О понятии "хозяйство"
С 17 по 23 февраля 1989 года в г.Клайпеде на базе производственного объединения "Литрыбпром" состоялась организационно-деятельностная игра по теме: "Анализ хозяйственной ситуации ПО "Литрыбпром" и разработка стратегии развития объединения". В ходе ОДИ была создана методологическая группа, основной задачей которой была работа по обеспечению анализа ситуации, проводимого в игровой форме, необходимыми методологическими средствами: понятиями, схемами, методами и приемами анализа ситуации.
Однако в ходе игры выявился дефицит средств работы у самих методологов. Исходя из такой ситуации, было принято решение, попытаться, используя материал игры, специально построить необходимые средства для анализа хозяйственной ситуации.
В качестве базовой проблемной точки было зафиксировано, что отсутствует понятие "хозяйство" и нет соответствующей методологической схемы. В дальнейюем методологическая работа была направлена на разработку понятия "хозяйство" и создание методологической схемы, необходимой для организации понятийной работы. Некоторые результаты этой методологической работы и будут изложены ниже.
Проблемная ситуация, в которой оказался методолог, может быть описана следующим образом. Разные аспекты хозяйственной ситуации, представленные в докладаХ, игровых группп представляют собой разрозненные и частичные представления участвующих в ситуации позиционеров. Частичность представлений предопределена частичностью опыта и дефицитом средств, которые используются при анализе ситуации. Более того, собственно средств, которыми пользуются участники игры при анализе ситуации, из докладов групп вычленить не удается, так как не удается сформировать у участников игры рефлексивного отношения к проводимой работе. А у методологической группы нет собственных средств для анализа хозяйственной ситуации.
Анализ собственного опыта работников ПП "Литрыбпрома" затруднен, так как он не оформляется в достаточно четкие смыслы представления, а представляет собой некоторые синкретические образования, которые постоянно трансформируются за счет подвижности сознания и отсутствия необходимой для такой работы культуры.
Предъявляемый на игре "поток сознания" и невозможность осуществить работу по содержанию в ходе дискуссии самим методологом из-за отсутствия необходимых средств, а именно – понятия «хозяйство» и схемы, которую бы можно было использовать для анализа хозяйственной ситуации, с необходимостью потребовали от методолога пересамоопределения.
В новой позиции, целью методологической работы стало создание такого конфигуратора, такой схемы, которая могла бы в себе собрать все предъявляемые на игре нерасчлененные "знания" и заведомо бы покрывала все имеющееся в докладах содержание. Исходя из такого понимания методологической работы в данной ситуации, были сформулированы следующие принпипн, которые были положены в основание конструктивной работы в позиции методолога-конструктора.
Первое - конфигуратор должен быть объемлющим для основных "точек содержания".
Второе - необходимо задать определенный тип связи между выделенными "точками содержания" внутри конфигуратора.
Третье - необходимо найти такие формы "эпистемической упаковки", которые могли бы быть подвергнуты последующей культурной критике и соотнесения о наработанными я культуре представлениями о хозяйстве.
Четвертое - конфигуратор сам должен иметь форму понятия и охватывать тот минимум содержания, который позволит существовать сконструированной схеме как самостоятельной культуросообразной единице.
Сформулированные выше принципы, определили ход конструктивной методологической работы. Базовыми для методолога стали процесс понимания содержания, обсуждаемого в общих дискуссиях по анализу ситуации, и процесс схематизации понятого в очевидных семиотических формах. Конструирование осуществлялось как семиотическое оформление идей и содержания, с использованием исходного набора специально разработанного языка схематизированных изображений /I/. В качестве конфигурирующей формы была взята форма схемы мыследеятельности /2/. Наиболее важным в этой форме для нас было сочленение нескольких поясов движения содержания и задание способов перехода между поясами.
Конструктивное движение осуществлялось также в ходе собственных размышлений по теме "хозяйство” и оформлялось как методологическая схематизация одновременно по трем содержательным поясам.
Исходным был выбран пояс технической организации работ в системе хозяйствования. В качестве содержания, которое схематически оформлялось в этом поясе, были сообщения и доклады, в которых обсуждались способы и приемы, технологии и процедуры работ, которые осуществляются в ПО "Литрыбпром" на разных функциональных и структурных местах объединения. Основное содержание для этого пояса схемы было отобрано из докладов групп управления, экономического и инженерного обеспечения, а также группы плавсостава.
Нижним поясом схемы был выбран пояс, где оформлялось содержание, относящееся к тем или иным формам жизненного уклада или структур жизнедеятельности, наиболее часто затрагиваемые деятельностью ПО "Литрыбпром". Такое содержание было схематизировано из докладов групп экономического обеспечения, плавсостава, кадров, общественных организаций. Отдельный материал был отобран из доклада группы города, а также из дискуссий, развернувшихся на общих заседаниях игры.
Верхний пояс схемы наполнялся содержанием, которое можно отнести к тем или иным формам мыслимости или типам рациональности, которые использовались разными участниками игры по отношению к проблемам хозяйства. Эта работа составила предмет специального анализа, проводимого методологом на материале разворачивавшихся в игре дискуссий по анализу хозяйственной ситуации ПО "Литрыбпром".
Таким образом, работа по заполнению содержанием трех зафиксированных поясов схемы хозяйства и стала основой для методологического конструирования. Последовательное обобщение и схематизация содержания, относящегося к технической организации работ в хозяйстве (средний пояс), типам жизненного уклада в хозяйстве (нижний пояс) и предъявляемым типам рациональности при ведении хозяйства (верхний пояс), позволили получить самостоятельный конфигуратор, что и было реализацией исходных принципов, на которых строилась методологическая работа.
Схематизация содержания проводилась в направлении выделения наиболее существенных и содержательных, с точки зрения обсуждаемых в игре идей и предложений, относящихся к теме "хозяйство". Тематическая схематизация позволила выделить в итоговой схеме наиболее существенные "точки содержания".
Особую методологическую задачу пришлось решать при продумывании типов переходов из одного пояса схемы в другие. Размышления на этот счет сделали очевидным тот факт, что переходы из разных поясов схемы хозяйства, а также типы сочленений поясов между собой могут быть обеспечены процессами понимания и рефлексии. Эти базовые интеллектуальные процессы необходимы не только как способы "зашнуровки" схемы хозяйства, но и как способы заполнения и содержательной проработки каждого из выделенного поясов: пояса технической организации работ в хозяйстве; пояса жизненного уклада, на основании которого строится хозяйство, пояса типов рациональности, которые реализуются в хозяйстве.
Важным интеллектуальным процессом методологического конструирования схемы хозяйства стад процесс соорганизации последовательных операций схематизации понятого в игре содержания, затем обобщения этого содержания и итогового оформления в четкую семиотическую форму - в схему. Таким образом, в результате конструктивной методологической работы была создана следующая схема хозяйства (Рис.1)
Рис. I. Схема хозяйства.
Полученная в ходе методологического конструирования схема хозяйства, стала исходным материалом. для последующей специальной понятийной работы. Мы четко понимали, что схема хозяйства, полученная в результате схематизации содержания, выявленного на ОДИ с ПО "Литрыбпром", явно недостаточна для построения понятия "хозяйство". Методологическая схема, семиотическая конструкция на материале, полученном в ходе организационно-деятельностной игры, может слупить лишь формой для последующего понятийного прорабатывания и онтологических построений. Но имея исходную форму, представленную в виде методологической схемы, мы имеем базовые ориентиры для специальной и целенаправленной понятийной работы.
Для того, чтобы понятийная работа была культуросообразной, необходимо соотнести полученный в ходе ОДИ и оформленный в схеме материал с существующими разработками понятия "хозяйство". Такие наработки имеются в специальной литературе по теме хозяйство или в различных исследованиях, выполненных по этой теме. Именно такая работа и предполагается в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА:
I. Анисимов О.С., Охрименко В.А., Протасов Ю.И., Чернушевич В.А. // Системно-деятельностные принципы разработки методического обеспечения практической подготовки студентов. Николаев, 1982, 163 с.
2. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание. // В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1986. М. "Наука", 1987, с.I24-146.