eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

В.М. Розин "Схемы в методологии и науке, в творчестве и культуре"

Основные тезисы

1. В философии и методологии схемы изучаются, прежде всего, для нормирования  мышления, использующего (и создающего) схемы. При этом, говоря о нормировании, нужно иметь в виду не столько строгие логические императивы (хотя и таковые необходимы), сколько  различные гуманитарные соображения и представления, связанные с рефлексией нашей мыслительной работы и изучением схем. В свою очередь, необходимость в нормировании мышления, оперирующего со схемами (назовем его условно «схемным») обусловлена несколькими обстоятельствами. Здесь и простой познавательный интерес, и желание разрешить «дилемму схемного мышления» («схемы создает мыслящий субъект, мыслящая личность, но схемы схватывают и задают реальность, и в этом отношении они должны быть объективными»), и критика способов понимания и использования схем, которые ведут к редукции и другим затруднениям.

2. Сравнение подходов Канта и Щедровицкого показывает, что в обоих случаях схемы вводились в рамках методологического дискурса (мышления), то есть, судя по всему, схема принадлежит к «рефлексивным содержаниям». Более конкретно речь идет о разрешении  «дилеммы схемного мышления». В обоих случаях имеется в виду научное познание и креативное понимание познающего субъекта (у Канта субъект сам порождает познаваемую предметность, у Щедровицкого методолог стремится «не столько объяснить мир, сколько  переделать его»). Наконец, как рефлексивное содержание схемы полагаются в пространстве методологического мышления, которое обоими мыслителями концептуализируется в рамках спекулятивного метафизического дискурса (у Щедровицкого такой дискурс задается идеей «деятельности», позднее «мыследеятельности»). Но решение дилеммы креативного мышления у Канта и Щедровицкого различное. Кант предполагает, что именно схемы, поддержанные и направляемые воображением и рассудком, позволяют придать объективность  креативной познающей деятельности субъекта. Щедровицкий делает основную ставку на свой и коллективный опыт мышления, которые рефлексируются и конструктивизируются с помощью схем, а также на то, что в данных схемах можно схватить основные законы деятельности. Сочетание методологической установки с естественно-научной, убеждение, что любой материал можно организовать в соответствии с методологическими схемами, объясняют значение в концепции Щедровицкого и схем, и методов конфигурирования.       

Еще один важный момент – схемы вводятся в ситуации, когда необходимо  охарактеризовать не просто изучаемое явление, но становление нового. Последнее обстоятельство особенно подчеркивает С.В.Попов. При этом Попов прав, указывая, что у становления есть свой агент, который, с одной стороны, действует по схеме, а с другой – использует схему как средство организации и самоорганизации. Чтобы в этом убедиться и получить дополнительные характеристики схем, рассматриваются два модельных примера - методологическая и культурно-историческая реконструкция платоновского «Пира» и взглядов Аристотеля.

3. Материал этой реконструкции показывает, что новое понимание любви («платоническое») в «Пире» возникает не само собой, а в результате деятельности Платона. Можно сказать, что последний конституирует это понимание. Но в своей деятельности великий греческий философ был обусловлен разными обстоятельствами: коммуникацией со слушателями, собственными представлениями и концепциями, культурными проблемами (споры с софистами и попытки построить нормы рассуждений, становление античной личности, предполагающее создание новых личностно ориентированных социальных практик). Реализовать все эти обусловленности Платон мог, лишь развернув соответствующие схемы. С одной стороны, именно схемы, по-новому организуя смыслы, обнаруживают новую реальность любви, с другой – за схемами лежат потенции и экзистенции нарождающейся античной личности и личности самого Платона.

Приведенная реконструкция подсказывает также, в чем особенность авторского подхода по отношению к схемам и как он решает дилемму схемного мышления. Автор не только как методолог рефлексировал свой опыт схемного мышления, но и сделал схемы предметом эмпирического исследования. Особенность этого исследования в следующем: оно ориентированно на решение методологических проблем и в гуманитарном отношении, опирается на культурологию и семиотику. Чтобы по отношению к схемам реализовать исследовательский подход, различные случаи в истории философии, науки, инженерии и искусства, культуры концептуализируются в плане схемного мышления, то есть рассматривается, как некоторое представление создается и объективируется философом (ученым, инженером, художником и т. д.),  причем именно в качестве новообразования.

4. В рамках той же реконструкции показывается, что идеи Платона, сущности и категории Аристотеля, правила логики вводятся вместо схем. Они позволяют строить идеальные объекты и вести рассуждения, получая правильные знания, без противоречий и других проблем. Эта новая деятельность и получает название мышления. В данном случае мышление – это новообразование. Хотя мышление предполагает построение схем, оно не может рассматриваться как частный случай схематизации. Мышление – это мышление, принципиально новый способ получения знаний, включавший в себя разрешение противоречий, процедуры построения идеальных объектов, рассуждения по правилам логики, сведение новых случаев к идеальным объектам, получение знаний обо всех объектах, входивших в область изучаемого предмета (античные науки).

5. Вводится различение схем и квазисхем. Последние по многим параметрам похожи на схемы, но создавались и использовались в рамках других, не методологических концептуализаций. Если ввести такое различение, то история выглядит таким образом. Уже в Древнем мире сложились квазисхемы (представление о душе, богах и другие), которые и выступали основными средствами постижения действительности, источниками новых представлений о ней и новых знаний. В античной культуре наряду с квазисхемами в рамках философских дискурсов создаются и первые схемы, например, в работах Платона.           

В рамках философии схемы создаются сознательно и затем из философии заимствуются в науке и других сферах деятельности. Кроме того, во всех этих областях и практиках по-прежнему создаются новые квазисхемы. Начиная с Канта, но систематически со второй половины ХХ столетия (в методологии) имеет место специфическая рефлексия схем и формируется понятие «схема». С этого периода  становится возможным не только создавать новые схемы, но и изучать их, что мы и наблюдаем с 60-80-х гг. (результаты авторских изысканий в этой области изложены в книге «Семиотические исследования»). Для самой методологии важно различать схемы, сформировавшиеся и используемые в качестве инструментов методологической работы, и квазисхемы и схемы, которые в методологии изучаются. Выявление первых предполагает рефлексию опыта методологического мышления, а вторых - исследование ситуаций становления нового мышления и видения в рамках схемной концептуализации.  

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44