eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А.А. Попов "Схематизация как онтопрактическая функция в образовании"

1. Традиционно языки самоорганизации («заботы о себе») существовали в закрытых институтах: семья, род, церковь, ордена, университеты… Индустриальная эпоха, «обрушив небеса», во многом уничтожила антропную функцию «базовых институтов», а некоторые из них и попросту исчезли. Как писал в своё время М.Бубер, «острие антропологического вопроса застряло в теле, и рана начала гноиться», институциональная оболочка «техник себя» по-новому стала сакральной.

2. Восстановление закрытых социокультурных систем двадцатого века зачастую приводило к неконкурентоспособности и маргинализации адептов (например, при определенной условности адептов «советского народа» можно считать геокультурными маргиналами). Возникла проблема принципиальной смены практик традиции культуры самоорганизации и воспроизводства человека, а соответственно смены и перераспределения (диспозитива) знаний о языке самоопределения.

3. Введение языка самоопределения в образовательные практики (системы «открытого образования») не однозначно и далеко не очевидно. Т.к. во многом языки есть семиотические тела социокультурных практик, то смена языка есть смена самих практик; и в случае с системой образования, есть смена языка коммуникаций и содержания.

4. Традиционный культурный шлейф во многом хроноцентричен и темпорален и в этом смысле игнорирующий пространственное мышление. Это привело к предметной организации мышления, сведенного к операциям с вещами. Вместе с тем, если говорить о языке самоопределения, то это пространственно-средовой язык – язык размещения себя в истории, социокультурном пространстве в рамочно-идентификационных полаганиях.

5. Т.о. язык системы образования XXI века должен стать языком пространственного «размещения себя»[1]. А соответственно предметно-возрастная организация образования должна превратится в топологию пространственного мышления. С точки зрения гуманитарно-методологического подхода пространственное мышление возможно рассматривать как рамочное мышление, осуществляющее управление (вбирающее в себя) дискурсивным мышлением и образно-эйдетическим мышлением[2].

6. Соответственно должно произойти и революционное изменение коммуникативных стратегий образовательных систем. Тезисно это можно сформулировать как переход от дидактики к политетике[3], т. е. к одновременному разворачиванию всей полноты практики, презентирующей изучаемый объект.

7. Образовательная деятельность не имеет собственных практик, за исключением онтоконструкторских полаганий. Конструирование носит онтопрактический характер – объективное полагание мира и сферно практическое описание. Базовым элементом такого полагания является схема.

8. Конструирование схемы является процессом объективации реальности. Такое конструирование становится ведущим действием в онтопедагогических системах.

9. Схема является наиболее адекватным процедурным механизмом образования, направленного на разворачивание пространства и ситуации самоопределения человека, поскольку схематизация производит:

  •  характеристики пространственной организации;
  • характеристики организации единиц целостности;
  • характеристики коммуникативной организации.

При этом конструирование вводит «четвероякое содержание»: объект, действие-операции, знаки/языки и понятия.

10. Социокультурные объекты (конструируемые в онтопедагогике) выступают в качестве чистых модельных форм – онтологических схем.

Социокультурный объект возникает как определённая схема, обеспечивающая продуктивное действие.

Происхождение социокультурного объекта обоснованно принципом схемы двойного знания, когда задаётся пространство изображения объекта и особое пространство для самого объекта как возможного. Здесь и появляется пространство онтологических схем. Антропологичность же этого пространства возникает  за счёт целеполагающего характера: «объект есть всегда выдвинутая вперёд цель, к которой мы идём» (Г.П. Щедровицкий)



[1] Опыты подобных языковых практик возможно, например, проследить в интроспективных эссе учеников Школы гуманитарного образования. См. «От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий», Москва, 2006 г.

[2] Интерпретация гипотезы П.Г.Щедровицкого. См. стенограммы «Первой Философской Школы», Новосибирск, 1998г.

[3] А.А.Попов, И.Д.Проскуровская «Понятие образовательной задачи в контексте теории педагогики самоопределения»// Образование XXI века. – Рига, 2002, С. 99-117.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44