eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

К понятию индивидуальной деятельности в инженерно-психологическом проектировании

А.А. Пископпель, С.К. Сергиенко, Л.П. Щедровицкий

Деятельность воспроизводится за счет осуществления актов деятельности (АД), направленных на получение определенных предзаданных результатов (Г.П. Щедровицкий, 1967). Различаются процессуальная и предметная ее стороны. В процессуальной стороне АД выделяется способ деятельности, а в предметной – ситуация деятельности как нормативные структуры процесса и предметности деятельности. Основными элементами ситуации АД являются: результат, индивид, орудие (средство деятельности) и материал. Результат определяет целостность АД (в начале – заданный результат, в конце – достигнутый). Составляющую способа, соответствующую результату как элементу ситуации, будем именовать акцией. Таким образом, целостность АД представлена в ситуации результатом, а в способе – акцией. Определенность способа АД, связанную с орудием, будем именовать орудованием. (Освоение этой определенности способа составляет обособленное содержание обучения). Продукт деятельности как достигнутый результат производится из исходного материала, претерпевающего в процессе деятельности ряд изменений. Материал АД придает определенность способу АД в моменте, именуемом в дальнейшем преобразованием. (Преобразования, связанные с материалом того или иного вида, транслируются и нормируются).

Само понятие «орудие» – понятие функциональное. За ним стоит отношение одного предмета (орудия) к другому (материалу). Это позволяет рассматривать орудование и преобразование как стороны одного процесса – оперирования. Составляющими оперирования являются операции. Поскольку оперирование необходимо для осуществления акта в целом, между ним и целостностью может быть утсановлено отношение результатосообразности. Акция, соответствующая АД в целом, может быть представлена рядом промежуточных акций и объединяющей их порядковой схемой, именуемой в данном контексте методом АД. АД на уровне оперирования как последовательность операций, заданная материалом, набором орудий и соответствующая методу, представляет собой технологию.

Предметная сторона индивидуальной деятельности (ИД) представлена индивидом. Индивид придает способу АД определенность в моменте, называемом нами способом ИД. Процессы ИД играют организующую роль по отношению к другим составляющим АД. Каждой промежуточной акции можно поставить в соответствие единицу процесса ИД – действие. Если акции объединяются методом, то соответствующие действия в ИД объединяются планом действий.

Элементы функциональной организованности (предметная сторона) индивида будем именовать его способностями. Действию как элементу способа ИД соответствует элемент способности – умение. Предзаданный результат АД отражается индивидом в соответствующем умении и «переживается» как цель действия.

Оперирование конституируется не только орудованием и преобразованием, но и элементами ИД – приемами, в которых реализуется связь человека с орудием и материалом деятельности. Прием как рефлексивный элемент операции связывает оперирование в одно целое. Приему соответствует элемент способности – навык. Связка приемов ИД – процедура – рефлексивно отражает технологию.

Интегральная роль индивида в АД проявляется двояким образом. Во-первых, он как совокупность умений соотнесен со всеми промежуточными результатами, а как совокупность навыков – с орудиями и состояниями материала и тем самым опосредованно объединяет все элементы ситуации. Во-вторых, индивид является рефлексивным элементом, и, следовательно, именно он выполняет функцию принятия решений в АД.

Элементы ситуации АД задают способ с точностью до определенной области вариаций, причем для каждой области одна из «степеней свободы» находится в «ведении» индивида: для акции – действие, для технологии – процедура, для операции – приемы. Принятие решения о порядке действий, выступающее в функции доопределения метода, есть планирование. В том случае, когда вариативна технологическая схема операций, должно быть осуществлено программирование. (Если схема соответствующего фрагмента технологии однозначна, то индивид в данном случае «запрограммирован»). В процессе осуществления навыка в текущей ситуации индивид может регулировать выполнение приема. Эта регулировка, «вплетенная в ткань» выполнения приема, выполняется на этом уровне функцию принятия решения и обычно именуется простой ориентировкой.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44