eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А.А. Тюков "Псевдогенетическое развертывание схем в содержательно-генетической логике"

Предворение. Методология ММК отличается от других философских учений и методологических разработок доктринальной направленностью и претензией на занятие места всей сферы философии в современном общественном целом и культуре. Вот что писал об общей методологии сам Г.П. Щедровицкий: “Возникшие совершенно естественно и необходимо в качестве служб, обеспечивающих развитие профессиональных форм мышления, все эти “вторичные” методологии ходом своего относительно независимого развития начинают разрушать и дезорганизовывать целостность сферы мыследеятельности: каждый тип мышления благодаря организующим функциям своей профессиональной методологии обособляется от других типов мышления.... Альтернативным решением проблемы, на мой взгляд, является развитие методологического мышления как универсальной формы мышления, организованной в самостоятельную сферу... Развитая таким образом методология будет включать образцы всех форм, способов и стилей мышления - методические, конструктивно-технические, научные, проектные, организационно-управленческие, исторические и т.д.; она будет свободно использовать знания всех типов и видов, но базироваться в первую очередь на специальном комплексе методологических дисциплин -- теории МД, теории мышления, семиотике, теории знаний теории коммуникаций и взаимопонимания" и т.п.”[1]. Итак, методологическое мышления и в целом “методология” претендует на универсальность, на функции самостоятельной общественной профессиональной сферы.

Тезисы.

I.   Псевдогенез в содержательно-генетической логике. Диалектика по нормам этой логики в оппозиции к видам формальных логик, строится на основании постулата исходной категориальной схемы – псевдоестественного полагания объекта изучения «как он есть на самом деле». Дальнейшее рассуждение строится как непрерывное выявление противоречий в понятиях и рефлексивный поиск понятийных форм, разрешающих выявленное и «положенное» как естественный механизм развития объекта изучения.

Таким образом, была построена логика «псевдогенетического выведения и развертывания предметных схем». Вариант реализации такого способа рассуждения был осуществлен при построении «Программы комплексных исследований в сфере спорта» (МФИФ).

В основу рассуждения была положена идея сопоставления слоя процесса со слоем морфологии в в четырехслойной системе деятельности. Непрерывный процесс деятельности сопоставлялся с морфологически организованным материалом – «индивидом с его  интериоризованными способностями». В итоге построения псевдогенеза организационных форм снятия разрывов в системах деятельности была построена многоплоскостная аналитическая система квалификации способов взаимодействия людей в совместной деятельности – в развитии социально-производственных систем.

Позже логика псевдогенеза была оформлена в виде схемы пространства со-бытия. Отношение слоев взаимодействий как уровней логического генеза является онтологическим следствием реализации норм рассуждения в языке содержательно-генетической логики.

II. Общая теория деятельности В общей теории деятельности, созданной работами членов ММК, представлен весь комплекс предметов, позволяющих обеспечить содержательное развитие современной антропологии, культурологии, политологии и т.д., то есть всей сферы социальных наук и дать осмысленное объяснение истории формирования предметов естественных наук. Причем общая теория деятельности как методологическая дисциплина освобождена от недостатков «частных методологий» и ограничений мысли, которые создают профессиональные (а точнее цеховые) парадигмы сознания. Схемы общей теории деятельности позволяют вывести фундаментальные следствия для организации предметов социальных наук, социального проектирования и социопрактик. Так, сфера деятельности как социотехническая система позволяет определенно решать проблемы анализа и организации функционирования и развития систем.

В качестве примера можно привести развертывание схемы «Шага развития».

РАЗВИТИЕ - Система управленческих воздействий с целью правового, орга­низационного, финан­сового, технического, кадрового, научного и информационного обес­пе­чения развития как процесс сужения стихийных эволюций в направ­лении модели потреб­ного будущего. Непрерывное програм­мирование жизне­­деятельности.

II.  Комплексный подход. Семинары ММК по своему происхождению и по способам функционирования (свободный ринг) были реализацией комплексного межпредметного и межпрофессионального взаимодействия. В форме онтологии идея «комплексной организации мыследеятельности» была оформлена в схеме «Пространство комплексного человекознания».

Сущность достижения ММК, связанная с внедрением комплексного подхода, заключается в утверждении соотношения системного и комплексного подходов. Последовательно реализуя принцип антинатуралистического психологизма, представители ММК в различных вариантах продолжают работы по созданию доктрины антинатуралистической деятельностной философии, которая была заявлена с момента возникновения ММК.

В основе подхода лежит исходная онтология типодеятельностного пространства. Конкретизация этого пространства определяет все последующие видовые классификации деятельности.

III.  Методологическая организация наук. В качестве примера приложений я привожу собственные разработки предметов новой психологии.



[1] Щедровицкий Г.П. Смысл оппозиции натуралистического и деятельностного подходов. Избранные труды. М., 1995. С 152-153.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44