eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Данилова Вера Леонидовна

Впервые я увидела Г.П. Щедровицкого в самом начале 70-х (70-й или 71-й гг.). Он участвовал в одной из дискуссий в Институте психологии, и его выступление выгодно отличалось от остальных своей содержательностью и осмысленностью. Никто из моих знакомых не смог объяснить мне, что это за человек, где он работает и как можно поближе познакомиться с его идеями. Поэтому я просто нашла по каталогу журнальных статей публикации Георгия Петровича (а их к тому времени было уже немало) и несколько месяцев разбиралась с ними, получая огромное удовольствие как от содержательно-генетической логики, так и от системного подхода.

В это время я была студенткой факультета психологии МГУ, увлекалась подходом П.Я. Гальперина, пытаясь разработать методику формирования продуктивного мышления (на материале математических задач). Необходимым условием разработки формирующей методики является выделение «предметного содержания и объективной структуры» формируемой деятельности (в языке теории деятельности примерно то же самое называется «нормой деятельности»). К тому времени я уже поняла, что ни язык психологии, ни язык математики не позволяют мне описать «предметное содержание» решения задач. А содержательно-генетическая логика – схема нескольких уровней замещения – такую возможность давала. Опираясь на эти схемы, я сделала формирующую методику, которая до сих пор кажется мне очень изящной, и поняла много нового о процессах решения задач. После этого я стала считать себя последователем Г.П. Щедровицкого, еще ничего не зная ни о существовании методологического семинара, ни о том, что среди моих знакомых несколько человек в нем уже участвуют.

Примерно через год мой однокурсник Роман Спектор пригласил меня на открытый семинар в ЦЭМИ, где обсуждалась категория системы Г.П. Щедровицкого и рефлексивная алгебра В.А. Лефевра: Георгий Петрович полемизировал с О.И. Генисаретским и В.Я. Дубровским. Было невероятно увлекательно следить за движением содержания и мысленно соучаствовать в происходящем.

А в 1973 г. А.А. Пузырей пригласил меня на «внутренний» семинар, который еженедельно собирался на квартире Георгия Петровича. С тех пор я перестала быть «вольнослушателем» («курсисткой»), а стала участником методологического семинара. В то время я как раз поступила в аспирантуру к П.Я. Гальперину, т.е. у меня были большие амбиции, критическое отношение ко всей «нормальной» психологии и много свободного времени. Достаточно быстро я начала ходить на все семинары Георгия Петровича, т.е. участвовала в методологических обсуждениях 3-4 вечера в неделю. В наибольшей степени меня привлекали темы, связанные с коллективным решением проблем и диалогом (в философском смысле), тем более что тогда я и мои друзья увлекались также идеями М.М. Бахтина и В.С. Библера. За время аспирантуры я сделала на «внутреннем» семинаре два доклада: один – о мыслительной организации коммуникации (на материале своего взаимодействия с научным руководителем), другой – о существующих техниках коллективного решения проблем и различных схемах распределения функций в этом процессе. Первый доклад продолжался месяца два или три, второй, кажется, был короче.

По окончанию аспирантуры пришлось уехать из Москвы. После этого я участвовала с докладами в совещаниях, которые проводил Георгий Петрович, а с 1980 г. с большим увлечением занялась ОДИ (перестала участвовать в играх Г.П. Щедровицкого после И-69). В какую-либо другую игровую команду я тоже не вошла (участвовала в играх П.Г. Щедровицкого, А.П. Буряка, Л.М. Карнозовой). Шесть ОДИ я разработала и провела сама (две из них совместно с С.Л. Содиным и В.В. Воловиком).

При этом я продолжала работать по специальности: преподавателем психологии, научным сотрудником, сотрудником психологической службы вуза и т.д. В 1990 г. начала осваивать практическую психологию (психотерапию), сейчас занимаюсь преимущественно терапией и консультированием.

Продолжаю участвовать в проектах методологического сообщества: преподаю в Тольяттинской академии управления, участвую в работе «Фонда развития имени Г.П. Щедровицкого», подготовила к изданию цикл лекций Г.П. Щедровицкого «На досках».

Важнейшей задачей методологического сообщества в настоящее время считаю сохранение (может, точнее было бы сказать, «возрождение») культуры методологической работы и в первую очередь – методологического мышления.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44