eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Лидерс Александр Георгиевич

В 1974 г. группа студентов 4 курса ф-та психологии МГУ, в которую входил и я, обратилась к В.Я. Дубровскому, который вел тогда на факультете два-три спецкурса (часть из нас их посещала), с просьбой создать для нас вне учебной программы семинар (кружок) «по перестройке психологии». Первые встречи нашей группы проходили самостоятельно, например, одна состоялась дома у В. Семенова и была посвящена проблеме личности в психологии.  Виталий Яковлевич отказался вести у нас такой кружок и предложил в руководители Г.П. Щедровицкого. Пожалуй, мы мало что знали  тогда о ГП, хотя конечно знали его брата Льва Петровича, работавшего на факультете.

С Георгием Петровичем мы (в том числе и студенты не психологи) встретились, по крайней мере, дважды: дома у Ю. Стеклова, второй раз – у меня. Потом ГП предложил нам просто участвовать в его уже развернутых проектах – на семинарах по понедельникам и вторникам у него на Петрозаводской улице и в регулярных заседаниях Комиссии по психологии и логике мышления в Давыдовском институте. Именно с тех пор я считаю себя участников семинаров ГПЩ и в этом смысле щедровитянином.

Несомненно, Георгий Петрович был и остается моим учителем методологии, тогда как учителем в психологии для меня был и остается П.Я. Гальперин. Поэтому я считаю себя и гальперианцем тоже. Заметьте – именно гальперианцы из всех других психологических школ оказались наиболее «вхожи» в методологическую систему по версии ММК!

Наибольшим своим достижением в методологии считаю статью, опубликованную в известном (малотиражном или даже запрещенном – молва тут размытая) сборнике к конференции по Л.С. Выготскому. Этот мой текст Георгий Петрович просматривал, делал замечания и, видимо, обеспечил его публикацию.

Не помню, когда я вышел из кружка. Скорее всего, в начале 80-х (когда женился). И это был выход скорее организационный, а не интеллектуальный.

Но методологом я не стал – оставаясь преподавателем ф-та психологии МГУ, стал практическим психологом: с 1983 года занимаюсь психологическим консультированием родителей и психологическим тренингом с подростками. При этом ценю две «Золотые психеи» Национального психологического конкурса, полученные мною за книгу «Психологический тренинг с подростками» (2001 г.) и за «Журнал практического психолога» (2000 г.)

В настоящее время мои научные интересы находятся, прежде всего, в области семейной и практической психологии, а мое главное дело сегодня – вклад в развертывание профессиональной инфраструктуры психологии с помощью когорты (сейчас их уже одиннадцать!) практико-ориентированных психологических журналов, которые я редактирую и/или издаю (вместе с В.Г. Колесниковым). Третий год являюсь руководителем секции семейной психологии, семейного консультирования и психотерапии Московского отделения Российского общества психологов. Провел три больших конференции по психологии семьи (2003, 2004, 2005).

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44