eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Артификация мыследеятельности как проблема прикладной психологии

С.В. Попов, П.Г. Щедровицкий.

1. В рамках различных направлений прикладной и технически ориентированной психологии (педагогической, организационной психологии, психологии спорта) все более распространяется проектный подход к человеческому поведению и деятельности. Тот факт, что деятельность является искусственным образованием, что поведение человека формируется и изменяется самим человеком в соответствии со знанием о нем (поведении), являясь проблематичным фактором по отношению к психологическим исследованиям, строящимся по образу и подобию естественных наук, позитивно осмысляется в контексте прикладных разработок и психотехнической идеологии. Психотехника в буквальном смысле «открывает» новые стороны поведения человека, новые возможности и новые резервы его психофизиологической организации, строит новые психические и психологические функции. Вместе с тем, такая прикладная психология повсеместно выходит за границы традиционного психологического языка и традиционных психологических представлений; переход на проектную и формирующую точку зрения требует привлечения новых категорий и понятий, новых «схем» человека. Напротив, привлечение устоявшихся подходов и принципов объяснения, описания поведения и деятельности не позволяет «схватить» новый опыт, «стирает» и «замазывает» принципиальный характер психотехнической инновации

2. Открытие новых субъективных режимов самоорганизации, О=искусствление их и анализ о=искусствленного, и, прежде всего, задачи обобществления и воспроизведения нового опыта, объективации и отчуждения субъективных «открытий» - заставляет искать вне=психологические и сверх=психологические «рамки» для развертывания проектного подхода в прикладной психологии. Один из вариантов предложен в схемах и понятиях системомыследеятельностного подхода, который опирается на базовые представления о коллективной мыследеятельности (МД), включающей в себя процессы коммуникации, понимания, мышления, мысле-действования и рефлексии. Перечисленные процессы могут быть представлены не только как процессы, характеризующие принципиальное строение коллективной МД, но и как своеобразные МД функции, которые могут быть освоены отдельным человеком. Такое освоение предполагает включение человека в МД, индивидуализацию, персонификацию и субъективацию МД: на передний план выходят задачи технического обеспечения названных процессов, а затем и особой артификации самим человеком всех МД функций. Перефразируя Л.С. Выготского, можно сказать, что человек должен овладеть своей МД за счет особого рода технической работы; это и задает направление прикладной психологической работы в контексте системо-МД подхода.

3. Постановка проблем артификации МД заставляет нас анализировать соотношение и связь проектного и программного подходов в контексте прикладной психологической работы. Действительно, представления о коллективной МД и МД функциях могут быть поняты как цель и принципиальный проект артификации. С другой стороны, мы должны признать идею множественности возможных линий артификации и трансформации МД; программный подход требует выявления «зоны ближайшего развития» человека и его МД функций, движения в рамках этой зоны. Реализация такого подхода позволяет говорить о «антропонике» – своего рода технике и практике «выращивания» – и рассматривать антропонический подход как организационно-техническую рамку прикладной психологии. Вместе с тем переход на антропоническую точку зрения (включающую элементы проектирования) заставляет нас искать такую интерпретацию системо-МД подхода, которая была бы соразмерна поставленным практическим задачам. Реализация антропонического программирования и проектирования новых МД функций должна быть поставлена в контекст развития МД; именно идеология развития МД и «схемы» такого развития задают условия и предпосылки МД антропологии и прикладной психологии.

4. Таким образом, развертывание прикладной психологии предполагает проектный, системо-МД, антропонический и развивающий подходы, а основной проблемой следует считать артификацию коллективной МД в контексте развития МД. Разработка намеченной программы и формирование названных подходов предполагает большой комплекс методологических и научных исследований, становление ряда теоретических и технических дисциплин, обслуживающих МД антропологию и психотехнику развития, - таких как теория МД, генетические теории понимания и рефлексии, теория коммуникации, педагогическая эпистемология и педагогическая теория коммуникации, теория способностей, теория активности, теория знака и психосемиотика, схемология и схемотехника, телеология и телеотехника, историческая психология и экстрематика и др.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44