, я понимаю, что мне мало чего есть сказать. Но неко­торые вещи я не скажу, а просто пунктиром повторю из того, что я в разное время слышал, как любит говорить Александр Прокофьевич, от Учителя.

 

Первый пункт. Кант был прав: схема тесно связана и исполь­зуется в зазоре между мышлением и чувственностью. А в совсем уж в грубой форме: она позволяет восполнить дефекты и прова­лы мышления за счет того, что включает такие низшие психичес­кие функции, как восприятие, опирающиеся на прямое наблюдение видимого образа той самой графемы, о которой здесь шла речь. И за счет того, что мышление подкрепляется другими возможностями и другими ресурсами низших психических функ­ций, вся эта штука работает чуть-чуть лучше.

 

Второй момент. Безусловно, важен тезис, который здесь Андрей Евгеньевич вроде сказал, но, по-моему, недоразвернул, а именно, что схематизируются не предметы, а отношения.

Георгий Петрович всегда приводил такой пример в лекци­ях, он говорил: «Вот все знают эйлеровы круги. Мы рисуем боль­шой круг и пишем «животное», рисуем маленький круг и пишем «лошадь». Натуралистическое сознание должно этот образ про­читать так: лошадь - часть животного. Но ведь мы понимаем, что это не отношения между предметами, а отношения между объе­мами понятий. И вот как только мы понимаем, что это другой тип отношений схематизирован, то все становится понятным, и эйлеровы круги, как известно, сыграли большую роль в разви­тии не только философской, но и математической мысли».

 

Третий момент. Когда мы выстраиваем коммуникацию, безусловно, существует невыразимая часть, существуют смыслы, которые носят ситуативный и в этом смысле временной характер. И если мы хотим внутри этой ситуации коммуникации каким-то образом удержать это смысловое поле, нам надо перевести его в другую форму. И вся линия, связанная с проработкой отношений и по­ниманием мышления, смысла и содержания, есть, в общем, книга о схематизации, о том, как смысл схватывается, удерживается и за­крепляется в другом виде, в виде единиц мышления, в частности в виде оргдеятельностных схем или объектных схем, но это дальше другая песня с интерпретационными возможностями.

И вот этот момент, что схематизируется смысл, Георгий Пе­трович последовательно развивает в целом ряде своих работ мыслекоммуникативного периода. Но обратите внимание, это не отрицает предыдущего. Для того, чтобы схематизировать смысл, надо схематизировать отношения между смысловыми полями.

И когда я возражал Попову, и когда Флямер цитировал эту ситуацию, я говорил тогда простую вещь и продолжаю говорить сейчас: мы можем привязать к оргтехнической схеме какое угод­но количество дополнительных графем, которые будут обозна­чать в одной ситуации конкретных участников данной дискуссии, в другой ситуации - некие абстрактные представления об инсти­тутах, обеспечивающих демократические процессы, и т.д., но под­ложка, категориальная основа остается все та же.

И я рискну сказать одну вещь. Вообще-то в СМД традиции всего четыре схемы, кстати, очень плотно связанные пуповиной друг с другом.

Вот простая вещь. Вы рисуете элемент схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры. (Рисует.) Все помнят эту схему? Она дальше транслируется. Скажите, а если я теперь в нее врисую вот такую штуку, она на что будет похожа? Скажите, а если я вот так вот перерисую, она на что будет похожа? А вот ска­жите, а если я перерисую ее следующим образом, введу вот здесь второй уровень этих самых схем, что сразу указывает на так назы­ваемую сфернофокусную, а потом нарисую помимо вот этого об­вода еще вот такой вот? И у нас тогда будет два оргтехнических контура, которые замыкаются на разные уровни трансляции. Ска­жите, это не напоминает схему многих знаний (рис. 1)? Я просто убрал отсюда позиции.

Поэтому мой тезис заключается в следующем. Есть катего­риально онтологическая база, которая схематизируется в виде ал­фавита, в дальнейшем использующемся для построения любого кортежа вторичных схем. Но схемы не в этом вторичном уровне. Схемы, вот те самые базовые, которые, кстати, скорее всего, еще и очень тесно привязаны к концепту языкового мышления и к тем схемам, которые присутствуют в самой структуре языка. Не слу­чайно тот же Деррида обсуждал связь между речью и письмом и пытался письму придать первичную функцию, в том числе и в ге­незисе естественного языка.

Поэтому я бы все таки считал, что обсуждение схематиза­ции, которое у нас прошло сегодня, - это покушение с негодными средствами, как иногда говорят в сфере права, и считал, что нам нужно еще раз через какое то время провести дискуссию по этой теме, может быть, через год, а может быть, через два года. А в этот период желательно достаточно напряженно готовиться.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44