eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А.А. Тюков "Схемы и схематизация"

1. Понятие схемы

Приведем несколько словарных определений понятия:

- Схема (от греч. schema - наружный вид, форма, набросок, очерк) – это,  

1) изображение, описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах;

2) Чертёж   (Энциклопедический словарь).

-  В психологии развития Схема по Пиаже [греч. schema - образ, вид, форма] - познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность и образующих прочное взаимосвязанное целое.

-  Очень интересное определение дает словарь Брокгауза и Ефрона: Схема - это изображение, представляющее не форму, но отношения и действия предметов. Принципиально важно – не форма, а отношение и действие.

-  В издательском словаре схема - иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру и т. д.

-  По словарю синонимов Схема – это План.

-  Энциклопедия социологии на наш взгляд дает почти методологическое определение: Схема - знаковая форма представления и отображения содержания мышления или объективного содержания.

Дадим наше собственное словесное определение понятия схемы:

Схема – это мыслительная конструкция, продукт мыслительной деятельности человека или коммуникации в ситуациях «коллективной мыследеятельности», представляющая и эксплицирующая в средствах знаковых систем любого языка смыслового содержания.

Мы представляем школу ММК и поэтому утверждаем, что современное мышление должно осуществлять в языке методологических схем.

Предлагаем рассмотреть общеметодологическое понятие схемы:  

Понятие схемы задается по логике «псевдогенетического» развертывания схем. Генетически исходной единицей является схема простейшего акта коммуникации «порождения и понимания высказывания».

I

 

 

 

 

 

 

«Принципиальное непонимание в коммуникации» (Г.П.Щедровицкий, 1975) – это разрыв коммуникации. Разрыв «снимается» введением схемы опредмечивания мыслительного содержания коллективной мыследеятельности («схема ортогональных проекций»

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс опредмечивания связан с проблемами многоязычия предметизации участников коммуникации и различий в структуре языков на плоскостях предметизации.

Сема коммуникации в аналитической схеме пространства организационных форм совместной деятельности – следующий  шаг разворачивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема оргформ совместной деятельности получена также по логике псевдогенеза. Пятый уровень представляет онтологическую картину организации коммуникации.

 

III

Схема коммуникации снимает разрывы амонимичночсти языков опредмечивания за счет введения позиции интерпретатора-герменевта в совокупности позиционно-ролевого определения структуры коммуникации (считаю необходимым заметить, что нет необходимости называть слой коммуникации слоем мыслекоммуникации. Понятие коммуникации вводилось в рамках общей теории деятельности.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальная схема коммуникации как  позиционно-ролевого взаимодействия

IV Дальнейшее разворачивание схем введения понятия схемы предполагает решение проблемы семиотики схемного языка. В схематическом выражении это должна быть конфигурация структур коммуникации со структурами трансляции (Г.П.Щедровицкий).

Таким образом, схема будет представлена как языковое выражение и текст в средствах специфической знаковой системы  и в контексте чтения схем в ситуациях коммуникации в средствах естественного языка (в ситуациях «круглых столов).

2.Схема и графема.

В методологической школе ММК графическое представление схемы обязательно, но существует оно и выполняет свои функции только в контексте коммуникации, то есть чтения и интерпретации. Основной проблемой для семиотики, на наш взгляд, является разработка и утверждение графематического алфавита. Многое уже есть. Вместе с тем требуется утверждение знаковой определенности употребления и семантики графем.

3. Схемы и схематизация в истории европейской философии.

4. Схемы и схематизация в истории науки.

Исторические исследования по названным направлениям могут быть очень любопытны и занимательны, но не более. Для решения проблем схематизации мыслительного содержания в общей методологии история философии и науки вряд ли поможет. Наш язык схематизации, в особенности,  в общей теории деятельности разрабатывался и должен разрабатываться на совершенно новых основаниях содержательно-генетической логики, нежели вся предшествующая история.

Что же касается исторического анализа развития науки в средствах схематизации, то можно указать на разработки Аркадия Липкина (см.: схему)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя разработанную схему раздела науки на примере классической механики, А.Липкин представил логику и историю теоретического конструирования и эмпирических измерений в физике, химии и предлагает начала анализа в биологии и антропологии.

5. Схемы и схематизация в управлении (в том числе в современном менеджменте).

На наш взгляд исходными онтологическими картинами, определяющие процедуры схематизации в предметах теорий управления являются схема сферы деятельности (О.Генисаретский, А.Тюков, 1972, 1980) и схема шага развития.

Ниже мы приводим примеры схем двух сфер: сферы политики и сферы образования.

Обращаем внимание, что схематизация в школе ММК – это оформление результатов многолетних обсуждений в семинарах ММК. Следует различать авторские редакции и схемы, существующие только в контексте рабочих процессов на семинарах и ситуациях игр. Для общей методологии это особая проблема вынесения (артификации и экспликации) содержания ситуаций коммуникации в социум. С нашей точки зрения решение названной проблемы вновь упирается в проблему установления согласия по структуре письменности схемного языка. Это можно отдать на откуп естественной эволюции, подобно тому как это произошло с языком принципиальных схем в электротехнике и электронике. Но можно выдвинуть как проблему методологической семиотики!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представлены схемы двух (из выделенных пятнадцати) общественных профессиональных сфер деятельности: политики (управления общественным развитием; образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Схемы и схематизация в образовании.

Основной функцией схем и схематизации в образовании является формирование развитого сознания, уровень развития которого определяется по рангу рефлексии, который определяется способностью во внутреннем плане сознания замещать все позиции коммуникации и проигрывать переходы с позиции на позицию. Эта способность формируется только в процессе обучения чтению схем, их «рисованию» и интерпретации. Вместе с тем в качестве примера можно привести онтологическую и организационную схематизацию науки педагогики (см. схемы в книгах: А.А.Тюков «Общая и социальная антропология», М., 2002; «Психология образования» М., 2005.

7.      Схемы и схематизация в культуре XX века.

Культурологические исследования схематизации имею принципиальное значение для решения семиотических проблем схемного языка. Следует обратить внимание на формирование культуры схематизации в электротехнике и электроники (принципиальные и монтажные схемы), схематизации в машиностроении (кинематические схемы станков), схематизации в топографии, географии и геологии (карты), схематизацию в астрономии и астрологии. Этот анализ важен с точки зрения анализа истории формирования алфавита, выражений и культурных текстов.

Короткое замечание. Возможно, надо проанализировать опыт методологической живописи А.Буряка.  

8.      Специфика методологических схем.

В настоящее время единственной специфичностью методологических схем является их изотеричность. Увы, но проблему внедрения схемного языка  каждый методолог пока решает индивидуально. Возможно ли объединение усилий? Да, но только если мы не будем это связывать с решением политических, корпоративных или других социальных задач. Это задачи чисто методологические.

Таким образом главной специфичностью методологических схем, является то, что они еще пока разрозненные элементы языка новой формации мышления. С нашей точки зрения есть все основания говорить о позитивных перспективах такой методологической работы.

9.      Типы методологических схем.

10. Функции методологических схем.

На наш взгляд нет необходимости говорить о типологии методологических схем. Схемы это языковые средства, поэтому надо говорить и выделять их функции.

 В ММК сформировалась культура употребления схем в трех функциях: онтологической, организационной и логической. (в силу ограниченности объема примеров не привожу.) Следует заметить, что почти все методологические схемы могут быть использованы и как онтологические и как организационные. Однако только некоторые могут быть использованы в функции логических (схема многоплоскостного знания, схема системного псевдогенеза оргформ деятельности, схемы разворачивания схем.

11. Схемы и техники схематизации в содержательно-генетической логике.

Содержательно-генетическая логика и есть логика, техника и язык сематизации мыслительного содержания и диалогического дискурса. Это всегда техника разворачивания схем по логике псевдогенеза:

Генетически исходная  единица  -------- разрыв --------- снимающая форма

12. Схемы и техники схематизации в теории деятельности и деятельностном подходе.

Можно обоснованно утверждать, что техники схематизации и специфическая культура семиотических и логических разработок схемного языка непосредственно связана с разработками общей теории деятельности. Именно доктринальность деятельностного подхода и его претензии на занятие пространства сферы философии потребовали создания специфического языка схем и логики разворачивания схем.

Поэтому содержательные ответы на вопросы 13 – 18 имеют исключительно иллюстративный характер и демонстрационный характер. Характер обмена опытом в признаваемом сообществе и опыт взаимной критики и анализа семиотических и семантических ошибок.

В качестве иллюстрации техники псевдогенеза можно привести наши собственные онтологические разработки предметного пространства конкретной социологии, а именно, пространства развития организационных форм совместной деятельности (разворачивание схемы «семислойки» и превращение ее в схему «события», то есть развития способов взаимодействия людей в социально-производственных системах) см. А.Тюков, 1976, 1980, 1998, 2002..

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44