eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Исследования в образовании в контексте социокультурных сдвигов

Никитин В.А.

Предварительные тезисы к докладу                    

1. ГП полагал первым поясом методологических исследований в образовании – определение целей образования. Этому, в основном, и посвящен доклад

 Исследования, в отличии от обследований - новых результатов измерений уже сформированных ранее объектов, задают новые объекты и вводят  их имена. Исследования становятся актуальными в моменты значимых социальных изменений, фиксируют их и определяют  веер новых возможностей, предъявленных в социальных и культурных проектах, и в первую очередь, в создании нового образования.

Построение нового христианского мира, через схоластические штудии и присвоение в них античного наследия, привели к созданию средневековых университетов, Великие географические открытия, распахнувшие границы мира и обнаружившие разнообразие культур, определили появление филологического университета эпохи Возрождения. Индустриальная революция и распространение колониализма, опирались на опытный естественнонаучный университет. Гумбольд сконцентрировал    университеты на целях  развития науки. Гумбольдовская модель научного университета доминирует и сегодня.

Это доминирование определяется верой в истину, предъявляемую через науку. Однако кризис научной картины мира в условиях глобализации, широкое распространение эзотерики в массовом сознании, столкновений разных картин мира и неосвоенные социумом и культурой, последствия  технологизации,  уже демонстрируют необходимость смены целей и задач  университета.

Г.П.Щедровицкий и ММК уже в 60 годы зафиксировали конец эпохи доминирования науки и необходимость полной смены содержания образования. В «Педагогике и логике» предъявлен необходимый набор методологических средств и общие контуры программы педагогических (образовательных ) исследований. В течение почти сорока лет, прошедших после выхода книги, были проведены эксперименты  в создании новых форм образования, такие как ОДИ или  проектный университет в Тольятти, но исследовательская программа так и не была реализована.

2. Для этого были не только социальные причины, но теоретические. Произошедшие изменения в социальной жизни, требуют внести изменения в интерпретацию базовой схемы методологического исследования образования – схему воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Схема строится на принципе последовательного развертывания основных процедур культурогенеза от анализа ситуации до другого наполнения старых или построения новых каналов трансляции. В современном мире эти процедуры,  каким то образом осуществляются параллельно и сама идея трансляции знаний…. замещается формированием умений навигации в массивах хранения.???. В массовом обучении акцент перемещается на информирование.

Создание  схемы мыследеятельности также по иному высветило проблему смены основных единиц  содержания. Сегодня можно утверждать, что смена содержания образования определяется сменой доминирующей формы ( типа) мыследеятельности. Научная форма мыследеятельности не только дополняется  проектной и программными формами, но и возникает задача построения такой формы мыследеятельности, которая может работать со всеми этими и другими формами, как рядоположенными топами. Другими словами, усомневается пригодность для сегодняшней социокультурной ситуации идеи единой универсальной и доминирующей формы  образования.

3. В «Педагогике и логике» ГП утверждает, что для целей образовательных реформ,  бессмысленно рассматривать саму систему образования и ее недостатки, не выяснив суть разрывов между наличными умениями и требованиями со стороны социокультурных и технологических систем. Но и выяснив такие разрывы, мы не можем это эмпирическое знание непосредственно перевести в новое содержание образования. Для осуществления этого перехода и нужна система новых исследований. При этом это исследование должно обязательно включать указание на некоторые идеалы, которые задают принципиальные требования к исследованию.

4. Можно обобщенно зафиксировать суть современных разрывов:

  • Ускорение и уплотнение процессов обмена, перемешивание культур
  • Разорванные циклы трансляции
  • Выделение новых действительностей и перемещение акцента на виртуальности (общество зрелищ)
  • Ограниченные ресурсы и  раскрученное потребление

5.Вопросы к техническому заданию проекта нового содержания можно свести к следующим:

  • Как обеспечивать себя и семью в условиях подвижного рынка рабочих  мест
  • Как жить с другими в условиях мультикультурности.
  • Как жить с собой в условиях множественности самоидентификаций и самоопределений.
  • Как жить с Богом, истиной в условиях столкновения картин мира.
  • Исследования в области целей образования сегодня привязаны к этим вопросам.

Разные концепции педагогики строятся из того, ответ на какой вопрос Вы делаете рамочным. Если первый, то это подготовка к занятию рабочего места, если второй - то это воспитание отношения к другому и иному, если третий, то это тренинги на умения ставить цели и вообще работать с собой, на фитнес в широком смысле слова, а ответ на четвертый вопрос предполагает умение рефликтировать основания, работать с онтологиями и  жить по принципам  

И бессмысленно спорить о преимуществах подготовки или  необходимости научить человека отвечать на все эти вопросы. Он должен иметь возможность неоднократно в течение жизни включать себя в организованности, в которых строятся персональные ответы на эти вопросы.

Однако, мне представляется, что целостность системе образования, задает прежде всего ответ на четвертый вопрос. Например,  мусульманская доктрина образования жестко определяет ответ на все остальные  вопросы образования, как научная картина мира определяла все ответы в европейской доктрине.

5.ГП утверждал, «всякий серьезный разговор о задании новой системы содержаний неизбежно должен сразу же переходить в разговор о средствах и методах конструирования новых видов и типов идеальной действительности»

Одним из аспектов формирования нового типа идеального для современной социальной структуры или вернее описания ее, может быть  идея модусов отношения людей к формам возможного в идеологии мира инноваций. ( это одно из возможных сегодня типологий социальных ролей поверх традиционных, но эти роли значительно влияют на самоопределение и выбор образовательных траекторий и услуг)

Если выделить основные модусы   возможного существования идеального:

  • Преодоление невозможного в символической действительности
  • Построение идеально возможного в  действительности должного
  • Построение технически возможного в действительности реализаций
  • Использование всевозможного в виртуальной действительности

Отсюда можно предположить и четыре типа педагогик – 

  • «преодолевающей» для формирования творящих новое,
  • «долженствующая» для оформляющих новое,
  • «реализующая» для практикующих новое 
  • «заполняющая» для потребителей.

6. Сегодня можно говорить, что все разнообразие картин мира тяготеет к нескольким онтологическим фокусам:

  • Онтология природного
  • Онтология культурного антропоцентрического
  • Онтология мышлительного ( мыследеятельности)

Иная идея Бога – предельная форма организации каждого  фокуса

Множественность онтологий принимаем как ценность и ресурс развития

Видеть за множественностью единое – предельная форма возможности глобального мира

Предельная форма образовательной идеи сегодня – это выработка способности жить и работать с несколькими онтологическими фокусами ( то есть строить некоторые «метаонтологии» )

7. Сегодня нужен образовательный университет. Не тот , что передает знания, а тот, что творит формы образования, внутри которых формируются новые знания, проекты, программы. Отсюда педагогические или шире образовательные исследования становятся содержанием высших форм образования и эта тавтология точно фиксирует мою мысль. Дисциплинарные формы определяют процессы опредмечивания продуктов исследований и их распредмечивания. Этот циклический процесс является ядром нового университета.

Не предметы, а подходы являются базовой формой организации содержания и единицей трансляции в новом университете.

Однако усложнение форм представления университета с его двойным контуром - творения образовательных форм и созданием новых предметов под исследовательские, проектные или технологические задачи может быть компенсировано упрощением организационной формы. Другими словами необходимо на новой технологической базе вернуться к прямому контакту ученика с учителем или работающей группой исследователей и проектировщиков.

8. Для создания новой парадигмы образования отвечающей на формулированные выше вопросы реализуемой через новый тип университета необходима программа образовательных исследований, которые и образуют содержательное ядро новых образовательных единиц. Например:

  • Что происходит с культурой и формами трансляции
  • Что происходит в отношениях человек – большие оргсистемы
  • Что означает жизнь в сетевых сообществах
  • Как меняются формы и задачи профессий
  • Происходят ли смены типов мд
  • Какое понимание истории определяет возможность прочертить траектории образовательных систем, подходов, логик, форм и типов МД

9. Условием адекватности употребления результатов исследования является подвижность самого инструментария оценки. Отсюда необходимы:

  • Подвижная система оценки и требований к изменениям к образованию
  • Проблема больших и малых по масштабу оценок сдвигов в образовании
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44