eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Организация обучения рефлексии в ситуации групповой работы

Г.И. Александрова, Л.М. Карнозова

1. Наш исходный тезис состоит в том, что для оргуправленческой мыследеятельности наиболее значимыми являются не предметно-профессиональные знания, а специфические средства оргуправленческой работы, индифферентные к предметно-профессиональным сферам. К числу таких средств относятся прежде всего рефлексивные навыки оргуправленцев, поэтому при подготовке и повышении квалификации оргуправленческих кадров возникает необходимость искусственного формирования таких навыков. На некоторых существенных моментах искусственно-технического формирования или обучения рефлексии мы и остановимся.

2. Специфичность такого обучения состоит в том, что обучаемый должен сначала приобрести опыт рефлектирования, а затем осознать его и закрепить в определенных схемах. Этот опыт в учебных ситуациях должен быть особым образом организован. Для обеспечения работы организатора обучения в подобных ситуациях в рефлексии нами выделяются два аспекта – эмоциональный и интеллектуальный. При техническом отношении к рефлексии каждый из этих аспектов должен обеспечиваться особым типом средств. У субъекта некоторой деятельности, попавшего в разрывную ситуацию, существует два варианта продолжения: любо полный уход от выполнения деятельности, либо выход в рефлексивную позицию по отношению к ней. Первый вариант возникает в ситуации, когда деятельность недостаточно значима для субъекта, второй же вариант связан с высокой значимостью деятельностной ситуации, разрыв в которой создает эмоциональное напряжение, инициирующее выход в рефлексию. Но сам по себе выход в рефлексию не является достаточным условием для ее осуществления. Новое – рефлексивное – пространство, в котором оказался субъект, должно быть определенным образом артикулировано. Артикулированность этого пространства и будет обеспечивать второй – интеллектуальный аспект рефлексии.

3. Рассмотрим один из возможных вариантов организации рефлексии в ситуации групповой работы в организационно-деятельностной игре. Рефлексивные обсуждения введены как обязательные в программу игры наряду с работой по темамтизмам. Однако поначалу искусственная остановка организатором тематической работы группы выполняется как бы ритуально. Ответы на вопросы организатора о том, что происходило в группе тоже ритуальны до тех пор, пока не обеспечивается включенность участников в ситуацию. (Говорить о рефлексии преждевременно, пока у самих участников группы не возникнет необходимость осмыслить затруднения и разрывы в работе). Эта включенность становится возможной за счет проблематизации высказанных в группе точек зрения и «растягивания» в оппозиции, в результате чего создается общность эмоциональной зоны, инициирующей остановку работы и рефлексивный выход. Эта остановка возникает как бы естественно и становится необходимой группе для того, чтобы осмыслить причины оппозиций и затруднений в работе и наметить пути дальнейшего продвижения. За счет этого создается рефлексивно-коммуникативное пространство обсуждения, в котором пока смешаны деятельностные и ситуативно-эмоциональные аспекты ситуации. Организатором искусственно задается некоторая дистанцированность по отношению к ней. Действия организатора в этот момент направлены на то, чтобы участники группы представили свою ситуацию как внешнюю и попытались выделить и отграничить наиболее значимые компоненты происходящего. Нельзя сказать, что в этот момент кто-либо способен объективно зафиксировать причины затруднений. Но разные «виденья» этих причин с помощью особой графики фиксируются на доске и тем самым эксплицируются для дальнейшей проработки и обсуждения. Такая работа позволяет, с одной стороны, ассимилировать эмоциональную компоненту и, с другой стороны, совершить новый «виток» интеллектуализации, т.е. формирует И-компоненту рефлексии. Таких «витков» при поиске выхода из разрывной ситуации будет несколько. Они надстраиваются один над другим, ассимилируя предыдущие, поэтому так необходимо использование специальных форм для того чтобы организовать пошажную проработку с подробной фиксацией фокусов обсуждения, позволяющих найти выход из ситуации.

4. Обучение рефлексии предполагает обеспечение обучаемых средствами ее самоорганизации. Для этого необходимо осуществить новый рефлексивный «виток» теперь уже по отношению к опыту рефлектирования – закрепить этот опыт в схеме рефлексивного выхода.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44