eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Общее обсуждение

Щедровицкий. Я нанес ущерб нескольким участникам тем, что не выпустил их после второго доклада (прежде всего - Вячеслава Ма-рачу и Ладу Никитичну Алексееву). Вы хотите то, что Вы готови­ли, сказать в формате «после всей ситуации»? Марача. Я готов, если есть время.

Щедровицкий. Со временемунас, конечно, туго, прямо скажем, но если за пять минут, то можно.

Марача. Короткими мазками. Я когда готовился к этим чтениям, то в качестве центрального коллоквиума рассматривал все таки кол­локвиум по онтологизации в силу особых функций онтологии.

Что меня удивило из происходящего? Александр Прокофь­евич Зинченко сказал, что в СМД методологии нет чистого мыш­ления. Но достаточно посмотреть схему мыследеятельности, вроде бы там слой чистого мышления никто не отменял.

Но с чем я согласен - это с тем, что онтологическое мыш­ление, оно не чистое, а оно разворачивается по той грани, где мы­шление совпадает с реальностью, как это еще указывает Ансельм Кентерберийский. Или, говоря языком деятельностного подхо­да, оно разворачивается по грани предельных форм мыслимости мира и возможности практической реализации.

И тут прямая отсылка к докладу Княгинина, который гово­рил о принципе конвертации онтологического мышления в дея­тельность. С единственным замечанием, что Княгинин принимал в качестве самой очевидной презумпции и характеристики онто­логического мышления то, что в нем является основной пробле­мой - его связь с доминирующей в мире практикой. На мой взгляд, речь как раз должна идти не о связи, а как раз о разрыве и пробле­ме преодоления этого разрыва. И, кстати сказать, эта проблема заложена в схему мыследеятельности.

Но в том тексте, который, надеюсь, опубликован или будет опубликован, там есть ряд историко-философских ссылок по по­воду этого разрыва. Я скажу просто тезис. Именно несоответст­вие онтологического мышления и доминирующих в обществе практик, с моей точки зрения, вызывали, с одной стороны, усо­вершенствование этих практик, то есть общественно историчес­кое развитие, а с другой стороны - культурноисторические изменения в онтологическом мышлении.

Я очень приветствую рассмотрение принципа конвертации мышления в деятельность в контексте онтологии развития и хочу указать, что наиболее полно это было реализовано в марксизме. И с этой точки зрения методология ММК - это продолжение марксизма в условиях, когда доминирующей в мире практикой яв­ляется уже не капитализацией прибавочной стоимости, основан­ная на эксплуатации наемного труда, а капитализацией производства знаний...

Реплика. Основанной на эксплуатации интеллектуальных работников.

Марача. Это пожалуйста. И если марксистская онтология разви­тия реализовалась в политической практике преобразования ка­питалистической собственности и буржуазного государства, то онтология развития ММК реализовалась в действительности пре­образования способов мышления, производства знания в идее из­менить мышление и через него мир, которая прослеживается уже в первой программе ММК.

И теперь про пространство онтологического мышления. У меня есть схема, альтернативная схеме Малиновского. И Мали­новский, и Княгинин совершенно справедливо указывали на то, что необходима растяжка рабочей и предельной онтологии. Здесь я хо­тел бы отметить еще важность третьего полюса - полюса объемлю­щей онтологии. И конструкция получается примерно следующая.

Значит, попробуем применить к организации онтологичес­кого мышления принцип ортогональной организации досок. И онтологии развития как предельной будет соответствовать ор­ганизационно деятельностная, она же оргмыслительная доска. И, значит, на этой доске онтология развития, раз это оргмысли­тельная доска, полагается как логическая идея развития. (Рисует.)

Происхождение этой идеи связано с методом восхождения от абстрактного к конкретному, а содержательно генетической логи­ке эта идея представлена как генетическое восхождение. Придание логической идее развития онтологического статуса продолжает ге­гелевскую линию построения логической онтологии.

Рабочей и объемлющей онтологиям (я их так изображу: ра­бочую сплошной рамкой, а объемлющую - вокруг нее пунктирной) будет соответствовать объектно онтологическая доска, на которой задается тип объектов. Алогическое отношение рабочей и объем­лющей онтологий задается через обращение к предельной онто­логии. Значит, развитие можно трактовать как генетическое восхождение от рабочей онтологии к объемлющей, при котором объемлющая онтология снимает и переинтерпретирует рабочую, при этом сама превращаясь в новую рабочую онтологию (Рис.1).

Подпись:

Исходя из этого можно выделить три функции предельной онтологии, которая наиболее важна с точки зрения перспектив разворачивания всего проекта Московского методологического кружка. Первая функция предельной онтологии в логическом ре­гулировании вот этого процесса снятия рабочей онтологии и ее замены на объемлющую.

Вторая функция предельной онтологии - удержание единст­ва пространства онтологического мышления в ситуации возможной конкуренции двух или большего количества рабочих онтологий или при работе с дуальной онтологией. В частности в таких ситуациях, на которые указывал Волков, говоря о «Своих» и «Дру­гих».

И третья функция предельной онтологии, наиболее, с моей точки зрения, интересная, - это задание рамок для онтологичес­кого конфигурирования. Здесь мы предполагаем, что технология онтологической работы, сформированная в ММК, позволяет об­ращаться с рабочими онтологиями как с представлениями объек­тов, в том числе строить онтологию конфигуратор по аналогии с моделью конфигуратором. Напомню, что технология конфигури­рования основана на построении методологических планкарт, о чем нам напоминал Волков, о методологических планкартах.

То есть в категориальном содержании логической идеи раз­вития восхождение и снятие в гегелевском смысле необходимо дополнить конфигурированием как восхождением от частных или региональных рабочих онтологий к объемлющей их онтоло­гии конфигуратору.

И последний коротенький пункт - это по поводу отношения к схематизации и проблематизации. С моей точки зрения, техно­логия онтологизации в версии онтологического конфигурирова­ния является предельным выражением конструктивизма методологического мышления и своего рода метатехнологией, задействующей все три базовые его технологии, которые сегодня обсуждаются на чтениях.

Во первых, онтологическое конфигурирование по самой своей сути является особой технологией онтологизации. Во-вторых, оно в качестве исходного условия предполагает проблематизацию частных или региональных рабочих онтологий. И, в третьих, онтологическое конфигурирование основано на схе­матизации. Схематизация необходима прежде всего для удержа­ния пространства онтологического мышления с ортогональными досками и различением рамок. И кроме того, если онтологичес­кое конфигурирование не завершается с ведением исходных ча­стных онтологий к новой единой онтологии, то единственным способом состыковки разнородных оснований или начал являет­ся схематизация. Перефразируя Волкова, можно сказать, что схе­матизация связывает онтологические основания «Своих» и «Других». Спасибо.

Щедровицкий. Спасибо. Лада Никитична, будете говорить? Алексеева. Я очень коротко. Я хочу отнестись к общему вопросу о технологизации мышления. Потому что сначала, когда я получи­ла программу, я оценила ее как некоторую провокацию, считая, что вообще ряд вещей, например, проблематизацию, технологизировать нельзя, потому что результаты проблематизации всегда есть момент непредсказуемый. То же самое приблизительно и те же самые типы рассуждения для меня возникали относительно он­тологизации. Но потом я поняла, собственно говоря, что стоит за этой программой, и вот к этому уже, вроде, надо относиться предельно серьезно.

Очевидно, что мышление в тех академических формах, в которых оно существовало и продолжало в некотором роде суще­ствовать в прошлом веке, сейчас существовать не может. Есть во­прос про поиск альтернативных форм, в которых оно существует.

Технологизация, она, в принципе, отвечает современной ситуации, и в силу этого вообще то обсуждать мышление как тех-нологизацию мышления - это опредленный момент, во-первых, его обобществления, а во-вторых, введения в современное прост­ранство. Хотя в той группе, в которой я нахожусь, возможности существования мышления в современном мире обсуждают не­сколько иным образом.

То, что я получила максимально, и то, что для меня было от­крытием и не ущербом, - это то, что сама такая постановка вопро­са, по всей видимости, возможна. Да, и мне был очень интересен доклад Павла Владимировича Малиновского в силу того, что мне показалось, что он попытался не только обсудить технологию он­тологизации, попытался ее не только показать, но и попытался ее некоторым образом осуществить.

Я бы здесь ввела очень важный для меня момент, а именно момент, что вообще-то онтологизация связана с появлением но­вых областей, где существуют знания. И когда было объявлено, что онтологизации подвергнется схема мыследеятельности, ко­торую я раньше, честно говоря, считала онтологической, а мне сместили ее в разряд онтики, я решила, что это очень интересно, потому что это вопрос получения новых знаний о схеме мыследе­ятельности. И определенные шаги, с моей точки зрения, здесь бы­ли сделаны. Хотя потом все таки для меня возник не онтологический и не мыследеятельностный ряд, а возник все та­ки метафорически образный ряд. То есть в конце я потеряла мо­мент, что онтологизируется именно схема мыследеятельности.

И последний тезис или последнее отношение, которое я хо­чу зафиксировать: то, что мне представляется важным в вопросе о технологизации мышления, относится к тем средствам техно­логизации, которые мы начинаем использовать. Потому что ис­ходно, когда я слушала, я видела в качестве базового средства технологизации мышления выдвижение этапных схем или схем последовательности (одномерных или многомерных).

Когда обсуждалась схематизация, я почувствовала какой то другой заход на вопрос о том, какие средства технологизации мо­гут вводиться, но, опять же таки, я думаю, что это вопрос после­дующей проработки. Спасибо.

Щедровицкий. Спасибо большое. Коллеги, я думаю, что нам сто­ит Чтения завершить. Спасибо большое. Всех благ и до 23 го чис­ла следующего года.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44