eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Ролевая игра в структуре ОДИ

Сергейцев Т.

1. Включение ролевой игры в структуру и контекст ОДИ осу­ществлялось 22-24.10.86 г. в ходе ОДИ «Ситуации и представления ситуации в управленческой мыследеятельности» в ИПК Минавтопрома,  13-17.02.88 г.г в ходе ОДИ "Анализ ситуации в городском жилищном хозяйстве в г.Риге. Кроме эксперимента с игровой формой, сво­его рода ослабления действия и расслаивания формы ОДИ в «зоне» ролевой игры /РИ/, построение такой сложной структуры имеет еще две рамки: попытки ориентировать игру на подготовку и повышение квалификации (управленцев - в этих случаях); попытки построить аналитическую и исследовательскую работу в игре. Сюжеты РИ строились как анализ ситуации в ходе вхождения в должность. До и после времени РИ в регламенте было задано время ОДИ.

2. ОДИ, зачерпывающая многообразный материал, за высокого рефлексивно-мыслительного потенциала может рассматри­ваться в принципе как система, имитирующая социокультурную ситу­ацию, изображающая ее на своих досках, а также в живом сценар­ном протекании, доступном наблюдению и анализу. Взятая относи­тельно процесса имитации, РИ представляет собой вторичную (по отношению к рефлексивным, мыслительным, деятельностным формам, присущим ОДИ) структуру организации этого процесса. Роли и сюжет, составляющие форму РИ, становятся своего рода ограничи­телем по отношению к «агрессии» собственно действительности ОДИ, ее содержания. Ведь в ином аспекте рассмотрения игра вы­тесняет социокультурную реальность, заменяя ее собственной реальностью и прежде всего - процессами разворачивания содержа­ния. Такой регион внутри ОДИ важен в том случае, если материал игры не имеет собственных жестких социокультурных характерис­тик, таких, какими, например, являются характеристики профес­сионализма, прорывающиеся сквозь организующие формы ОДИ и пред­ставляющие собственные характеристики материала. С отсутствием сформированных профессиональных способов мышления и деятельно­сти мы сталкиваемся, работая с управленцами, обнаруживая смесь заимствованных из разных областей, индивидуально и опытно по­добранных норм и техник, не связанных в самостоятельный куль­турный комплекс. РИ, таким образом, задается, как специальное место в ОДИ, где эти лабильные и неустойчивыв нормативные комп­лексы могут контролируемо развертываться, наблюдаться, подвер­гаться критике и анализу.

3. Входя в «зону» РИ, ее участник получает возмонность двигаться в соответствии с тем сегментом реальности, который фиксирует его сознание. В то же время пространство ОДИ предос­тавляет возможность для внешнего рефлексивного отношения, и «выигрывают» в РИ прежде всего те, кто начинает заимствовать и использовать эти отношения, осваивая в ОДИ формы осмысления, интерпретации происходящего в РИ. Таким образом форма РИ как бы «материализует» отношение рефлексии, одновременно придавая демонстративность процессам, протекающим в РИ. Этот процесс освоения ОДИ как структуры организующей и управляющей РИ может осмысляться участником РИ как переход от "performance” т.е. игры-представления, спектакля к "gаme” – игре по правилам и далее к "play” – игре, где участник получает средства вводить свои правила, менять их. Проблематизация, "вывернутая” в топе РИ, может быть представлена в моделях типа лефевровских, вклю­чающих участников с их деятельностью, планшеты - табло созна­ния, и плацдарм - реальность, который задает объективные условия для развертывания РИ. Ядерную составляющую проблемативации в зтой модели представляет трансформация структуры реальности плацдарма, происходящая отделенно от рефлексивных, описательных, аналитических движений, акций участников РИ. Источником этих трансформаций является ОДИ, именно из нее в РИ попадает содержание. С другой стороны, участник, переходя к "gаme”, заимствуя из ОДИ основания для осмысления происходящего в РИ, осваивает игровое отношение; выделяя в рефлексии особые функции и морфологию себя как играющего, а далее - переходя к "play” и осуществляя в опоре на ОДИ покушение на плацдарм - реальность РИ, получает канал освоения и осмысления собственно ОДИ. Наибо­лее мощным инструментом этого смещения реальности являются мыслительные и деятельностные схемы; эффект точной схематизации в топе РИ может служить основой для обучения посредством РИ в ОДИ.

4. Возможны следующие направления использования ОДИ с РИ:

- формирование механизма обучения в игре и одновременно экспериментальной площадки для выделения единиц содержания обучения;

- пространственное исследование и анализ ОДИ, артикулиро­ванная работа с социокультурным материалом ОДИ;

- формирование социальной драматургии, культуры театра в ОДИ.

Кроме того, сама модель РИ в ОДИ, ее возможности могут быть использованы в такой прикладной работе вне рамок ОДИ как активное консультирование (такое консультирование было проведе­но на ПО "КАМА3” 25-30.11.87 по ситуации выборов главного кон­структора, которая была преобразована в результате консультиро­вания, а выборы - отменены, как неадекватная форма решения). Консультант работает в ситуации, когда "плацдарм", "реальность” управленца уже задана и обладает значительной укорененностью. Структура консультационной работы должна содержать как минимум две компоненты: рефлексивную игру, политику с основными управ­ленческими фокусами; выделение, захват фрагмента реальности, на который ориентируются управленцы и который является ключевым – и его трансформация в соответствии с содержанием консультации.

 

ЛИТЕРАТУРА

В.А. Лефввр. Конфликтующие структуры. У., "Высшая  школа", 1967.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44