eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Сазонов Б.В. "Специфика схематизации в ММК"

Тезисы выступления на четвертой конференции по схематизации

  1. Для московского методологического кружка (ММК), особенно в семинарской работе, характерна «методологическая живопись». Однако нет каких-либо нормативных требований к процессам схематизации и схемам, а в текстах, приготовленных для печати, последние чаще всего отсутствуют. Так нужны ли схемы, и если да, то в чем их специфика.

     

    Вопрос о специфике предполагает, вроде бы, представление о некотором множестве схем и их типологизации. Но это тупиковый ход, поскольку вся знаковая действительность способна быть понята как некая схема: к ней можно отнести рисунок, иероглиф, карту, даже жест. Более того, любой языковой текст можно понять как нормативную схему описания действительности и эксплицированную с помощью либо грамматических, либо логических средств. В науке и инженерии схемами называют более узкий класс знаковых конструкций – формализованные языки науки с моделирующими элементами или «программы» какой-то работы.

    Дело, видимо, не столько в тех или иных схемах, сколько в специфике той деятельности, в которой они создаются и используются. В нашем случае интересна методологическая деятельность в ее сопоставлении и противопоставлении с другими – научной, проектной, управленческой и другими.

  2. Как я уже неоднократно говорил, методология ММК берет начало в работах Ф. Бэкона и Р. Декарта.

     

    В отличие от (предшествующей) философии, занятой непосредственным усмотрением действительности, Бэкон разрабатывает программу естественной науки, чье знание опосредовано верифицируемыми и транслируемыми методами эмпирического исследования и преобразования объектов природы. Эти методы не предполагают обязательного выхода на формализованные языки, однако упор на количественные методы научно-эмпирического исследования предопределил развитие именно формализованных языков науки.

    Декарт вводит принципиально иное представление о методе – это не приемы работы с объектом изучения (Природы по Бэкону), а определенным образом формализованные способы мышления. Сам Декарт формализует их в правилах Ума, а также ставит задачу разработки особой «универсальной математики», инструментально оспосабливающей работу познающего мышления. Принципиально важно, что такими инструментами работы мышления могут выступать сами знаковые системы – их формализованные и моделирующие элементы (что бессмысленно для Бэкона). Так, он вводит систему координат как инструмент построения аналитической геометрии.

    Анализ связи этих двух подходов крайне важен для понимания развития методологии вообще и ММК, в частности. (Притом что каждый из них, как кажется, не просто выражает различие точек зрения методологов, а присутствует в реальной научно-инженерной деятельности – в ней можно наблюдать и момент оперирования с объектом, в результате чего появляются его модели, и способы собственно мышления, опирающего на созданные при его участии формализованные знаковые конструкции). Неразличение этих двух моментов до сих пор порождает массу философских и методологических проблем, в том числе и в нашем движении. Но проблема не оканчивается на понимании этой разницы в каждом конкретном случае – по сути, проблема заключается в преодолении разрыва между ними (в решении кантовского вопроса о границах того и другого в контексте их взаимодействия).

  3. Содержательно-генетическая логика, не очень отдавая себе отчет в различии этих методологических подходов и наличии здесь проблемы (хотя и резко звучали тезисы антипсихологизма и операционалистская трактовки мышления как процесса в объектах и знаковых системах вне головы), сочетала их на своеобразный манер. Речь в первую очередь шла об анализе операций такого «внеголовного» мышления (требовалось создать алфавит таких операций). Подробно анализировались операции (сопоставления и отнесения) с (поименованными) объектами, но, далее, рассматривались уже операции в знаковых слоях замещения, то есть в (искусственных) продуктах мыслительной деятельности, что, скорее, принадлежит к действительности способов мышления. Более того, способы (мышления) были прямым предметом анализа и конструирования при педагогическом исследовании решения арифметических задач школьниками.

     

    Характеризуя этот этап развития ММК, отмечу, что он шел в русле методологии Нового времени, однако не был существенным продвижением относительно этого контекста.

  4. Поворотным пунктом, с которого ММК начинается в качестве новой методологии, вступившей в новые отношения с такими традиционными областями деятельности как наука, проектирование, коллективно организованная программирующая деятельность и, в перспективе, управление в социальных системах, служит появление И=Е=концепции и Деятельностного подхода с его многими технологиями. Их суть может быть выражена в двух схемах: в схеме позиционности мыследеятельности и в так называемой «схеме велосипеда»: 

     

    Заметим, что в каждой из технологий в схеме «велосипеда» субъект деятельности (и, соответственно, инструменты и результаты его деятельности) выступает не как нечто универсумальное, но позиционно определенное. 

    В этой схематике как рамочной исчезает противопоставление мышления объектам природы, и мы имеем дело с единой действительностью деятельности – присутствующей в ее искусственной или же оестествленной модальности. При всем том эта рамочная конструкция не отрицает шага, при котором оестествленный объект рассматривается (является) естественным и подлежит научному исследованию или инженерному конструированию (в противовес или в дополнение к методологически оспособленному проектированию).

    Так представленный Деятельностный подход никак не исчерпывает проблематику схематизации, но лишь задает возможный угол ее рассмотрения применительно к работе ММК – работе, которая должна быть критически оценена и развита. В частности, один из важных вопросов – функции и механизмы ситуационной схематизации в процессах методологической работы и коммуникации и принципы работы с «нормативными» стандартными схемами.

     

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44