eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Базаров Тахир Юсупович

Мое первое знакомство с идеями Г.П. Щедровицкого началось со знакомства с П.В. Малиновским в 1976 г., когда я учился на психфаке МГУ. Тогда я был жаден до знакомства с различными философскими системами, слушал лекции М.К. Мамардашвили (в Институте психологии) и Э.В. Ильенкова (у нас на факультете вне формального расписания). Именно в Коммунистической аудитории Института психологии (на Моховой) по четвергам проходили методологические дискуссии под руководством Георгия Петровича, которые я время от времени посещал вольным слушателем. Честно говоря, происходившее напоминало удивительный спектакль с элементами психодрамы. Это было представление, которое тщательно готовилось заранее, но каждый раз происходило по сценарию, возможному именно в данный момент. Причем важным казалось именно то, что рождалось на глазах у всех. Главным Режиссером и «Главным Акушером» был, конечно, ГП. С тех пор для меня очень важны три вещи: надо чувствовать слово и уметь его «вкусно кушать», надо действовать «здесь и сейчас», понимая при этом, что за бездействие придется нести ответственность «там и потом», и, наконец, надо понимать, что знание берется из анализа того, что было реально сделано, и чем более этот анализ критичен, тем более глубокое знание ты можешь получить.

Затем (1986-90 гг.) я участвовал в постоянно действующем семинаре А.А. Веселова и П.В. Малиновского, тему которого затруднительно назвать не только «за давностью лет», но и по причине постмодернистской сути разворачивавшихся событий. Впрочем, иногда семинар почти логично прерывался ОД играми, материал которых затем становился предметом последующих совместных обсуждений. Участие в семинаре и играх впоследствии (в 1991 г.) помогло мне довольно легко адаптировать зарубежную технологию ассесмент-центра к реалиям поздне-советской и пост-советской российской действительности, а также в значительной степени способствовало моим инициативам по когнитивной и социальной институционализации менеджмента персонала как новой профессии (1994–98 гг.).

С 1994 г. мое знакомство с Петром Щедровицким перерастает в сотрудничество и партнерство. Нам удались весьма непростые проекты с бизнес-структурами и политическими объединениями. Благодаря Петру, мне удалось проблематизировать и переосмыслить значительную часть методов и технологий, которые я разрабатывал и использовал как социальный психолог. Пожалуй, в определенной степени мои размышления об инструментарии практического социального психолога («Вестник МГУ. Серия психология», № 4, 1998 г.) «прогревались» рефлексией и переосмыслением замыслов, хода реализации и итогов консультационных проектов того времени. В 99-м мы вместе с Петром учредили консультационно-обучающую компанию «Центр кадровых технологий – XXI век», которая была осевой структурой в организации и проведении Всероссийского конкурса «Государственная служба – кадры нового поколения». Он по инициативе С.В. Кириенко проводился с того самого момента, когда в рамках административной реформы возникли федеральные округа (2000-02 гг.) Основное внимание уделялось разработке концепции программного управления округом, освоению матричных форм организации, отработке технологий формирования горизонтальной сетевой управленческой команды, созданию инфраструктуры взаимодействия государства с гражданским обществом. Думаю, что в рамках этого проекта нам удалось понять, что сначала можно сформировать систему компетенций, а затем, в процессе реального решения задач, определить их компетентностное и квалификационное наполнение.

Я профессор факультета психологии МГУ, доктор психологических наук.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44