eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

П.В. Мрдуляш "Обучение схематизации"

  1. В основе сообщения – опыт преподавания схематизации на курсах для предпринимателей, чиновников и студентов.

В обсуждении того, что такое «схемы» и «схематизация», я буду опираться на известные тексты, в частности, вывешенные в ходе подготовки. В том числе на тексты С.В.Попова, не всегда опубликованные.

Но обсуждать буду именно то, что делаю. Делаю как конкретный проект/работу.

  1. Основная проблема обучения – «новая» схема.

Как учить не «схемам», а именно «схематизации»? Чтобы схема каждый раз строилась заново, в соответствии с ситуацией/ понятием / организацией.

Можно ли научить этому, как учат решать арифметические (алгебраические и более сложные) задачи, или это всегда «новая теорема»?

  1. Разные типы схем – соответственно, разные типы обучения, и, соответственно, разные формулировки вопроса о «новой» схеме.

3.1. «Организация понимания за счет визуализации смыслов».

 

 

 

 

 

 

Здесь идет обучение «визуализации». В таких схемах «новое» - это новый тип графики (новая  соорганизация графем, лежащая в основе схемы). Как этому учить – понятно. Практически учим только этому типу схематизации. Пытаемся сделать тренажер.

3.2. Схемы понятий.

Построение таких схем – это составная часть понятийной работы. Обучением не занимаемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Оргдеятельностные схемы.

Сложно организованная (двойная)  рефлексия – организация как объект (структура) и организация как деятельность по отношению к структуре. «Новая» означает – забыть о прецедентах, строить заново. Как этому учить – непонятно, можно только попытаться оснастить инструментально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Почему уделяется особое внимание графике.

4.1. Генезис схем. Можно начинать от Платона - «7 письмо». Но реально – Кант (понятийная работа). Затем – 20-е годы, НОТ, проект «Институт графического языка» при Клубе руководителей народного хозяйства им. Ф.Э.Дзержинского.

4.2. Изложение схемы в другом материале (по отношению к тому, что схематизируется) – эксплицирует схему, задает понимание ее роли (организующая) по отношению к материалу.

5. Что такое «новая визуализация» – сейчас уже почти понятно. Для построения используем:

  • тексты – выделение смыслов и их структуры,
  • образы,
  • символы,
  • старые схемы – разборка на составные части, до графем.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44