eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

О понятии "хозяйство"

Злотников И.

 

С 17 по 23 февраля 1989 года в г.Клайпеде на базе произ­водственного объединения "Литрыбпром" состоялась организационно-деятельностная игра по теме: "Анализ хозяйственной ситуации ПО "Литрыбпром" и разработка стратегии развития объединения". В ходе ОДИ была создана методологическая группа, основной задачей которой была работа по обеспечению анализа ситуации, проводимого в игровой форме, необходимыми методологическими средствами: понятиями, схемами, методами и приемами анализа ситуации.

Однако в ходе игры выявился дефицит средств работы у самих методологов. Исходя из такой ситуации, было принято решение, попытаться, используя материал игры, специально построить необ­ходимые средства для анализа хозяйственной ситуации.

В качестве базовой проблемной точки было зафиксировано, что отсутствует понятие "хозяйство" и нет соответствующей мето­дологической схемы. В дальнейюем методологическая работа была направлена на разработку понятия "хозяйство" и создание методо­логической схемы, необходимой для организации понятийной работы. Некоторые результаты этой методологической работы и будут изложены ниже.

Проблемная ситуация, в которой оказался методолог, может быть описана следующим образом. Разные аспекты хозяйственной ситуации, представленные в докладаХ, игровых группп представляют собой разрозненные и частичные представления участвующих в ситуации позиционеров. Частичность представлений предопределена частичностью опыта и дефицитом средств, которые используются при анализе ситуации. Более того, собственно средств, которыми пользуются участники игры при анализе ситуации, из докладов групп вычленить не удается, так как не удается сформировать у участников игры рефлексивного отношения к проводимой работе. А у методологической группы нет собственных средств для анализа хозяйственной ситуации.

Анализ собственного опыта работников ПП "Литрыбпрома" затруднен, так как он не оформляется в достаточно четкие смыслы представления, а представляет собой некоторые синкретические образования, которые постоянно трансформируются за счет подвижности сознания и отсутствия необходимой для такой работы культуры.

Предъявляемый на игре "поток сознания" и невозможность осуществить работу по содержанию в ходе дискуссии самим методо­логом из-за отсутствия необходимых средств, а именно – понятия «хозяйство» и схемы, которую бы можно было использовать для анализа хозяйственной ситуации, с необходимостью потребовали от методолога пересамоопределения.

В новой позиции, целью методологической работы стало создание такого конфигуратора, такой схемы, которая могла бы в себе собрать все предъявляемые на игре нерасчлененные "знания" и заведомо бы покрывала все имеющееся в докладах содержание. Исходя из такого понимания методологической работы в данной ситуации, были сформулированы следующие принпипн, которые были положены в основание конструктивной работы в позиции методолога-конструктора.

Первое - конфигуратор должен быть объемлющим для основных "точек содержания".

Второе - необходимо задать определенный тип связи между выделенными "точками содержания" внутри конфигуратора.

Третье - необходимо найти такие формы "эпистемической упаковки", которые могли бы быть подвергнуты последующей куль­турной критике и соотнесения о наработанными я культуре пред­ставлениями о хозяйстве.

Четвертое - конфигуратор сам должен иметь форму понятия и охватывать тот минимум содержания, который позволит существовать сконструированной схеме как самостоятельной культуросо­образной единице.

Сформулированные выше принципы, определили ход конструкти­вной методологической работы. Базовыми для методолога стали процесс понимания содержания, обсуждаемого в общих дискуссиях по анализу ситуации, и процесс схематизации понятого в очевидных семиотических формах. Конструирование осуществлялось как семи­отическое оформление идей и содержания, с использованием исход­ного набора специально разработанного языка схематизированных изображений /I/. В качестве конфигурирующей формы была взята форма схемы мыследеятельности /2/. Наиболее важным в этой форме для нас было сочленение нескольких поясов движения содержания и задание способов перехода между поясами.

Конструктивное движение осуществлялось также в ходе собственных размышлений по теме "хозяйство” и оформлялось как методологическая схематизация одновременно по трем содержательным поясам.

Исходным был выбран пояс технической организации работ в системе хозяйствования. В качестве содержания, которое схемати­чески оформлялось в этом поясе, были сообщения и доклады, в которых обсуждались способы и приемы, технологии и процедуры работ, которые осуществляются в ПО "Литрыбпром" на разных функ­циональных и структурных местах объединения. Основное содержа­ние для этого пояса схемы было отобрано из докладов групп управления, экономического и инженерного обеспечения, а также группы плавсостава.

Нижним поясом схемы был выбран пояс, где оформлялось со­держание, относящееся к тем или иным формам жизненного уклада или структур жизнедеятельности, наиболее часто затрагиваемые деятельностью ПО "Литрыбпром". Такое содержание было схемати­зировано из докладов групп экономического обеспечения, плавсос­тава, кадров, общественных организаций. Отдельный материал был отобран из доклада группы города, а также из дискуссий, развер­нувшихся на общих заседаниях игры.

Верхний пояс схемы наполнялся содержанием, которое можно отнести к тем или иным формам мыслимости или типам рационально­сти, которые использовались разными участниками игры по отноше­нию к проблемам хозяйства. Эта работа составила предмет специ­ального анализа, проводимого методологом на материале развора­чивавшихся в игре дискуссий по анализу хозяйственной ситуации ПО "Литрыбпром".

Таким образом, работа по заполнению содержанием трех за­фиксированных поясов схемы хозяйства и стала основой для методологического конструирования. Последовательное обобщение и схематизация содержания, относящегося к технической организации работ в хозяйстве (средний пояс), типам жизненного уклада в хозяйстве (нижний пояс) и предъявляемым типам рациональности при ведении хозяйства (верхний пояс), позволили получить само­стоятельный конфигуратор, что и было реализацией исходных прин­ципов, на которых строилась методологическая работа.

Схематизация содержания проводилась в направлении выделе­ния наиболее существенных и содержательных, с точки зрения обсуждаемых в игре идей и предложений, относящихся к теме "хо­зяйство". Тематическая схематизация позволила выделить в итого­вой схеме наиболее существенные "точки содержания".

Особую методологическую задачу пришлось решать при проду­мывании типов переходов из одного пояса схемы в другие. Размыш­ления на этот счет сделали очевидным тот факт, что переходы из разных поясов схемы хозяйства, а также типы сочленений поясов между собой могут быть обеспечены процессами понимания и рефлексии. Эти базовые интеллектуальные процессы необходимы не только как способы "зашнуровки" схемы хозяйства, но и как спо­собы заполнения и содержательной проработки каждого из выделен­ного поясов: пояса технической организации работ в хозяйстве; пояса жизненного уклада, на основании которого строится хозяй­ство, пояса типов рациональности, которые реализуются в хозяйстве.

Важным интеллектуальным процессом методологического конструирования схемы хозяйства стад процесс соорганизации последо­вательных операций схематизации понятого в игре содержания, затем обобщения этого содержания и итогового оформления в четкую семиотическую форму - в схему. Таким образом, в результате конструктивной методологической работы была создана следующая схема хозяйства (Рис.1)

Рис. I. Схема хозяйства.

Полученная в ходе методологического конструирования схема хозяйства, стала исходным материалом. для последующей специаль­ной понятийной работы. Мы четко понимали, что схема хозяйства, полученная в результате схематизации содержания, выявленного на ОДИ с ПО "Литрыбпром", явно недостаточна для построения понятия "хозяйство". Методологическая схема, семиотическая конструкция на материале, полученном в ходе организационно-деятельностной игры, может слупить лишь формой для последующего понятийного прорабатывания и онтологических построений. Но имея исходную форму, представленную в виде методологической схемы, мы имеем базовые ориентиры для специальной и целенаправленной понятийной работы.

Для того, чтобы понятийная работа была культуросообразной, необходимо соотнести полученный в ходе ОДИ и оформленный в схеме материал с существующими разработками понятия "хозяйст­во". Такие наработки имеются в специальной литературе по теме хозяйство или в различных исследованиях, выполненных по этой теме. Именно такая работа и предполагается в дальнейшем.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

I. Анисимов О.С., Охрименко В.А., Протасов Ю.И., Чернуше­вич В.А. // Системно-деятельностные принципы разработки методического обеспечения практической подготовки студен­тов. Николаев, 1982, 163 с.

2.    Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание. // В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1986. М. "Наука", 1987, с.I24-146.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44