eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Котельников Сергей Иванович

Закончил технический вуз в Львове в 1966 году. Через год стал интересоваться судьбами страны в понимании, близком к диссидентскому. От диссидентов получил первые сведения примерно в том объеме, который публиковал журнал «Огонек» во времена перестройки. Этот интерес постепенно привел к отказу от профессии и поискам содержания и места, где можно было бы продолжать размышления. Место не находилось. Горизонт не прояснялся. На первомайской демонстрации 68-го поднял плакат «Интеллигенты всех стран, соединяйтесь!», за что исключен из комсомола – шла пражская весна.

В 1975 году, отслужив в армии, переехал в Москву и продолжил затянувшиеся поиски. Единственным достойным местом тогда казались философские кафедры. В армии вступил в партию, что было обязательным условием аспирантуры, и сдал экзамены. Однако вскоре был распознан как чужой и выброшен. Стал «прочесывать» московские гуманитарные семинары, пока не наткнулся на семинар Н.Г. Алексеева, и был переправлен в Комиссию по мышлению и логике, где «царил» ГП. Поиски прекратились.

Завораживала возможность следить за мыслью, открывать ранее недоступное, неизвестное. На семинарах велась не теоретическая, не идеологическая, а мировоззренческая работа, причем, не в философской, а близкой к технической манере. Возникал эффект «очистки грязного стекла», при этом непрерывно обсуждались средства. Этого было достаточно, чтобы считать жизнь удавшейся сравнительно с тем, что было вокруг.

Волю к жизни можно было выключать на время коллективного похода. Домашние семинары казались подготовкой к публичным «маршировкам». Важна подготовка и бой, а где и зачем – знал учитель. Да и знать не хотелось, была уверенность, что конкретное, предметное и пр. знание – лишь одна из возможностей. А жить нужно и хотелось в пространстве возможного, передвигаясь в поисках принципиально достойного. Настоящее недостойно, пока не осмыслено с точки зрения возможного будущего.

1977 - 83 гг. – участие в работе семинаров, играх и пр.

83 – 89 гг. – пауза.

89 – 95 гг. – эксперт Школы культурной политики П.Г. Щедровицкого, участник семинара и проектов группы Н.А. Цветкова.

98 – 2004 гг. – участие в политических проектах группы Т.Н. Сергейцева, Д. Е. Куликова, И.С. Валитова.

Инерцию социума можно уважать, считаться с ней и ненавидеть. Имея вкус, можно с ней играть. Идея ОДИ была призвана вовлечь профессиональное мышление в методологизацию. Но игра конечна, а инерция продолжительна. Проблема воспроизводства вкуса к будущему решается в коллективе с лидером. Достижение ММК – замена мессии, вождя, авторитета (и пр.) лицом, вопрошающим от имени будущего. Для европейской цивилизации чувствительность к будущему привычна, а Россия придала ему поэтическую звонкость, отчаяние и жестокость. Тут нужен голос, взявший право и власть спросить так, чтобы нельзя было не ответить. Тут право органично правлению, это мыследеятельностное право, направленное против постмодернисткой вседозволенности и политкорректности, уничтожающих реальность.

Но лидер должен быть безупречен не только как мыслитель. Ведь будущее привлекает не только блеском рационального. Проблематизация прекрасна, но утомляет физиологию. Ответчик должен существовать в зоне ответа. Лидер имеет силы исцелять уставших в надежде сделать еще шаг вместе и при этом не оступиться, не посрамить прошлого.

Публикации в ММК не котировались и мало влияли до момента, когда дискуссии, где мог существовать голос, были остановлены. Важным были и остаются мыследеятельностные вклады в искусственно созданных ситуациях. Технология программирования, примененная в играх, содержит места и организованности для таких вкладов. Эти организованности набраны из опыта методологизации в кружковой работе ММК и модернизированы: тема исходного доклада, ситуация, цели и рамки игроков, результаты в форме проблем и задач, принимаемых к размышлению. Игровой период практически остановил публикации.

Без лидера неустойчивость взаимодействий с подобными организованностями вне ММК создала дефицит общепризнанных плацдармов методологизации. После 1988 года многие обратили внимание на новые действительности и типы деятельности, претендующие на захват других деятельностей или влияние, в частности – на политические плацдармы. Как в стране без государства, риски распределены – кто-то не угадает будущего. Эффективна ли рефлексия, цементировавшая ММК в закрытом обществе – пока неясно.

Примерно с 1997 года сделал выбор в пользу технологий массовой коммуникации. В составе группы Т. Сергейцева и Д. Куликова принял участие в проекте Уличного телевидения. (Уличное телевидение – от игрушки к технологии. «Кентавр», № 27. Там же можно найти список основных публикаций).

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44