eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Доклад В.А. Никитина

Щедровицкий. Спасибо. Коллеги, мы переходим к основной части нашей программы. Владимир Африканович Никитин, «Социокультурные изменения, определяющие новые задачи исследования образования».

Никитин. Уважаемые коллеги, я очень хорошо чувствую вот это металлическое созвучие в сочетании «педагогика» и «логика». Хотя мне казалось бы, что сегодня надо было бы говорить «логика образования». В общем-то, я в этом контексте буду двигаться и слово «педагогика», вероятно, больше употреблять не стану.

В «Педагогике и логике» есть несколько таких точек, которые для меня остались очень важными, в частности утверждение Георгия Петровича, что именно образование является порождающим другие формы исследования и науку, в том числе, а не наоборот. О том, что всякая сдвижка содержания образования связана с появлением или формированием, или находкой новых идеальных сущностей и идеальных форм. И то, что первый пояс образовательных исследований – это исследование целеобразования. В рамках первого пояса, собственно говоря, я и буду размышлять.

Первый тезис – новая парадигма образования уже реализована, новый формат образования уже сложился и в распределенном виде существует в мире. Когда я увидел карту образовательных реформ, которую сделал Андрей Евгеньевич Волков, я понял, что все уже из новой парадигмы есть. Это акцент на услугах, глобальное присутствие и сетевые формы взаимодействия, широкий доступ к информации и навигация как базовая компетенция, модульность, распространение тренинговой имитации, ориентация на подготовку экспертов. Все это внешние проявления новой парадигмы.. А внутренний ее нерв – борьба за клиентов в условиях реализации идеи множественности образовательных форм, представленных в системе рейтинговой оценки.

Последние слова очень важны, потому что они есть суть новой «цифровой культуры» – всё должно измерено и соотнесено. Всё, что есть, все единицы должны присутствовать. И эксперты, которые устанавливают рейтинги есть новая и очень влиятельная группа специалистов.

Методологи внесли свой вклад в этот формат или парадигму образования, создав, в первую очередь, ОДИ и выделив из них технологии и педагогические подходы для применения, в основном, в системах подготовки. Но новые формы иной парадигмы, не той, которую я описывал, уже давно проявились в разные моменты в методологической истории и за ее пределами. И современная задача – по-другому увидеть происходящее в образовании. Всякое новое исследование начинается с другого видения.

Исследовательская программа ММК в области педагогики не была реализована. Исследования, по понятию – это то, что задает новые объекты, новые имена. И вопрос сейчас как раз стоит об этом. В 60-е годы были зафиксированы конец эпохи доминирования науки и необходимость полной смены содержания, но исследовательская программа не была реализована, и для этого, как я думаю, есть и теоретические основания. «Схема трансляции культуры», которая в «Педагогике и логике» была базовой, уже не адекватна лавинообразной мутации культур и смеси культур.

Изменения в социальной жизни не дают возможности последовательно рассматривать смену ситуаций и наполнение или появление каналов трансляции. Всё это происходит сегодня каким-то образом параллельно и в совершенно других формах. Я пытался нарисовать схему, каким образом это происходит – пока не вышло. И идея трансляции знаний замещается пока идеей формирования умений двигаться в массивах хранения. Вероятно, здесь содержится какая-то более сложная задачка.

В то же время, создание «схемы мыследеятельности» по-иному высветило проблему смены основных единиц содержания. Сегодня нам можно говорить, что новая идеальная сущность, которая определит новое образование – это новая система или новое представление о мыследеятельности, ее новый тип. Но при этом все старые типы никуда не исчезают, они кладутся рядом как топы. И вопрос о том, как в сфере управления циклами знаниями или чего-то иного, они входят друг в друга как управляющие и управляемые, преобразуемые и преобразующие.

Вот можно сейчас сказать, что наиболее акцентные социальные процессы в мире– это ускорение и уплотнение процессов обмена всех форм, перемешивание культур, разорванные циклы трансляции, выделение новых действительностей и перемещение акцента на действительности, связанные с виртуальностью – общество зрелищ по Ги Дебору – и ограниченные ресурсы, и раскрученное потребление.

Отсюда возникают проблемные вопросы к современному образованию: как обеспечить себя и семью в условиях подвижного рынка рабочих мест, в условиях обмена, когда всё время появляются новые специализации, требования и так далее? Как жить с другими в условиях поликультурности? И большинство социальных конфликтов сегодня связано с этим. Как жить с собой в условиях множественности самоидентификаций и самоопределений? И как жить с Богом и Истиной в условиях столкновения картин мира? В общем-то, образование должно ответить на эти четыре вопроса.

Что определяет скачок и смену образовательных парадигм. Первое, накопление мутаций на уровне образовательных практик. Второе, разрывы между оснащением людей и сдвигами в социальной жизни и в производстве. И третье, смена картины желаемого будущего.

Кратко, какие парадигмы сменялись, чтобы понять, что это нормальный процесс.

Первая – это сословная парадигма: рецепт мастера, как то, что передается, вокруг чего всё строится. Иерархия как то, куда всё встроено. Быть на своем месте – это основная задача подготовленного человека. Это средневековый университет и цеховая школа как форма организации. И представление о ресурсе всего этого – что ресурс вечен. Вера определяет возможности появления новых знаний. И откровения и комментарии – как основные формы работы со знаниями.

Вторая, индустриальная парадигма – это теория для профессионала, профессиональные сообщества, это демократия, это лозунг – «быть в деле». Профессионал – это тот, кто в деле. Научные университеты, массовая школа как организационные формы. Идея – что ресурс природы неисчерпаем.

Технологическая – это парадигма, которая сложилась сейчас. Стандарт процедур для экспорта. Сеть отношений. Лозунг – «быть услугой». «Образовательный супермаркет» – как форма. Ресурсы перетекают к активному инвестору.

Все парадигмы сейчас существуют как типы и включаются в сферу трансформаций ведущей парадигмы. Принципиальный процесс, который происходил при смене парадигм – смещение акцента с позиции учителя на позицию ученика. Если раньше учитель все определял, и вокруг него строилась система образования, то нынешняя система образования строится вокруг позиции ученика.

Предлагаю указание на возможное будущее для создания новой парадигмы образования. Картина будущего, которая наиболее вероятна, содержит в качестве базового элемента дефицит природных и культурных ресурсов и конфликты в борьбе за ресурсы. Всё остальное есть или объяснение причин этого: несоразмерное потребление, и глобальное потепление, и демографические угрозы, и миграционные потоки – или указание на следствия: экологические катастрофы, недостаток пищи и чистой воды, бедность большинства и падение качества образования.

Как видятся характеристики новой парадигмы образования. Условно она названа – «локальная» – это центр производства ресурсов, это затрудненный доступ к образованию и облегченный к потреблению, вопреки лозунгу «свободный доступ к образованию». Я это подчеркиваю. Основное – «уже не быть услугой, а быть ресурсом» – необходимое требование к образованию. Локальность поверх сетей – как форма организации. Принцип конфигурирования – как содержательный принцип. Идеология – ресурсы творятся и берегутся, улавливаются.

Инновационность (с моей точки зрения, эта характеристика не из прошлой, а из новой парадигмы) против «устойчивого развития», которое с моей точки зрения является глупостью и нонсенсом. Это имя, рамка для понимания новой парадигмы в современном дискурсе. Сегодня нужен образовательный или ресурсный университет, не тот, который передает знания, а тот, который творит формы образования, а внутри них  формируются новые знания, проекты и программы. То есть, двойной контур вместо одного контура.

Образовательные исследования, проекты программ и стратегии становятся содержанием высших форм образования. Дисциплинарные формы определяют процессы опредмечивания продуктов исследований и их распредмечивания – этот циклический процесс является ядром нового университета. Не предметы, а подходы являются базовой формой организации содержания и единицей трансляции (я здесь кавычки не поставил, хотя надо было бы) в новом университете.

Как уже говорилось, нужны новые идеальности. Вот одно из предложений: формирование нового типа идеального – идея модуса в отношении людей к формам возможного в идеологии мира инновации. Основные модусы возможного существования идеального – преодоление невозможного в символической действительности, построение идеально возможного в действительности должного, построение технически возможного в действительности реализации. И использование неограниченной возможности в виртуальной действительности.

Отсюда и модусные типы педагогики, для чего я эти различения и предъявлял. Преодолевающая – для формирования творящих новое, долженствующая – для оформляющих новое, реализующая – для практикующих новое, и заполняющая – для потребителей.

Если говорить эмпирически, то доля трех первых типов, которые построены на идее преодоления и сложного доступа, затрудненного доступа к образованию – составляет процентов 5-10 от общего числа проходящих систему образования. Юзеры, пользователи составляют подавляющее, так сказать, количество образованных. И каждый человек имеет право выбрать свою траекторию: будет он двигаться и преодолевать заслоны на пути к образованию – или будет наслаждаться пребыванием в сонме юзеров.

Сегодня можно говорить, что всё разнообразие картин мира тяготеет к нескольким онтологическим фокусам. Есть очень много онтологий, онтологических картин, но мне так представляется из того, что я анализировал и видел, что всё укладывается в три фокуса, сюда тянутся все онтологические картины – это онтология природного, которая сейчас на подъеме. Здесь от даосизма до современных экологических IT-технологий. И это онтология культурного антропоцентризма, онтология гуманизма, которая, с моей точки зрения, является нисходящей в данное время, хотя на нее были ориентированы предыдущие педагогики с их идеями творения «нового человека».

И онтология мира идей, онтология мыслительного или мыследеятельностного. В каждой онтологии есть своя предельная точка – идея Абсолюта или Бога, поэтому я ничего не говорил об онтологии Бога. Множественность онтологий принимаю как ценность и ресурс развития. И предельная форма образовательной идеи сегодня – это выработка способности жить и работать с несколькими онтологическими фокусами, естественно, для тех, кто находится в преодолевающей или оформляющей позиции, отнюдь не для юзеров. То есть, строить некоторые, если это так возможно назвать, мета-онтологии.

Исследовательские вопросы. Я выделил всего три, хотя список был довольно длинный. Но мне кажется, что из того, что я говорил, базовыми становятся ответы на следующие вопросы: какие типы идеальностей определяют новую парадигму образования, как происходит становление новой и захоронение старой парадигмы?

В практике реформ оказалось, что самое сложное – не придумать новую форму, не провести реформы, а захоронить старую систему. Таких технологий пока нет - они только сейчас начинают формироваться, но ответ на вопрос «как захоронить предыдущую форму» социальной организации, прежде всего – то, что поддерживают родители, учителя, и поддерживает педагогическое сообщество, и экспертное сообщество – является очень трудной задачей. И что происходит с формами трансляции в современном мире, и как понимать культуру (здесь опять должно было ставить в кавычки) сегодня – задача первостепенной важности

Всё. Спасибо.

Щедровицкий. Спасибо. Несколько вопросов.

Вопрос. Я хотел бы узнать, что Вы понимаете под «идеальностью»? Некое теоретическое построение или тот идеал, к которому нужно стремиться?

Никитин. Во-первых, если говорить в этих различениях, то, безусловно, некое теоретическое построение.

Щедровицкий. Блинов, вижу.

Блинов. Владимир Африканович, не могли бы Вы сказать о целях образования? Поскольку Вы заявили, что будете двигаться в первом слое педагогических исследований и размышлять о целях. В этой связи, только, может быть, немножко жесткий вопрос: а цели поставлены? Если цели поставлены, то, благодаря какому корпусу исследований? Если нет, то, что нужно сделать в исследовательском режиме, чтобы это произошло?

Спасибо.

Никитин. Первый ответ, что есть имманентные цели существования образования ?. Образование является продуктом городской культуры и идеи «города». Идея «города», в отличие от идеи «села»... они принципиально различны. «Село» – это то, что привязано к территории и может расширяться...

Блинов. Цели поставлены?

Никитин. Да. Сейчас отвечаю, пояснить надо. Ладно, не буду пояснять.

Первая цель – это умножение и сохранение множественности миров существования человека. Через образование оно воспроизводится. И каждая новая парадигма образования порождает целую новую, так сказать, систему этих миров – и в этом задача образования: породили новый мир, транслировали его – дали там обжиться, или нет.

Есть технические задачи образования. На них я указал. Сегодня – это создание ресурсов.

Щедровицкий. Секунду. Насколько я понимаю, ответ Владимира Африканыча звучит следующим образом. Первое – обязательно нужно проводить исследования касательно целей образования. И этот тезис «Педагогики и логики», что первый пояс педагогических исследований – это исследования целей и исследования, направленные на формулировку целей образования – остается.

Второй тезис. Произошли некоторые изменения за 40 лет. И те цели, которые формулировались имплицитно или эксплицитно в период «Педагогики и логики», требуют корректировки. Дальше есть, так сказать, несколько направлений, по которым Владимир Африканыч видит необходимость корректировки.

Поэтому, Гена, если ты хочешь как-то уточнить вопрос, то уточни его.

Щедровицкий. Леонид Александрович, пожалуйста.

Леонид Александрович. Я не из вашего Кружка, поэтому и терминов ваших практически не знаю – я из науки и атомной промышленности. Вот когда я Вас прослушал, у меня возник вопрос (может быть, Вы это просто называете другими словами): но воспитание нравственности – оно в какой-то мере входит или не входит в Ваш круг исследований?

Никитин. Я перечислил 4 вопроса, среди которых – «как жить с собой и другими, и с Богом» – поставлен напрямую. Это и есть основания для нравственности.

Щедровицкий. Спасибо. Еще вопросы? Зал большой, я не вижу – поэтому, если я вас не вижу, то вы как-то подпрыгивайте. Да, Олег Сергеевич, пожалуйста.

Олег Сергеевич. У меня вопрос такой: выступление было в жанре предварительной рефлексии самой ситуации в разработках – или всё-таки предполагалось, собственно, методологический анализ и, следовательно, введение оснований для этих утверждений?

Никитин. Ну, если это Ваше дело квалифицировать – мне казалось, что это рефлексия с выходом на методологические вопросы.

Олег Сергеевич. То есть, подготовительная, для того чтобы проводить методологический анализ, да?

Никитин. Да. Последние вопросы, они были к методологии – про идеальности.

Щедровицкий. Спасибо. Еще вопросы?

Виктор Вениаминович. Виктор Вениаминович. Вопрос относительно целей. Категория «движения» в условиях милитаристского такого глобального распространения оружия, терактов, и прочее – стоит ли ставить вопрос о цели, может быть, цель изжила себя, потому что это мишень для выстрела?

Щедровицкий. Так. Секундочку. Давайте не путать жанр вопроса и утверждения.

Виктор Вениаминович. Вопрос о том – не цели нужны сейчас. А то, что у Вас есть противоречия – есть направления.

Щедровицкий. Понятно. Ваш ответ...?

Никитин. Есть противоречия, но цели нужны.

Щедровицкий. Еще вопросы?

Розин. Володя, у меня вот какой вопрос. Вот то, что ты предлагаешь – ты предлагаешь как один из взглядов на существующее положение дел? Или ты считаешь, что ты покрыл все существующие практики, и в этом смысле, вот какая альтернатива? Альтернатива – вот есть разные практики, и предлагаешь как бы такой взгляд, а дальше мы будем обсуждать, что в результате получится? Вот ты говоришь: «Вот я уже знаю, как там на самом деле происходит»?

Никитин. Нет, безусловно, я не знаю, как на самом деле – таких претензий нет и не дай Бог, чтоб появились. Просто из того, что мне сейчас приходится делать с программами развития образования в стране и с инноватикой, у меня произошел выбор – я указал на несколько разрывных процессов, но выбрал только один как рамочный – это работа с ресурсами, истощение ресурсов, и так далее. Это выбор одной из возможностей, но она мне представляется сейчас весьма осмысленной и для промышленности, в том числе.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44