Ролевая игра в структуре ОДИ
1. Включение ролевой игры в структуру и контекст ОДИ осуществлялось 22-24.10.86 г. в ходе ОДИ «Ситуации и представления ситуации в управленческой мыследеятельности» в ИПК Минавтопрома, 13-17.02.88 г.г в ходе ОДИ "Анализ ситуации в городском жилищном хозяйстве в г.Риге. Кроме эксперимента с игровой формой, своего рода ослабления действия и расслаивания формы ОДИ в «зоне» ролевой игры /РИ/, построение такой сложной структуры имеет еще две рамки: попытки ориентировать игру на подготовку и повышение квалификации (управленцев - в этих случаях); попытки построить аналитическую и исследовательскую работу в игре. Сюжеты РИ строились как анализ ситуации в ходе вхождения в должность. До и после времени РИ в регламенте было задано время ОДИ.
2. ОДИ, зачерпывающая многообразный материал, за высокого рефлексивно-мыслительного потенциала может рассматриваться в принципе как система, имитирующая социокультурную ситуацию, изображающая ее на своих досках, а также в живом сценарном протекании, доступном наблюдению и анализу. Взятая относительно процесса имитации, РИ представляет собой вторичную (по отношению к рефлексивным, мыслительным, деятельностным формам, присущим ОДИ) структуру организации этого процесса. Роли и сюжет, составляющие форму РИ, становятся своего рода ограничителем по отношению к «агрессии» собственно действительности ОДИ, ее содержания. Ведь в ином аспекте рассмотрения игра вытесняет социокультурную реальность, заменяя ее собственной реальностью и прежде всего - процессами разворачивания содержания. Такой регион внутри ОДИ важен в том случае, если материал игры не имеет собственных жестких социокультурных характеристик, таких, какими, например, являются характеристики профессионализма, прорывающиеся сквозь организующие формы ОДИ и представляющие собственные характеристики материала. С отсутствием сформированных профессиональных способов мышления и деятельности мы сталкиваемся, работая с управленцами, обнаруживая смесь заимствованных из разных областей, индивидуально и опытно подобранных норм и техник, не связанных в самостоятельный культурный комплекс. РИ, таким образом, задается, как специальное место в ОДИ, где эти лабильные и неустойчивыв нормативные комплексы могут контролируемо развертываться, наблюдаться, подвергаться критике и анализу.
3. Входя в «зону» РИ, ее участник получает возмонность двигаться в соответствии с тем сегментом реальности, который фиксирует его сознание. В то же время пространство ОДИ предоставляет возможность для внешнего рефлексивного отношения, и «выигрывают» в РИ прежде всего те, кто начинает заимствовать и использовать эти отношения, осваивая в ОДИ формы осмысления, интерпретации происходящего в РИ. Таким образом форма РИ как бы «материализует» отношение рефлексии, одновременно придавая демонстративность процессам, протекающим в РИ. Этот процесс освоения ОДИ как структуры организующей и управляющей РИ может осмысляться участником РИ как переход от "performance” т.е. игры-представления, спектакля к "gаme” – игре по правилам и далее к "play” – игре, где участник получает средства вводить свои правила, менять их. Проблематизация, "вывернутая” в топе РИ, может быть представлена в моделях типа лефевровских, включающих участников с их деятельностью, планшеты - табло сознания, и плацдарм - реальность, который задает объективные условия для развертывания РИ. Ядерную составляющую проблемативации в зтой модели представляет трансформация структуры реальности плацдарма, происходящая отделенно от рефлексивных, описательных, аналитических движений, акций участников РИ. Источником этих трансформаций является ОДИ, именно из нее в РИ попадает содержание. С другой стороны, участник, переходя к "gаme”, заимствуя из ОДИ основания для осмысления происходящего в РИ, осваивает игровое отношение; выделяя в рефлексии особые функции и морфологию себя как играющего, а далее - переходя к "play” и осуществляя в опоре на ОДИ покушение на плацдарм - реальность РИ, получает канал освоения и осмысления собственно ОДИ. Наиболее мощным инструментом этого смещения реальности являются мыслительные и деятельностные схемы; эффект точной схематизации в топе РИ может служить основой для обучения посредством РИ в ОДИ.
4. Возможны следующие направления использования ОДИ с РИ:
- формирование механизма обучения в игре и одновременно экспериментальной площадки для выделения единиц содержания обучения;
- пространственное исследование и анализ ОДИ, артикулированная работа с социокультурным материалом ОДИ;
- формирование социальной драматургии, культуры театра в ОДИ.
Кроме того, сама модель РИ в ОДИ, ее возможности могут быть использованы в такой прикладной работе вне рамок ОДИ как активное консультирование (такое консультирование было проведено на ПО "КАМА3” 25-30.11.87 по ситуации выборов главного конструктора, которая была преобразована в результате консультирования, а выборы - отменены, как неадекватная форма решения). Консультант работает в ситуации, когда "плацдарм", "реальность” управленца уже задана и обладает значительной укорененностью. Структура консультационной работы должна содержать как минимум две компоненты: рефлексивную игру, политику с основными управленческими фокусами; выделение, захват фрагмента реальности, на который ориентируются управленцы и который является ключевым – и его трансформация в соответствии с содержанием консультации.
ЛИТЕРАТУРА
В.А. Лефввр. Конфликтующие структуры. У., "Высшая школа", 1967.