П.В. Мрдуляш "Обучение схематизации"
- В основе сообщения – опыт преподавания схематизации на курсах для предпринимателей, чиновников и студентов.
В обсуждении того, что такое «схемы» и «схематизация», я буду опираться на известные тексты, в частности, вывешенные в ходе подготовки. В том числе на тексты С.В.Попова, не всегда опубликованные.
Но обсуждать буду именно то, что делаю. Делаю как конкретный проект/работу.
- Основная проблема обучения – «новая» схема.
Как учить не «схемам», а именно «схематизации»? Чтобы схема каждый раз строилась заново, в соответствии с ситуацией/ понятием / организацией.
Можно ли научить этому, как учат решать арифметические (алгебраические и более сложные) задачи, или это всегда «новая теорема»?
- Разные типы схем – соответственно, разные типы обучения, и, соответственно, разные формулировки вопроса о «новой» схеме.
3.1. «Организация понимания за счет визуализации смыслов».
Здесь идет обучение «визуализации». В таких схемах «новое» - это новый тип графики (новая соорганизация графем, лежащая в основе схемы). Как этому учить – понятно. Практически учим только этому типу схематизации. Пытаемся сделать тренажер.
3.2. Схемы понятий.
Построение таких схем – это составная часть понятийной работы. Обучением не занимаемся.
3.3. Оргдеятельностные схемы.
Сложно организованная (двойная) рефлексия – организация как объект (структура) и организация как деятельность по отношению к структуре. «Новая» означает – забыть о прецедентах, строить заново. Как этому учить – непонятно, можно только попытаться оснастить инструментально.
4. Почему уделяется особое внимание графике.
4.1. Генезис схем. Можно начинать от Платона - «7 письмо». Но реально – Кант (понятийная работа). Затем – 20-е годы, НОТ, проект «Институт графического языка» при Клубе руководителей народного хозяйства им. Ф.Э.Дзержинского.
4.2. Изложение схемы в другом материале (по отношению к тому, что схематизируется) – эксплицирует схему, задает понимание ее роли (организующая) по отношению к материалу.
5. Что такое «новая визуализация» – сейчас уже почти понятно. Для построения используем:
- тексты – выделение смыслов и их структуры,
- образы,
- символы,
- старые схемы – разборка на составные части, до графем.