eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Алексеев Игорь Серафимович

Философ и историк науки, специалист по историко-методологическим проблемам физики XX в., д-р филос. наук (1977), проф. (1981; доц. – 1976).

Род. в пос. Ташино (ныне – г. Первомайск) Горьковской обл. Окончил физфак МГУ (1959) и там же заочную аспирантуру кафедры диалектического материализма естественных факультетов (1962). Работал на кафедре диалектического материализма естественных факультетов МГУ (1961-1962), на кафедре философии Новосибирского государственного университета (1962-1970), в Институте философии АН СССР (1971; 1988), Институте истории естествознания и техники АН СССР (1971-1982; 1985-1988), зав кафедрой философии завода-втуза при ЗИЛе (1982-1985). В 1972-1982 также преподавал на кафедре философии Московского физико-технического института. Канд. дисс. – «Категория структуры и развитие представлений о структуре атома» (1964); докт. дисс. – «Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ» (1977).

И.С. Алексеев познакомился с развивавшимися в ММК идеями в начале 1960-х гг., будучи аспирантом-философом. Они оказали большое влияние на его творчество, основным мотивом которого были деятельностные представления о познании и реальности (на материале физики). Свою концепцию физического познания и физической реальности Игорь Серафимович называл «субъективным материализмом» и пытался отстаивать право на такую необычную позицию не только в дружеском кругу, но и публично. Опираясь на первый тезис Маркса о Фейербахе, И.С. Алексеев рассматривал в качестве объективной реальности не только природу (объекты-вещи), но и человеческую практическую деятельность. Применительно к физической реальности это означает, что действия физика-экспериментатора (процессы измерения) объективно реальны и должны быть включены в картину физической реальности.

Согласно И.С. Алексееву, именно это имеет место в квантовой механике. В связи с этим он подробно анализировал концепцию дополнительности Нильса Бора, задающую принципы интерпретации квантовой механики. Результаты анализа можно кратко изложить следующим образом: невозможность объединения противоречивых аспектов реальности в единой картине предстает в виде несовместимости двух способов описания этой реальности; сама же картина физической реальности остается единой — за счет введения в нее наряду с планом картины объекта плана картины наблюдения, т. е. деятельности.

Согласно И.С.Алексееву, концепция дополнительности может быть использована в качестве методологического принципа для разрешения концептуальных трудностей, возникающих во внефизических областях знания – поскольку результаты человеческой деятельности в любой области знания с неизбежностью должны быть описаны средствами обычного языка. При этом принцип дополнительности будет регулировать «неклассическое» употребление «классических» понятий. Возможности применения принципа дополнительности в социологии были рассмотрены Игорем Серафимовичем совм. с Ф.М. Бородкиным.

Представление о двуплановости картины физической реальности нашло отражение в разработанной И.С.Алексеевым трехкомпонентной модели структуры физического знания. За единицу физического знания берется теория, представляющая систему элементов знания, которые отличаются своими объектами отнесения. В трехкомпонентной модели в качестве объектов отнесения выступают объекты наблюдаемые, ненаблюдаемые и математические; они различаются по способу существования, обусловленному типом деятельности, в которой они фигурируют.

И.С. Алексеев выдвинул программу построения теории научной рациональности как согласованности элементов содержания системы знания. Деятельность по согласованию является многоуровневой: на нижнем (и основном) уровне находится согласование знания на уровне отдельной теории (включающее согласование элементов содержания знания в целостную систему с помощью интерпретативных связей и согласование теории с эмпирическими данными); на интертеоретическом уровне находится согласование отдельных теорий, принадлежащих к одной и той же научной дисциплине. Кроме того, можно выделить уровень междисциплинарного согласования (например, физики и биологии), а также поставить проблему глобального согласования всей науки с остальными подсистемами мира человеческой культуры.

И.С. Алексеев не считал себя членом ММК – по складу своего характера он был исследователем-одиночкой. Характерно, что у него не было ни учеников, ни аспирантов. Однако, разрабатывая проблемы методологии и истории физики, он активно заимствовал идеи из разных источников, в том числе и из Кружка.

Отмечу позицию Игоря Серафимовича по отношению к ММК, когда (1963-70 гг.) он активно участвовал в работе семинара по философии науки, организованном М.А. Розовым в Новосибирском Академгородке. (См.: На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, 2004; И.С. Алексеев. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. М., 1995. Эта книга включает в себя не только труды Алексеева, но и воспоминания о нем.) Тогда Игорь Серафимович был основным связующим звеном между двумя семинарами: бывая в Москве чаще других участников новосибирского семинара, он стремился не пропускать заседания ММК и постоянно транслировал, пропагандировал и развивал разрабатываемые в нем идеи в новосибирском семинаре.

В свою очередь Г.П. Щедровицкий относился к нему как к своему единомышленнику и даже члену Кружка. Приведу фрагмент его доклада на семинаре 1989 г., посвященном памяти И.С. Алексеева. Вспомнив день, когда их познакомил Розов, ГП продолжил:

– Мы пошли гулять, и с этого момента, мне кажется, началась наша дружба и постоянные дискуссии. И с этого же момента, наверное, Игорь Серафимович стал членом ММК, как мне это представляется. Положение у него было довольно сложным, поскольку он не был в числе тех, кто начинал строить концепцию СМД подхода. Поэтому он должен был сначала освоить все то, что уже было написано, осмыслить и это, в частности, он прописывал в своих статьях, а зачем начинал развивать дальше. Эта его особенность – положение человека, который начинает осваивать какие-то представления, развитые до него, положение, когда приходится фиксировать все неточности, оттенки, варианты… И либо начинающий схватывает их, либо не схватывает, и каждый раз оказывается, что текст, который он производит, невероятно информативен и помогает понять то, что было, и то, чего не было. С этой точки зрения работы Игоря Серафимовича были и продолжают оставаться для меня неимоверно продуктивными. Одна из последних, если я правильно понимаю, его работ опубликована в сборнике «На пути к теории научного знания» – я до сих пор очень внимательно штудирую эту статью и постоянно извлекаю оттуда импульсы к новым размышлениям и уточнениям наших прошлых представлений…

Несмотря на то, И.С. Алексеев направлял свою исследовательскую работу в области методологии и истории физики по отличному от ММК руслу, в следующих его работах влияние идей, развивавшихся в Кружке, прослеживается особенно отчетливо. Назову их:

Способы исследования системных объектов в классической механике // Системные исследования. М., 1972.

Структура механики Ньютона // Системный анализ и научное знание. М., 1978

Системный подход к проблеме обоснования физического знания // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980. М., 1981.

Операционально-смысловой подход к анализу структуры научного знания // На пути к теории научного знания. М., 1984.

К.И. Алексеев

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44